По данным исследования Focus Technologies, в период с января по ноябрь 2022 года количество посетителей на одну тысячу квадратных метров площадей в крупнейших ТЦ Москвы и Подмосковья снизилось на 25% относительно 2021 года.
Сейчас часто крупные торговые центры напоминают галереи, где человек может посмотреть товары, а заказывать их же он отправляется в интернет. Кроме того, темп жизни современных людей заметно ускорился и тратить целый выходной на неспешные прогулки по моллам уже никто не хочет, – говорит директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital Артем Филипов.
Снижение трафика посетителей, а вместе с этим и падение доходов заставляет торговые центры меняться. Эксперты уверены: те площадки, которые смогут предложить посетителям что-то уникальное, то, что невозможно получить в онлайн-ретейле или где-то еще, останутся на плаву. Остальных ждет банкротство. Многие ТЦ это понимают, поэтому приглашают тех арендаторов, которые не представлены на популярных маркетплейсах.
Сегодня основной запрос посетителей торговых центров — это новые торговые марки, не раскрученные в интернете, дающие ощущение эксклюзивности покупки. По этому пути уже более пяти лет идут азиатские площадки. Та же Корея активно использует преимущества локальных брендов, устраивая целые кластеры внутри ТЦ. Например, в одном из самых популярных торговых центров Сеула я насчитал более ста магазинов локальных брендов. Это мелкие ремесленники, производящие уникальные товары и услуги. Даже 30% продуктовых товаров предлагаются в такой концепции, – поясняет консультант по ТЦ, президент компании Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров SLAVA Александр Перемятов.
Эксперты уверены, что через пару лет что-то похожее мы увидим и в России, прежде всего в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Однако трансформация торговых центров не ограничивается лишь предложением уникальных товаров. Впечатления — вот еще один весомый якорь, который будет удерживать посетителей ТЦ.
Еще до пандемии очевидным стал запрос на эмоцию, а не просто на покупку, запрос на необходимость новых торговых объектов, выполняющих функцию дополнительной социализации и комфортной среды. Однако медвежью услугу всем торговым центрам оказали города, успешно развивающие общественные зоны: катки, парки, места для отдыха с большим количеством активностей. Такие пространства предлагают лучшую альтернативу ТЦ, а зачастую еще и удовлетворяют многие покупательские потребности, например, в еде и развлечениях. Даже благополучным торговым центрам с хорошим пулом арендаторов рядом с такими точками притяжения выживать все сложнее, – отмечает Александр Перемятов.
Изменятся и привычные фуд-корты, трансформируясь в полноценные кафе и рестораны или объединенные пространства, но в которых посетители смогут проводить с комфортом достаточное количество времени.
Новым трендом являются фуд-холлы. Основное отличие нового формата заключается в том, что здесь люди хотят сидеть долго, а в фуд-корте ставка делалась на быстрый перекус, – отмечает Полина Фиофилова.
Впрочем, эксперты не считают, что торговые центры превратятся из “больших магазинов” в сплошь креативные пространства с развлечениями и коворкингами. Трансформация все равно не исключит главной составляющей всех ТЦ – территории покупок.
Никогда развлекательные концепции не позволят заработать с торгового метра столько же, сколько ретейл. Тут очень важен баланс и верный выбор целевой аудитории, – отмечает Александр Перемятов.
Источник: Российская газета
В ТЕМУ:
ПОСЕЩАЕМОСТЬ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В ПРАЗДНИКИ ОКАЗАЛАСЬ НИЖЕ ПРОШЛОГОДНЕЙ
ПОСЕТИТЕЛЬ УХОДИТ ИЗ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ