Любитель живёт надеждами; профессионал работает.
Гарсон Кейнин
Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы.
Зигмунд Фрейд
Мои работы, мои любимые нетленки, которым суждено остаться в анналах истории, раз современники не ценят, явятся потомкам через хребты веков, как свет потухших звёзд или как стрела в амурно-лировой охоте. Тем более что всё, что было, всё, что есть и всё, что будет – давным-давно объяснено и предсказано в моих работах. Думаю, что и все читатели привыкли, что мои прогнозы постоянно и неизбежно сбываются. Причём стали сбываться с пугающей, даже для меня, быстротой.
Стоило мне написать о возможных проблемах Вольги (пост на ФБ «Памяти Люксора»), как они сразу же и наступили. Видимо, прогноз на 2019 кинопрокатный год тоже сбудется, и ждёт нас очередное падение кассовых сборов и посещаемости кинотеатров процентов так на 13-13,5 (по сравнению с рекордным 2017 г.). И не страшно, что о падении говорю я один, все же прочие эксперты рынка уверены в росте на 10%, им так хочется. Я же, не выдавая желаемое за действительное, оперирую только научно обоснованными, рассчитанными по математическим моделям выводами.
Примерно такие мысли крутились в моей голове, когда я наблюдал за битвой «гигантов» современного кинопроката – Гурвинека и Корги, и поднятого из-за этого шума, шума до небес. Из абсолютно обычного, рабочего момента, не стоящего даже особого внимания, раздули бурю в стакане воды, превратив всю эту тривиальную ситуацию в битву за свободу! Именно такое впечатление складывается, читая статьи ведущих журналистов, специализирующихся на теме кинобиза. Стоило нам поиронизировать над статьёй Ксении Болецкой в «Ведомостях» под заголовком «Кинобитва за свободу выбора», назвав всё происходящее «битвой Березина за нашу и вашу свободу», как Андрей Архангельский пишет статью «За нашего и вашего «Корги». Как бунт против Минкульта объединил владельцев кинотеатров», вынеся в заголовок то, что ранее казалось не более чем невинной, товарищеской шуткой. Андрей, Вы это серьёзно? Нельзя же так! “Скажите, а вы из принципа игнорируете здравый смысл или у вас к нему личная неприязнь?”
Воистину, мы рождены, чтоб шутку сделать былью!
Как-то понятие «свободы» у нашей современной либеральной интеллигенции мельчает, нивелируется от «Свободы, ведущей народ, она же, Свобода на баррикадах» до свободы выбора потребителя,
до свободы выбирать между плохим, как в художественном, так и в кассовом смысле (Корги), и очень плохим (Гурвинек). Не знаю, обратили ли внимание борцы за свободу нашего выбора на тот факт, что Корги никто и не запрещал, ему выдали ПУ не с 7 марта, а на 2 недели позже (с 21 марта), и все желающие могли свободно, не боясь за себя и своих близких, посмотреть этот «шедевр» бельгийской мультипликации.
Скажу честно, никто особо и не переживал (я имею в виду зрителей), что Корги не вышел 7 марта, никто вообще не заметил бы, если бы его совсем не выпустили, никто особо не радовался его выпуску 21 марта. Это не тот релиз, который что-то решает в судьбах кинотеатров. И это не пустые слова (я вообще стараюсь не бросаться голословными заявлениями). 7 марта я посетил 3 ведущих кинотеатра г. Екатеринбурга, спрашивая у зрителей на какой фильм они пришли и заметили ли отсутствие Корги. 82 (!!!!) % сказали, что пришли на Капитана Марвел, 18 % не определившихся сделают выбор у касс. Не было ни одного зрителя, который высказал бы жалость из-за отсутствия Корги или радость из-за присутствия в репертуаре кинотеатра Гурвинека. Всё это не те релизы, на которые целенаправленно идут люди. Кинотеатры бы только приобрели от их отсутствия в прокате, поставив шире того же Капитана Марвел и Как приручить Дракона. Это как с осетриной второй свежести – её вполне можно употреблять в пищу не отравившись, но насколько лучше оставить в продаже только осетрину первой и только первой свежести. Наверняка, есть любители рыбки с душком, но их не так много, и не надо ради их вкуса настаивать на праве выбора осетрины не лучшего качества.
Что же такого страшного произошло 7 марта сего года, что, по мнению БК, «войдёт в историю кинопроката» (видимо, мирового)? На первый взгляд, ничего страшного. В очередной раз, очередной проект компании Вольга не получил очередного прокатного удостоверения. Всё как всегда: в очередной раз, эта информация была получена кинотеатрами незадолго до даты релиза, что, конечно, не есть хорошо, в очередной раз Вольга отмолчалась, как будто бы её эта проблема не касается, в очередной раз за обиженную Вольгу «вписались» кинотеатры и СМИ. И каждый раз у меня возникают вопросы:
-почему все эти перипетии происходят только с Вольгой и только с ней;
– и почему в её защиту так бурно выступают кинотеатры, объединённые в АВК, а не, например, родная ассоциация дистрибьюторов?
Проблема постоянных срывов проката должна, в значительно большей степени, волновать самих дистрибьюторов и, в первую очередь, независимых (по понятным причинам). Но очередное молчание не только Вольги, но и коллег по цеху. Зато кинотеатры отреагировали мгновенно. Понятно, если бы коварный Минкульт отказал в прокате Капитану Марвел, а так битва двух не системообразующих фильмов. Напомню своим читателям, что мы договорились считать системообразующими всего (целых!) 104 фильма в год со сборами от 100 млн. руб и выше. Ещё раз – не 5 (10, 20), а 104 фильма со сборами от 100 млн. руб. Относится ли к этим фильмам Гурвинек? Очевидно, что нет! Только в фантазиях его продюсеров он мог достичь этой гроссмейстерской цифры, войдя в число избранных. Его потолок – не более 30 млн. руб при любой росписи. Корги как проект оценивался мной гораздо выше – в 60-70 млн. руб., что, впрочем, явно недостаточно для попадания в список системообразующих релизов. И ради чего было так горячиться, перефразируя Гоголя можно сказать: «Корги – довольно симпатичный мультик, но зачем же стулья ломать?»
Как не покажется странным, но дополнительные шансы у Корги появлялись как раз в дату релиза с 21 марта. Ведь уик-энд с 7 по 10 марта, конечно, длинный, праздничный, но Корги там пришлось бы не сладко. Капитан Марвел, Как приручить дракона и Любовницы (всё-таки 8 марта) не дали бы ему хорошо встать в эти сроки. Да и зрители при таком-то выборе пошли бы на него разве что в последнюю очередь (только на многострадального Гурвинека спрос был бы намного ниже). Старт же с 21 марта виделся намного более многообещающим. Это и каникулы (что лучше одного праздничного дня), и лучшая роспись, так как Балканский рубеж и рассчитан на другую аудиторию, и ожидаемо провалился, Волшебный парк Джун, который мог значительно поджать Корги по количеству сеансов и их качеству (качество сеансов – это их количество в хорошее, кассовое время и в больших залах), тоже оказался не айс, что стало очевидно после старта в Америке и пресс-показа.
В итоге, Корги, стартовав в четверг в 861 кинотеатре на 2345 сеансов, получили в пятницу уже 923 кинотеатра и 2605 сеансов, в субботу 1114 кинотеатров и 3170 сеансов и, наконец, в воскресенье 1127 кинотеатров и 2646 сеансов (рост на 13% по сравнению с четвергом). Улучшилось и качество росписи, пошла ротация сеансов за счёт Рубежа и Парка. Как следствие, сборы за уик-энд составили 72 млн. руб., что гарантирует, по итогам проката, попадание в число системообразующих релизов за 2019 год, с чем компанию Вольга и поздравляем!
Необходимо отметить, что, даже находясь в таких прекрасных условиях, наработка на сеанс у Корги не явилась чем-то потрясающим. Наработка мультика в каникулы, мультика качественного и ожидаемого зрителями (как нас пытались уверять) должна была быть гораздо выше. Если у Корги наработка на сеанс составила 6 354 руб. (сравните с наработками уик-энда 7-10 марта Капитан Марвел 13 549 руб., Как приручить дракона 12 189 руб. , Громкая связь 12 316 руб., у Корги с его 6 тыс. руб. вообще не было бы шансов), то у Как приручить дракона (релиз месячной давности) 8 577 руб. Как и ожидалось, Балканский рубеж и Волшебный парк Джун показали ещё более скромные результаты (4 869 руб. и 4 401 руб. соответственно), что и позволило улучшить роспись Корги. Дополнительно на пользу сборам Корги сработала и узнаваемость релиза, полученная вследствие скандала. Всё это дало плюсом порядка 50 млн. руб. к валовым сборам Корги (за первый уик-энд), по сравнению с его возможными сборами в случае старта 7 марта.
Так как руководство Вольги никогда комментариев не даёт, в борьбе за свои права не участвует, предпочитая отмалчиваться, выпуская в бой активные кинотеатры и СМИ, у меня есть конспирологическая версия, которую я, к сожалению, не имею возможности проверить. Может быть Вольга с Министерством культуры РФ это делают специально?
Не случайно же, ощущение у многих искусственности созданной проблемы, когда можно было заранее договориться обо всём, но никто даже не сделал этой попытки. Вольга получает бесплатную рекламу своим фильмам, о них пишут и говорят все, имеющие маломальское отношение к отрасли. Минкульт же подтверждает и укрепляет свой имидж крутых парней, ведь наехать на Вольгу – это далеко не тоже самое, что, например, на Дисней. А так, всем хорошо: одним реклама, промоушен, другим – укрепление имиджа, а то о них вытирают ноги все кому не лень: и Закон о 5 млн принять не дали, и о 35% сеансов одному фильму заблокировали – полный паралич, импотенция власти, надо заботиться о своём реноме!
Более того, думаю, что дата 21 марта с самого начала нравилась Вольге для релиза “Корги” – ну не дураки же они в самом деле, чтобы добровольно отказываться от каникул? Видимо, им дали понять, что на это время ПУ они не получат, итак там собрался сильный репертуар (Капитан Марвел), мультик есть (Волшебный парк Джун), зачем ещё один, который отъест сеансы от Балканского рубежа? Устроив же битву титанов на дате 7 марта, Ершов получает, без всяких усилий с его стороны, прямо на блюдечке с голубой каёмочкой требуемое, плюс ещё и бесплатную рекламу. Гениальный ход опытных провокаторов! И все в плюсе. Минкультуры показало характер – сказали, что проката с 7 марта не будет, а будет с 21 – так и произошло, и никаким бойкотам Министерство культуры не поддавалось, не поддаётся и никогда поддаваться не будет! Вольга получила прекрасные, желаемые сроки для проката своего мульта, большой объём бесплатной рекламы и лояльность кинотеатров, которые, жалея бедную Вольгу, поставили Корги даже лучше, чем он заслуживал, что неизбежно отразилось на сборах (помните про дополнительные 50 млн. вала?).
Если есть победители, то должны быть и проигравшие? Конечно же, это АВК, в очередной раз поддавшаяся на провокацию. У руководителей АВК уже выработался условный рефлекс, как у собаки Павлова, чтобы напасть на Минкульт, им даже не требуется команды «фас» – всё происходит на уровне инстинктов. Критикуется любая инициатива Минкульта, хоть потенциально полезная для отрасли (Закон о 5 млн.), хоть вредная (Закон о 35%), по принципу «Баба-Яга – против!». В данном случае, совсем уж грубое и ничем не обоснованное ситуацией на рынке использование АВК, которая в интересах Вольги устроила бойкот ужасному Гурвинеку, не работает на авторитет организации.
Проиграли и все кинотеатры, входящие или не входящие в АВК – без разницы, проиграла отрасль. Повторяется одна и та же история – профессиональные объединения кинотеатров работают крайне не эффективно, не защищая наши интересы. Не хотелось бы, чтобы АВК постигла судьба её предшественников в лице Киноальянса и прочих аморфных организаций. АВК подставила членов своей организации, сперва объявив бойкот релизу, которым нельзя работать на любой дате – настолько он плох, а потом, отменив бойкот через неделю, порекомендовать уже работать с этим релизом. И всё это подаётся как бесспорный успех организации. Михаил Малахов: «Голос АВК был услышан». Интересно, что услышал Минкульт в этом голосе одинокого человека? Не понимание своих целей и задач? Как говорят наши французские друзья в подобных случаях: «C’est pire qu’un crime, c’est une faute» (Это хуже, чем преступление. Это ошибка).
Переходя ко второй части марлезонского балета, хочу процитировать заявление АВК по данной ситуации: « Ситуация вокруг проката в кинотеатрах фильмов «Гурвинек. Волшебная игра», на наш взгляд, позволила всем участникам российской киноиндустрии извлечь уроки». Какие всё-таки уроки извлекла российская киноиндустрия наглядно показала аналогичная ситуация с переносом старта «Мстители. Финал». Ситуация аналогичная, только реакция нашего профессионального союза и СМИ абсолютно разная. Она практически полностью отсутствует. Ничего не понимаю и честно признаюсь в этом!
В каких случаях АВК и СМИ встают на защиту моего права смотреть кино, а в каких нет? Почему, когда переносят незначительные релизы Вольги (Паддингтон и Корги), стоит шум до небес, АВК выпускает одно заявление за другим, бедному Гурвинеку устраивают бойкот, Юра Кириллов делится опытом «успешных» переговоров с Минкультом, переговоров с позиции силы, СМИ пишут статьи за нашу и вашу свободу, знаковые фигуры (Сэм Клебанов, Александр Роднянский и т.д.) клеймят позором Минкульт и лично товарища Мединского, а когда переносят старт «Мстителей» ничего и близкого по накалу страстей не наблюдается? Почему?
Видимо, есть Повод (именно так, с большой буквы) и повод (даже не повод, а так, поводишка)?
Я же не против, только объясните, почему всё же перенос малозначимого релиза воспринимается как Повод, как покушение на отечественный кинобизнес, а перенос МИРОВОЙ премьеры самого долгожданного фильма года, фильма, уже бьющего все рекорды в мировом прокате, фильма, собравшего только на предварительных продажах практически столько же, сколько собрал и Миллиард, идущий вторую неделю широким экраном в тепличных условиях, не повод для соответствующих действий?
В чём отличие ситуаций? Почему АВК не прореагировала ни на перенос Мстителей, ни на попытку сетей добиться релиза 25 апреля для премиум форматов, притом, что уже фанатами было выкуплено билетов на сотню миллионов рублей на премьерные показы в ночь с воскресенья на понедельник? Если бы Минкульт согласовал дату мирового релиза только для премиум форматов, то более грандиозной подставы для кинотеатров, в том числе входящих в АВК, невозможно было бы и представить.
В ТЕМУ:
МАТЕРИАЛЫ CINEMAPLEX “КОРГИ VS ГУРВИНЕК”
МАТЕРИАЛЫ БЛОГА МИХАИЛА БУБЛЕВСКОГО
Это запись диктовки? Больно читать такой объем совсем не структурированного текста. Попытка выдать вывод за вопрос тоже не красит автора.
Автор старался, но, чтобы он не делал, его ничего не красит, выдаёт ли он вопросы за выводы или нет! Позор Михаилу Бублевскому! Пригвоздим его к позорному столбу, подвергнув остракизму
Что ж поделать, если текст читателю принес меньше удовольствия, чем автору. При том, что автор может поставить себе в заслугу беспрецедентно детальный разбор принципа “наших бьют”, принесшего столько дивидендов всем участникам разобранного конфликта.
А это да, самое важное, конечно. Прекрасный текст, Михаил. Спасибо.
Авк уже давно молчит…
Миша, все правильно описал.
Пусть Бублевский еще расскажет о том, как в 90-е годы “Е-Арт” торговал из подвала под своим офисом миллионами пиратских кассет )))))))
Для читателей, кто не в теме, уточню: АВК вписалось не за Корги, а против практики отказа в выдаче ПУ по просьбе конкурента на дате. А по Мстителям ситуация была совершенно другая – дистрибьютор САМ перенес СВОЙ проект.. да, по просьбе, но САМ… Точка.
Миша, а твой текст вновь навязчиво напоминает о золотых словах Козьмы Пруткова: “Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану”… Береги себя! Будут вопросы – звони.