АНАЛИЗ КИНОПРОКАТА 2016 ГОДА (2): РЕГИОНАЛЬНОЕ КИНО

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:2 июля 2017

Во второй статье анализа кинопроката 2016 года «Невафильм reseаrch» исследует региональное кино – количество выходящих фильмов, жанры, регионы-лидеры по кинопроизводству, результаты проката и прогнозы на будущее.   

В 2016 году тема регионального кино поднималась неоднократно как внутри страны, так и за ее пределами. В течение года прошли несколько мероприятий, посвященных этому вопросу: форум «Регион Кино» в Ульяновске, Всероссийский Форум регионального кино в рамках Якутского международного кинофестиваля, программа регионального кино на KinoPoisk Film Market в Москве и др. Активные действия по разработке дорожной карты развития кинопроизводства в регионах предпринимает Союз кинематографистов и его региональные отделения, в том числе молодежные. Картины, снятые за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, не только продолжили выходить на киноэкраны по всей стране, но и стали участниками и лауреатами российских и международных кинофестивалей. Например, якутская лента ЕГО ДОЧЬ получила главный приз 24-го фестиваля российского кино «Окно в Европу»; а в 2017-м сразу три картины были отобраны для участия в «Берлинале» – 24 СНЕГА, ДЖЕСЕГЕЙ АЙЫЫ и О5О КУЙУУРДУУ ТУРАРА (МАЛЬЧИК И ОЗЕРО). Появляются первые проекты, снятые при поддержке «Фонда кино» (ЭЛАСТИКО). Благодаря деятельности Агентства стратегических инициатив, Ассоциации продюсеров кино и телевидения и Фонда кино в российских регионах появляются кинокомиссии и разрабатываются системы «рибейтов», призванных привлечь столичные съемочные группы в регионы и в долгосрочной перспективе развить местное производство за счет наращивания инфраструктуры и повышения квалификации местной рабочей силы. Однако так ли все благополучно в этом сегменте рынка?

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИЗЫ

В 2016 году число новых региональных релизов осталось на прежнем уровне (29), однако общее количество фильмов в прокате резко возросло (с 28 до 49), поскольку многие картины прошлых лет продолжили длинный прокат в 2016-м. Все больше локальных лент выходит в общероссийский прокат как на старте (как бурятские фильмы ЭЛАСТИКО, ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕТРА, СТОП! СНЯТО! НА БАЙКАЛ!, самарский КОСТЯ или кабардино-балкарский ЛЮБОВЬ НЕ ЗА ГОРАМИ), так и после проката в республике (У ОЗЕРА САЙСАРЫ через полгода появился за пределами Якутии под названием МОЙ УБИЙЦА, хотя и не смог повторить местного успеха).

Рисунок 1. Количество фильмов регионального производства в российском прокате (2011-2016)

В 2016 году к традиционному лидеру по количеству выпущенных в прокат местных фильмов Якутии вплотную приблизилась республика Татарстан – здесь были показаны сразу 6 короткометражных сборников и еще столько же полных метров (при этом данных за прошлые годы по этой республике, к сожалению, не имеется); третье место по-прежнему остается за Бурятией.

Таблица 1. Количество региональных фильмов в российском прокате по регионам производства (2012-2016)

Регион

2012

2013

2014

2015

2016

Якутия

12

19

12

13

13

Татарстан

н/д

н/д

н/д

н/д

12

Бурятия

5

6

10

4

7

Башкортостан

0

0

3

2

2

Красноярский край

0

0

1

1

2

Кабардино-Балкария

0

0

0

1

2

Оренбургская обл.

0

0

2

0

1

Свердловская обл.

0

0

1

1

1

Иркутская обл.

0

1

1

0

1

Самарская обл.

0

0

0

1

1

Забайкальский край

0

0

0

1

1

Калмыкия

0

0

0

1

1

Чувашия

0

0

0

0

1

Липецкая обл.

0

0

0

0

1

Чечня

0

0

0

0

1

Ульяновская обл.

0

0

0

0

1

Санкт-Петербург

0

0

0

0

1

Новосибирская обл.

1

0

2

1

0

Омская об.

1

2

0

0

0

Амурская обл.

0

0

0

1

0

Тульская обл.

0

0

0

1

0

Приморский край

1

0

0

0

0

Тамбовская обл.

0

1

0

0

0

Саратовская обл.

0

0

1

0

0

 Источник: Невафильм Research

Рассматривая российский кинопрокат с точки зрения представленных на нем жанров[1], можно отметить, что в отличие от столичных продюсеров региональные производители по-прежнему чаще обращаются к серьезному взрослому кино, мужским жанрам, молодежным темам и артхаусу. При этом они не снимают блокбастеров (по причине высоких бюджетов у такого рода фильмов) и артмейнстрима; существенно меньше внимания уделяют семейным и женским картинам. В равной мере всех российских продюсеров и режиссеров интересуют комедии для взрослой публики.

Рисунок 2. Доли жанров российских фильмов широкого проката и регионального производства в 2016 году

РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРОКАТЕ

По данным, которые удалось получить Невафильм Research непосредственно от кинотеатров[2], продюсеров, из отраслевых журналов и частично из ЕАИС, в 2016 году фильмы регионального производства собрали 329 тыс. зрителей и 62 млн руб. Во многом этого удалось добиться благодаря прорыву отдельных лент в общероссийский прокат. Один только фильм ЭЛАСТИКО собрал в прокате около 19,7 млн руб. – этого результата ленте удалось добиться благодаря выходу на экраны всей страны в сотрудничестве с дистрибьютором «Наше кино».

Таблица 2. Результаты фильмов регионального производства в российском прокате (2012-2016)

Год

Посещения (тыс.)

Кассовые сборы (млн руб.)

2012

151,0

20,2

2013

265,5

52,5

2014

102,6

20,9

2015

273,1

60,6

2016

328,9

61,9

Источники: Невафильм
Research, Кинобизнес сегодня, Бюллетень
кинопрокатчика, ЕАИС

Несмотря на большое количество релизов в Татарстане в 2016 году, с точки зрения посещаемости этот регион занимает всего лишь шестое место; на первых же местах стоят республики, фильмы производства которых в 2016 году выходили во всероссийский прокат: Бурятия, Якутия, Кабардино-Балкария. Отметим, что в Липецкой области впечатляющего результата удалось добиться благодаря тамбовскому продюсеру Саркису Шакаряну, снявшему и прокатавшему в городе картину с участием местных школьников ВСЕ КАК В КИНО 2. В Ульяновской области успех также обеспечила лишь одна картина – долго готовившийся проект ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ (реж. Евгений Кравченко), произведенный компанией-энтузиастом развития регионального кино «ВолгаКиноЛокейшн» (именно под ее эгидой уже пять лет в Ульяновске собирается форум «РегионКино»).

Таблица 3. Топ 10 регионов, в которых были произведены и выпущены в прокат фильмы, по числу посещений в 2016 году

Место

Регион

Количество фильмов

Посещаемость (тыс.)

Кассовые сборы (тыс. руб.)

1

Бурятия

7

116,3

25 118,4

2

Якутия

13

76,5

15,530,9

3

Кабардино-Балкария

2

41,5

7 025,8

4

Липецкая обл.

1

35,0

5 250,0

5

Ульяновская
обл.

1

18,4

3 124,0

6

Татарстан

12

17,0

1 288,0

7

Красноярский
край

2

9,0

2 155,2

8

Самарская обл.

1

6,7

1 191,5

9

Санкт-Петербург

1

3,5

703,4

10

Забайкальский
край

1

1,8

260,4

Источники: Невафильм
Research, Кинобизнес сегодня, Бюллетень
кинопрокатчика, ЕАИС

Первую строчку рейтинга региональных фильмов с большим отрывом занимает ЭЛАСТИКО (реж. Михаил Расходников), который, как уже было отмечено, был снят при поддержке Фонда кино и вышел во всероссийский прокат осенью 2016 года – после успеха того же продюсера (Евгения Замалиева) в 2015 году с картиной РЕШАЛА 2: напомним, ее посмотрели 124 тыс. зрителей, принеся в кассу 27 млн руб., прокатом занималась компания «Арена».

На втором месте в прошлом году был якутский триллер МОЙ УБИЙЦА, который усилиями «Кинологистики» вышел в общероссийский прокат, хотя собрал по всей стране в несколько раз меньше, чем в одной Якутии (1,3 и 4,8 млн руб. или 6 и 30 тыс. зрителей соответственно). Этот опыт свидетельствует о том, что за пределами родных регионов локальные фильмы не близки зрителям и им очень тяжело преодолеть недоверие не только аудитории, но и кинотеатров, отказывающих им в росписи.

Таблица 4. Топ 10 фильмов регионального производства в 2016 году в российском прокате по числу посещений

Место

Фильм

Прокатчик

Год пр-ва

Дата релиза

Регион

Посе-щае-мость (тыс.)

Кассовые
сборы (тыс. руб.)

1

ЭЛАСТИКО

Наше кино

2016

24.11.16

Бурятия

90,3

19 653,9

2

У ОЗЕРА САЙСАРЫ / МОЙ
УБИЙЦА

Art Doydu / Кинологистика

2016

18.02.16 / 03.11.16

Якутия

36,1

6 098,4

3

ВСЕ КАК В КИНО-2

Фонд “Скей фильм”

2016

22.03.16

Липецкая
область

35,0

5 250,0

4

ГЕКТАР. БАЙАНАЙДААХ СИР

Детсат

2016

13.10.16

Якутия

23,9

5 244,9

5

ЛЮБОВЬ НЕ ЗА ГОРАМИ

Кинологистика

2016

15.12.16

Кабардино-Балкария

21,3

2 101,5

6

ПО НЕБУ БОСИКОМ

Storm Cinema

2015

17.12.15

Кабардино-Балкария

20,2

4 924,3

7

БАЙКАЛЬСКИЕ КАНИКУЛЫ

Asia Films

2015

05.11.15

Бурятия

19,2

3 832,6

8

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ

Волгакино-локейшн

2016

01.12.16

Ульяновская
область

18,4

3 124,0

9

ДОРОГИ

Мечта

2015

03.12.15

Красноярский
край

8,9

2 144,2

10

КОСТЯ

Панорама кино

2016

31.08.16

Самарская
область

6,7

1 191,5

Источники: Невафильм
Research, Кинобизнес сегодня, Бюллетень
кинопрокатчика, ЕАИС

Таким образом, региональное кино сегодня – это жесткие жанровые картины (боевики или комедии), которым удается завоевать доверие зрителей, кинотеатров, федеральных прокатчиков и даже Фонда кино. Однако таких игроков немного – это кинематографисты из Бурятии (часто работающие в сотрудничестве с коллегами из Иркутской области).

По примеру Якутии другие национальные республики (Татарстан, Кабардино-Балкария, Чечня и др.) также пытаются развивать свой кинематограф, снимая фильмы на русском или национальном языке. Во втором случае у них мало шансов выйти в общероссийский прокат, но и русский язык фильма не является гарантией успеха, как показал опыт с якутской картиной МОЙ УБИЙЦА.

Ограниченные средства оставляют мало возможностей региональным кинематографистам для того, чтобы снимать зрительское кино, поэтому за пределами тех регионов, где есть внутренний прокат, авторы сосредотачиваются на артхаусе – эта ниша позволяет рассчитывать хотя бы на фестивальную судьбу.

В ближайшее время увеличение финансирования в регионах не предвидится, а значит, местным киноэнтузиастам надо самостоятельно искать пути выхода на потенциальных инвесторов и в кинопрокат (причем вторая проблема стоит куда острее). В этом может помочь общение региональных режиссеров и продюсеров друг с другом и со столичными профессионалами. К счастью, движение в этом направлении есть, а значит, у регионального кино в России есть шанс на успешное будущее, хотя и не такое уж близкое. Лишь бы очередные решения федеральных властей не подкосили это движение на корню.

© 2017, НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

Ксения Леонтьева, ведущий аналитик Невафильм Research

Александр Стоев, аналитик Невафильм Research

 

Запрещено использование материалов данной статьи, статистических данных и /или фрагментов текста данной статьи в коммерческих целях без письменного разрешения АО «Невафильм».

Итоговый отчет о развитии кинорынка России в 2016 году можно заказать в компании «Невафильм» – https://research.nevafilm.ru/reports/russian-film-market/2016/


[1] Классификация региональных фильмов – Александр Дьяков, cinemaplex.ru

[2] Информацию предоставили: «People`s cinema» (Улан-Удэ), «Большой» (Ростов-на-Дону), «Гигант» (Хабаровск), «Еврозона» (Улан-Уде), Иркутский областной кинофонд, «Киномакс», «Кинопредприятие Мурманск», «Континент Синема», «Космос» (Чернянка),  «Лена» (Якутск),  «Мегаполис», «Мир» (Невинномысск), «Октябрь» (Ставрополь), «Синемацентр» (Якутск), «Совкино» (Хабаровск), «Сокол» (Оренбург),  «Стар Синема» (Альметьевск, Сочи),  «Темп» (Кяхта), «Формула кино»,  «Художественный» (Самара), «Чарли» (Братск), «Эпицентр» (Красноярск), Якутская республиканская киносеть.

В ТЕМУ
АНАЛИЗ КИНОПРОКАТА 2016 ГОДА (1): КЛАССЫ ФИЛЬМОВ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии