ККТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ ДЕФАКТО И ДЕЮРЕ

ККТ онлайн касса терминал

1 июля официально завершилась так называемая «третья волна» кассовой реформы, обязывающая владельцев малого и микробизнеса по всей стране применять онлайн-кассы. Наиболее болезненным данный переход был, в частности, для учреждений культуры, в особенности региональных, из-за дороговизны оборудования, технических сложностей, таких как отсутствия интернета в сельской местности, и других. Недавно принятые поправки и последние предложенные законодательные инициативы призваны защитить самых уязвимых, однако всем остальным придется адаптироваться к новым условиям.

Реформа проводится с 2017 года в рамках исполнения принятых в 2016 году поправок к 54-ФЗ, согласно которым весь бизнес России должен работать с онлайн-кассами. За прошедшие два года на новые устройства успешно перешли крупный и средний бизнес. Этим летом настал черед малого предпринимательства.

Закон значительно расширил перечень субъектов, которые могут работать вообще без применения ККТ. В соответствии с новыми правилами, ККТ может не применяться следующими субъектами (п. 13 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

• товариществами собственников жилья (при расчетах за услуги ТСЖ и при приеме платы за жилье и коммунальные услуги);
• садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами (при расчетах за услуги товарищества и приеме платы за коммунальные услуги);
• жилищными и жилищно-строительными кооперативами (при расчетах за услуги кооператива и коммунальные услуги);
• иными специализированными потребительскими кооперативами (при расчетах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности);
• образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования; физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами, музеями, библиотеками и другими подобными организациями при оказании услуг населению в области культуры.

Стоит отметить, что в перечисленных случаях все равно потребуется применять ККТ при расчетах наличными деньгами, а также расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Положения, в которых оговаривается, что вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн-касс освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях (поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды), продолжают действовать (п. 2 и п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Альтернативой ККТ в подобных случаях служат, например, автономные кассы.

Таким образом, к 1 июля 2019-го все-таки должны были начать работать с онлайн-кассами:
ИП на ЕНВД и патенте, которые продают товары несобственного производства и у которых нет наемных работников;
предприниматели на ЕНВД и патенте, которые оказывают услуги или выполняют работы и у которых есть наемные работники;
организации и ИП, которые ранее выдавали БСО с наемными сотрудниками;
вендинг без наемных работников.

Предприниматели, которые не попали под отсрочку и не успели установить кассу до обозначенного срока, рискуют получить штраф от налоговой: для юридических лиц и ИП — от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы, но не менее 10 тыс. рублей.

После 01.07.2019 изменился также порядок формирования бланков строгой отчетности (БСО), который раньше регулировались Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техник», а конкретно учреждения культуры ориентировались на Приказ Министерства культуры РФ от 17.12.2008 № 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (оба документа прекратили действие вследствие завершения переходного периода).

Под БСО теперь понимается «первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники» (ст. 1.1. Федерального закона № 54-ФЗ).

Тогда как Автоматизированная система для бланков строгой отчетности (АС БСО), согласно определению, – это «контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях».

Это означает, что БСО может быть сформирован любой моделью ККТ с принтером, а не только теми ККТ, которые в реестре ФНС помечены как «АС БСО». Традиционные формы БСО (квитанции, билеты) – остаются, утратив фискальную часть, а значит их применение не может считаться условием освобождения от использования ККТ.

В пункте 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в чеке ККТ или БСО. Этот перечень с 01.07.2019 был дополнен (Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ).

Важно отметить, что кассовый чек и БСО могут содержать, помимо обязательных, дополнительные реквизиты, учитывающие особенности сферы деятельности, в которой производятся расчеты (п. 7 с. 4.7 Федерального закона 54-ФЗ), а также любую другую информацию, не подтвержденную фискальным признаком, но отвечающую интересам бизнеса (в ФНС она не попадает).

Так как традиционные БСО (например, билеты), не были упразднены и учреждения культуры по-прежнему вправе их использовать, на сегодняшний день существует три варианта их интеграции с обязательными для выдачи документами ККТ:
кассовый БСО печатается с помощью ККТ в виде одного единого документа, куда включается вся необходимая для предприятия дополнительная информация (например, ряд и место в зале);
традиционный БСО и кассовый чек;
традиционный БСО, на который нанесен QR-код, ссылающийся на кассовый чек.

Если по каким-то причинам напечатать QR-код нет технической возможности, достаточно, чтобы на БСО были указаны шесть необходимых для идентификации чека реквизитов, а именно: дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа (п. 5.8 ст. 1.2 Федерального закона 54-ФЗ).

В ФНС пояснили (письмо ФНС РФ от 30.05.2019 № СД-4-3/10485), что, принимая плату от физлиц за вышеназванные билеты, предприятия вправе применять освобождение от НДС при выдаче документов в одной из следующих комплектаций:
• БСО, соответствующий требованиям закона о ККТ;
• билет в соответствии с приказом №257 и чек или БСО согласно закону о ККТ.

При безналичных расчетах компаний и ИП за билеты, кроме платы с использованием ЭСП, продавцы освобождаются от НДС, предоставляя клиенту один документ по выбору: БСО, удовлетворяющий требованиям закона о ККТ, или билет по установленной приказом №257 форме. Если организация заплатила по безналу, в этом случае будет достаточно одного билета.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождается от обложения НДС реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, — говорится в письме ФНС.

В Законе также предусматриваются случаи, когда можно применять ККТ удаленно, то есть касса может располагаться вне места проведения расчетов (новый п. 5.6 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ):
• при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (за исключением расчетов в безналичном порядке в интернете и через торговый автомат, на дисплее которого показывается QR-код);
при расчетах по месту выполнения работ, оказания услуг, когда работы выполняются (услуги оказываются) вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
при расчетах, предусмотренных п. 5.8-5.10 ст. 1.2 Федерального закона 54-ФЗ (при оказании услуг населению с использованием утвержденных БСО, продаже проездных билетов в салоне транспортного средства, расчетах за услуги ЖКХ).

В этих случаях кассовый чек и БСО клиенту можно передать одним из двух способов (п. 5.7 ст. 1.2 Закона о ККТ):
• отправить на email или на телефон клиента информацию, которая позволит идентифицировать кассовый чек на сайте ФНС или ОФД;
• дать возможность клиенту в момент расчета считать QR-код с любого удобного устройства. Это позволит найти чек в приложении ФНС и при необходимости распечатать его. Такой чек равнозначен чеку, сформированному на ККТ или отправленному в электронной форме.

Однако поправки не отменяют возможность использовать обычную онлайн-кассу в месте расчета.

Напоследок отметим, что в конце июля группа сенаторов Совета Федерации РФ внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект № 761631-7 с поправками в Федеральный закона № 54-ФЗ, в котором предлагается освободить от применения ККТ муниципальные учреждения культуры.

Политики сослались на данные Росстата, согласно которым, в 2017 году количество организаций культурнодосугового типа (в сельской местности) по стране составляли 38 тысяч. При стоимости ККТ в среднем 23-25 тыс. рублей (вместе с регулярным обслуживанием) их повсеместное внедрение приведет к дополнительным расходам отрасли культуры, оценивающееся в 900 млн рублей. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет удорожание себестоимости услуг.

Как отмечается в пояснительной записке, городские учреждения имеют финансовые возможности для приобретения ККТ, а наличный оборот их средств зачастую бывает значительным. При этом у муниципальных учреждений культуры, расположенных преимущественно в сельской местности, небольшие финансовые обороты (до 100 000 рублей в год). Приобретение ККТ будет для них накладным.

Однако под освобождение не будут подпадать организации, расположенные в городах, районных центрах, поселках городского типа. По мнению авторов законопроекта, такие учреждения имеют финансовые возможности для приобретения ККТ.

Источник: ФНС

В ТЕМУ:

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-КАСС

ВСЕ, ЧТО МОЖНО ПРОЧЕСТЬ О ФЗ-54 НА CINEMAPLEX

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Старец
Старец

Сколько же уже можно выпускать сырые законы