По итогам 2025 года Российское авторское общество (РАО) может вернуться к рекордным показателям по объёму судебных требований, установленным ещё в 2018 году, сообщает Коммерсант. Уже на 12 октября организация подала 1 850 исков на сумму 419,6 млн рублей за публичное воспроизведение музыкальных произведений — это больше, чем за весь 2023 год, когда было заявлено 362 млн рублей.
Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», большинство исков (около 1 000) касаются нарушений авторских прав, 541 — охраны интеллектуальной собственности, а 131 — неисполнения обязательств по договорам с РАО. При этом подавляющее большинство дел рассматривается в упрощённом (приказном) порядке, без вызова сторон и без мотивировочной части в решениях. Это затрудняет анализ конкретных обстоятельств нарушений, отмечают юристы.
По таким делам суд выносит только резолютивную часть — без объяснения причин и сути спора. Поэтому сложно понять, действительно ли имело место незаконное использование музыки или речь идёт о невыполнении договорных обязательств, — поясняет Илья Чамуха, руководитель юридической фирмы Sample Legal.
Эксперты называют две основные причины роста числа исков. Во-первых, РАО, вероятно, усилило контроль за соблюдением авторских прав и активизировало судебную работу. Во-вторых, в 2024 году значительно выросло число музыкальных мероприятий: по данным MTS Live (Ticketland, Ticketscloud), за первое полугодие количество концертов увеличилось на 29%, а фестивалей — на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно заметен всплеск летних фестивалей — их число выросло на 43%, до 157 мероприятий. Участники рынка связывают этот тренд с развитием внутреннего музыкального туризма и появлением новых региональных форматов.
Многие организаторы, особенно кавер-групп и фестивалей, могли не заключить договоры с РАО или не перечислить положенные отчисления, что и стало основанием для исков.
Причиной увеличения числа дел становятся не только факты незаконного использования произведений, но и банальное неисполнение предпринимателями своих договорных обязательств, — отмечает Георгий Давидьян, исполнительный директор юридической компании «Медиа-НН».
Напомним, согласно Гражданскому кодексу РФ, вознаграждение за публичное воспроизведение музыки (в ресторанах, кинотеатрах, на телевидении, радио и т.д.) собирает РАО, а затем распределяет между правообладателями. В 2022 году общие поступления от пользователей музыки составили 3,2 млрд рублей. Однако выплаты иностранным авторам оказались рекордно низкими — всего 20,7 млн рублей. В 2023 году РАО перечислило авторам из «недружественных» стран и лицам с иноагентским статусом 10,56 млн рублей на специальные счета типа «О».

