1917 (30 ЯНВАРЯ; UPI): ВРЕМЯ НА ИСХОДЕ

1

30 января в российском прокате стартует «1917» — военный триллер, смонтированный в виде одного непрерывного плана. Фильм Сэма Мендеса стоит посмотреть не только из-за технических достижений — сейчас это главный кандидат на «Оскар» в номинации «Лучший фильм».

ТРЕЙЛЕР

Трейлер фильма намекает на типовую военную драму. В нем есть экшен, соответствующий масштаб и духоподъемные реплики, но нет намеков на главную черту фильма — монтаж в виде одного плана.

ПРОСМОТР

Апрель 1917 года. Европа охвачена ужасами Первой мировой войны. Двое британских солдат (их играют Джордж Маккэй и Дин-Чарльз Чепмен) получают от командования важное задание. Юнцам нужно пересечь несколько километров выжженой земли и добраться до другого полка, чтобы доставить приказ об отмене атаки на немцев. Малейшее опоздание — и 1600 человек попадут в засаду неприятеля и лягут костьми.

Главная уникальность 1917 — техническая. Новый фильм Сэма Мендеса полностью смонтирован в виде одного непрерывного плана. Картина устроена таким образом, что у зрителя возникает иллюзия, будто он два часа наблюдает за происходящим в режиме реального времени. Камера то аккуратно семенит за героями, то обгоняет их, то останавливается и в статике фиксирует, как герои обдумывают следующий шаг. Никаких резких смен ракурсов и чередования камер — только один двухчасовой план.

2

Впрочем, в фильме есть несколько монтажных склеек. Их трудно заметить невооруженным глазом, но насмотренный зритель быстро смекнет, где создатели пошли на ухищрения. Например, камера часто опускается в темное пространство или крупным планом показывает один предмет (например, сумку героя), закрывающий собой все остальное. В таких сценах выполнить переход между планами гораздо проще — чем меньше деталей в кадре, тем легче обмануть глаз.

Жанрово 1917 не столько чистокровный боевик, сколько военная драма с налетом триллера. Да, здесь есть несколько блестящих экшн-сцен, но красная нить фильма — это миссия главных героев, и ужасы, которыми усеяна их дорога, не всегда доносятся в виде пуль или взрывов. Зачастую это, например, незнание местности или банальная неуверенность, что в ближайшем бараке тебя не поджидает меткий снайпер. Мендес показывает войну как встречу с неизведанным, и непредсказуемость как источник саспенса в его руках работает безотказно.

3

Зрительская эмпатия — во многом заслуга кастинга. Младших капралов Блейка и Скофилда играют Дин-Чарльз Чэпмен и Джордж Маккей, актеры, не обремененные оглушительной славой и особой узнаваемостью. Отсутствие голливудского лоска делает их похожими на простых людей, коими они и являются по сюжету, а не на суперзвезд, забежавших на площадку после съемок в очередном кинокомиксе. При этом иронично, что любимцам публики Бенедикту Камбербэтчу, Колину Ферту и Эндрю Скотту отведено по несколько минут.

Вообще, съемка как бы в реальном времени воспроизводит опыт, знакомый любому впечатлительному человеку. В первые полчаса Блейк и Скофилд то и дело встречают отголоски баталий: запекшиеся на солнце трупы, пустые траншеи, обломки зданий и оставленные ловушки. Глядя на все это, трудно представить (особенно в силу отсутствия армейского опыта), как именно война оставляет после себя выжженную землю. Разруха и гибель кажутся чем-то неправильным, противоестественным, нереальным. Но весь последующий час Мендес в красках показывает деструктивную мощь вооруженного до зубов человека. В итоге, то, что еще пять минут назад не укладывалось в голове, резко оборачивается суровой реальностью.

Отсюда следует лейтмотив картины. По сути, герои Мендеса — не прожженные вояки, не рыцари без страха и упрека, не адепты насилия. Их задача — остановить сражение, спасти человеческие жизни, а не изрешетить очередной отряд (в одной из сцен Блейк даже спасает жизнь немецкому летчику). И в этих чертах улавливается вечно актуальная мысль: порой герой — не тот, кто сломя голову рвется в битву, а тот, кто изо всех сил старается ее предотвратить.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Зрители старше 16 лет, неравнодушные к военно-историческому кино (самые очевидные примеры — ДЮНКЕРК и СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА).

ПРОКАТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Фильм стартует в прокате 30 января и входит в тройку самых узнаваемых релизов этой даты, другие два — номинированные на «Оскар» МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ и российская фантастика КОМА. ЦА 1917, фильма о Первой мировой войне, слабо пересекается с ЦА этих двух картин.

РЕФЕРЕНСЫ

ВЫЖИВШИЙ (478 млн на старте / 1,1 млрд на рынке СНГ, 20-й Век Фокс СНГ) — вестерн с изощренной операторской работой, также участвовавший в «оскаровской» гонке.

ДЮНКЕРК (140 млн на старте / 327 млн на рынке СНГ, Каро-Премьер) — военный экшн Кристофера Нолана с похожим бюджетом и несколькими номинациями на «Оскар».

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Технически выдающееся военное кино, смонтированное одним планом и напоминающее, что героизм — не только участие в войне, но и стремление ее предотвратить.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии