ШКОЛА МОЛОДОГО КИНОТЕАТРА (6): РЕПЕРТУАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в кассеВот мы, наконец, добрались и до «сладкого»…  Сегодня на повестке дня – принципы постановки фильмов в прокат  и формирование репертуара.

По моему скромному мнению, принцип формирования репертуара одинаков для кинотеатров с любым количеством залов, есть у Вас один зал или 16 – по большому счету, это совершенно не важно. Я расписывала как однозальник, так и 16–зальник, и если Вы научитесь расписывать хотя бы один зал, то все остальное не имеет значения. Трудности могут возникнуть только из-за оборудования, которое стоит у вас в кинотеатре (пленка или цифра), но об этом чуть ниже.

В процессе формирования репертуара лично я всегда придерживалась основного принципа – есть два-три фильма с потенциально высокими сборами, которые надо обязательно ставить в роспись, и, уже отталкиваясь от них, закрывать «дырки» всем остальным, что есть в прокате, с учетом вашей зрительской аудитории и ее предпочтений. Еще раз подчеркну – количество залов не имеет значения.

Пример из опыта работы:

Когда меня пригласили расписывать 16 залов, то я увидела, что репертуар этого кинотеатра состоит из ВСЕХ фильмов, которые выходят на этой неделе. То есть от хитов до арт-хауса… Несомненно, с точки зрения разножанровости – это прекрасно, однако с экономической точки зрения – это неправильно. Я видела лица зрителей, которые подходили к кассе и просто терялись от количества фильмов в прокате. И в даты, когда выходило большое кино – для него просто не было достаточного количества места в залах кинотеатра. Зрители, которым неинтересен был остальной репертуар – просто разворачивались и уходили. Ни в коем случае я сейчас не хочу сказать, что девушка, которая расписывала кинотеатр до меня – плохой профессионал, просто руководство поставило перед ней именно такую задачу – брать все… Что она и делала. И вместо того, чтобы поставить перед букером другую задачу или послушать ее мнение, с ней предпочли попрощаться и пригласить другого человека, которым оказалась я. Но это уже совсем другая история…

Передо мной же стояла задача повышения посещаемости, и, как следствие, выручки, и я взяла курс на укрупнение репертуара. То есть если выходила, например, КУНГ-ФУ ПАНДА – то я взяла ее шестью копиями и сеансы расставились с перерывом в 15 – 20 минут. Надо ли говорить о результатах? Они были положительными.

Теперь об инструментах.

Каждый букер имеет в арсенале свой, удобный способ отображения росписи на бумаге, кто-то пишет в блокнот, разбивая по неделям и деля страницу на блоки, я же пользовалась вот такой табличкой:

таблица

 В левой колонке указывается название фильма, далее – название дистрибьютора, далее – хронометраж, и далее роспись фильмов по неделям.

Таблица крайне простая к восприятию, даже если делать ее на несколько залов. В данном примере – таблица на один зал.

Благодаря ее наглядности можно понять, сколько сеансов на той или иной неделе свободно, и какие жанры работают одновременно. В соответствии с указанным хронометражом также видно, как можно составить расписание. При хронометраже фильма в 130 минут  в стандартный рабочий день кинотеатра не поместится больше пяти разумных сеансов, если только Вы не практикуете показы нон-стоп.

Несколько слов о «карамельках», которые сейчас существуют для букера. Зайдите на сайт www.распиши.рф,  и вы все поймете.

Есть группа талантливых людей, которые воплотили в жизнь идею, которая лежала на поверхности уже много лет. Я знаю многих, кто хотел это сделать, но «руки так и не дошли», а они – сделали. Узнала я про них случайно, от коллег, попробовала работать на их платформе – и это оказалось ооочень удобно. Осталось только сожаление, что никто не сделал этого раньше, и много лет мне приходилось чертить таблички в экселе… Я уже не говорю о составлении расписания вручную, ошибках в вычислении времени окончания и начала сеансов и всего, что с этим связано. Был бы у меня тогда этот инструмент, скольких седых волос на моей голове не было бы сейчас – подумать страшно… 🙂

При формировании репертуара и расписания кинотеатра следует учитывать:

1. Режим работы кинотеатра.

Есть примеры, когда кинотеатр в будни работает с 12.00 до 23.00 – далее просто не имеет смысла, потому что город “засыпает” рано. В выходные и праздничные дни – с 10.00 до 1.00, при этом в воскресенье он может работать с 10.00 до 23.00, так как впереди понедельник, и ночные сеансы просто не работают, нет смысла держать персонал. Существуют примеры и круглосуточной работы кинотеатра: основной прокат начинается с 9.00, и последний сеанс заканчивается около 00.00, а далее идет нон-стоп, потом делается перерыв час-два на уборку кинотеатра, и рабочий день продолжается. Решения о графике работы принимаются индивидуально – в зависимости от качества площадки.

2. Оборудование в залах кинотеатра.

К сожалению, эта проблема сейчас стоит достаточно остро для площадок, не полностью оборудованных цифровыми проекторами.

Если Вам повезло и в вашем кинотеатре во всех залах стоит новое цифровое оборудование, то этот пункт можно просто пропустить и сэкономить несколько секунд времени.

Всем остальным – мои соболезнования.

До сих пор на территории России есть огромное количество площадок, которые полностью не оцифрованы и ситуация, когда, например, в трехзальнике стоит в одном зале пленочное оборудование, а в двух других – цифровое – не такая уж и редкость. И так как дистрибьюторы на данный момент все более активно переходят на выпуск фильмов только в цифровом формате – обеспечить репертуар в зале, где стоит только пленочное оборудование, становится все сложнее. Слава небесам, еще существует практика выпуска Больших Блокбастеров на обоих носителях (цифра и пленка), и тогда пленочный зал вам поможет поставить дополнительные сеансы на фильм повышенного спроса, если нет – приходится «сотворять мир» из ничего…

Как бы нам этого не хотелось, но прогресс не стоит на месте, и цифровать все залы придется рано или поздно, так что если у вас еще не сделано это – стоит задуматься. Буквально две недели назад на моих глазах двузальный кинотеатр просто закрылся, потому что владелец до последнего не хотел вкладывать деньги в замену оборудования и как результат – сначала работа пленками только на блокбастерах, которые выходят далеко не еженедельно, как следствие – потеря интереса аудитории к кинотеатру, затем они скатились до проката пленок только вторым и третьим экраном после больших столичных кинотеатров и в конце концов люди просто перестали приходить в кино, потому что ставить было толком нечего…

3. Целевую аудитория кинотеатра.

Если ваша площадка стоит в «рабочем районе», и вашими основными посетителями являются в будние дни по вечерам молодежь, а в выходные и праздничные дни – на утренние и дневные сеансы – семьи с детьми, то репертуар Вы будете формировать ориентируясь именно на этот признак.

Если ваш кинотеатр  «встроен» в культурный центр с большим концертным залом (допустим, Вы открываетесь или работаете на площадке городского Дворца культуры, которые строились по советским проектам и, как правило, имели один большой зал на 600 – 1000 мест, и вы его сохранили), тогда есть возможность привлекать и аудиторию с возрастом 30 + с иными предпочтениями в репертуаре,  и это, соответственно, вы тоже будете учитывать.

Как правило, в кинотеатрах первого типа хорошо работают семейные комедии, анимация без возрастных ограничений или с долей «взрослого» юмора (ШРЭК, КУНГ-ФУ ПАНДА, СЕМЕЙКА КРУДС). Такие анимационные ленты хорошо работают и на вечерних сеансах (но не на самых поздних). Также на этих площадках отлично собирают различного рода хорроры, и молодежные комедии с юмором 18 +.

На площадках второго типа к вышеперечисленному можно смело добавлять в прокат оперы, фестивальные фильмы (ограниченным количеством сеансов, конечно же). Хочу предостеречь вас от очень серьезного отношения к опросам аудитории по предпочтениям. Есть не один пример, и не только в моей практике, когда при низкой посещаемости кинотеатра мы проводили опросы: «Что бы вы хотели посмотреть в нашем кинотеатре?». Огромное количество голосов было отдано за старое кино. Надо ли рассказывать, сколько усилий было затрачено на поиски фильмов, уже прошедших в прокате, переговоры с Облкинофондом, потому как просили именно старое советское кино, проведение дополнительной рекламной кампании на эти показы. Как итог – выхлоп был близок к нулю… с тех пор лично я зареклась связываться с такими авантюрами.

4. Наличие / отсутствие градообразующих предприятий в городе, режима их работы и графика выдачи зарплаты.

Например, у вас в городе большой и крупный завод, на котором работает большая половина платежеспособного населения города. При окончании рабочего дня дневной смены в 17.00 очевидно, что топовым вечерним сеансом будет сеанс, который Вы поставите в 18.00 – 18.30. Чтобы заводчане успели прийти домой, поужинать, переодеться и прийти в кинотеатр. Опять же, если у вас в городе много институтов, то стоит понимать, что увеличение посещаемости кинотеатра будет только после окончания занятий в институтах, и основной всплеск – после получения зарплаты, аванса или стипендии. J

5. Сезонность и периодичность

Если ваш кинотеатр находится в городе, где основная часть населения проводит время только в холодное время года, а как только наступает тепло – уезжает отдыхать (актуально для северных городов), то выручка вашего кинотеатра будет колебаться в соответствии с графиком миграции населения. Обратная ситуация – ваш кинотеатр находится в южном городе, и основной наплыв потенциальных зрителей наблюдается только в летние месяцы.

Также необходимо соблюдать так называемую периодичность. То есть в период детских каникул стоит делать упор на репертуар для детей и семейного просмотра, в пору выпускных и последних звонков – лучше поставить шире молодежные комедии, а вот в новогодние каникулы работает практически все. Есть шутка, когда говорят что в новогодние праздники можно просто показывать статичное изображение открытки с дедом морозом, и люди все равно будут идти в кинотеатр и платить деньги за билетJ Здесь у вас будет другая проблема – как изловчиться и поставить все, что «предлагают» дистрибьюторы, которым эти каникулы кажутся временем настолько сладким, что процесс росписи превращается в переговоры с «валерьянкой» на столе вместо кофе…

В любом случае хочу вас успокоить – формировать репертуар (делать роспись) – это как езда на велосипеде. Один раз научились – никогда не разучитесь 🙂

В следующей публикации речь пойдет о составлении расписания, как это делать, что учитывать при составлении расписания для двух и более залов, и о превью-сеансах.

Хорошего проката вам, а вашим зрителям – приятного просмотра!

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии