“ПРАЗДНИЧНЫЙ ПРОКАТ” ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ПРАЗДНИКОМ

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:19 апреля 2014

Праздничные уик-энды (23 февраля, 8 марта, 1 мая и так далее), которые дарят потенциальным зрителям дополнительные выходные – лакмусовая бумажка для продюсеров и дистрибьюторов. Набравшая силу отечественная индустрия прекрасно понимает, когда именно нужно предъявлять мейнстриму массовый продукт, так что бронирует места в графике релизов намного заранее. Вот только вряд ли сборы “праздничных фильмов” в наступившем 2014 году (за исключением Нового года, разумеется) принесли прокатчикам большое удовлетворение.  

В этой публикации мы постараемся проанализировать некоторые закономерности, которые обнаружили в прокате на праздничных датах в последние годы. Точных ответов на вопрос “почему это произошло”, пожалуй, не даст ни один аналитик, но вы сможете сделать для себя интересные выводы или предложить в комментарии к публикации свой вариант ответа…

КАССОВЫЕ СБОРЫ 8 МАРТА – СНИЖЕНИЕ ГОД ЗА ГОДОМ

На прошлой неделе широкий резонанс получила информация, что “интерес зрителей к отечественному кинематографу достиг рекордного минимума”. Безусловно, такая формулировка некорректна, ибо ни один тренд не может раскрыть себя на протяжении одного-единственного месяца, но статистика свидетельствует: российское предложение в праздничный уик-энд 8 марта не очень заинтересовало зрителей.

Ставка на “красный день календаря” не гарантирует более высокие сборы, что наглядно демонстрирует бокс-офис:

уик-энд 6 – 9 марта 2014-го, выходные дни – 8-10 марта

Название Дистрибьютор Неделя Сборы за уик-энд с учетом понедельника, млн Итоговые сборы, млн Падение на 2-й неделе
С 8 МАРТА, МУЖЧИНЫ! Вольга

1

63,6

93

-77%

ДУБРОВСКИЙ DreamTeam

1

39,3

61

-68%

ЛЕГОК НА ПОМИНЕ

Каропрокат

2 58,4

197

-28%

 

С учетом старта в этот же уик-энд сиквела 300 СПАРТАНЦЕВ (“Каро Премьер”) и анимации МИСТЕР ПИБОДИ И ШЕРМАН (“Двадцатый Век Фокс СНГ”) российские релизы смогли попасть только на 3 строчку кассового чарта. Обращает на себя внимание, что уик-энд во многом повторил прокатную ситуацию 2013 года, но при этом цифры сборов оказались заметно ниже.  На треть меньше, чем ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ!, заработал новый проект компании Enjoy Movies ЛЕГОК НА ПОМИНЕ. При максимально близких показателях первого уик-энда (63,6 и 65 млн) комедия С 8 МАРТА, МУЖЧИНЫ!  в итоге уступила 20 млн релизу О ЧЕМ МОЛЧАТ ДЕВУШКИ.

Продюсеры стараются использовать “проверенные” маркетинговые конфигурации, но в последнее время зрители реагируют на эти попытки достаточно вяло, в отличие от потенциальных сиквелов. Возможно, срабатывает психологический аспект (“мне хотят предложить то же самое, только в другой упаковке”), а вот вторая часть подразумевает развитие истории с хорошо знакомыми (и коммерчески успешными) персонажами. Именно поэтому самыми кассовыми фильмами новогодних каникул стали франшизы ЕЛКИ и ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ.

Касса топ-10 – 715 млн

уик-энд 7 – 10 марта 2013-го, выходные дни – 8-10 марта

Название Дистрибьютор Неделя Сборы за уик-энд, млн Итоговые сборы, млн Падение на 2-й неделе
О ЧЕМ МОЛЧАТ ДЕВУШКИ Централ Партнершип

1

65 113

-65%

ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ! Каропрокат

2

75,3 304

-46%

ТАЙНА ПЕРЕВАЛА ДЯТЛОВА Fox / A Company

2

32,4 151

-59%

 

Отечественные релизы не смогли пробраться в топ-3, где все призовые места заняли зарубежные проекты – ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ (WDSSPR), молодежная комедия 21 И БОЛЬШЕ (“Парадиз”) и фильм ужасов МАМА (UPI). Большой успех сопутствовал “взрослой” комедии ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ!, которая оказалась российским первопроходцем в этом сегменте.

Касса топ-10 – 891 млн

уик-энд 8 – 11 марта 2012-го, выходные дни – 8-10 марта

Название Дистрибьютор Неделя Сборы за уик-энд, млн Итоговые сборы, млн Падение на 2-й неделе
8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ Централ Партнершип

1

125

222

-68%

МАМЫ Каропрокат

2

102,1

228

+31%

САМОУБИЙЦЫ Парадиз

2

18,5

57

-46%

 

Романтическая комедия 8 ПЕРВЫХ СВИДАНИЙ уверенно вошла в топ-3, а сразу за ней расположился праздничный альманах МАМЫ. Что касается лидеров, то ими стали фантастический блокбастер ДЖОН КАРТЕР (WDSSPR) и мультфильм ЛОРАКС (UPI), стартовавший превью.

Касса топ-10 – 996 млн

Впрочем, не только снижение кассовых сборов отечественных фильмов на праздничной дате 8 марта должно беспокоить прокатчиков. Не слишком позитивно выглядит тот факт, что на протяжении последних трех лет кассовые сборы для топ-10 уик-энда №10 постепенно снижаются, несмотря на хорошее предложение со стороны дистрибьюторов – есть и голливудский блокбастер, и мультфильм, и жанровые проекты, но сборы не растут. Внимание зрителя чаще всего концентрируется на одном из проектов.

Как обстоят дела с другими красными датами календаря?

Такая же закономерность – планомерное снижение кассовых сборов на протяжении нескольких лет, как и в случае с 8 марта, не фиксируется – прежде всего, потому что волею праздничного календаря уик-энды разбиваются.

С одной стороны, кинотеатры получают хорошую возможность заработать в праздничные дни дополнительно (можно приложить и дополнительные усилия для привлечения аудитории на региональном уровне), с другой – существует несколько факторов, почему в итоге касса оказывается меньше ожидаемой. Например, в пасхальные дни на  европейской территории РФ установилась прекрасная погода… майский кинопрокат может оказаться ее жертвой, особенно если за пазухой нет гарантированного блокбастера. Зритель может решить отдохнуть от кино.

1 МАЯ – НЕ СТОЙ РЯДОМ С БЛОКБАСТЕРОМ MARVEL 

В прошлом году кассовые сборы топ-10 составили 986 млн, выходными были сразу 5 дней. “Виновником” впечатляющих цифр оказался ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 3, который заработал 73% сборов в топ-10. Отечественные новинки провели невероятно слабый для себя уик-энд, а вот великолепный “сарафан” позволил ЛЕГЕНДЕ №17 даже на третьей неделе проката сохранить за собой вторую позицию в чарте.

уик-энд 2 – 5 мая 2013-го, выходные дни – с 1 по 5 мая

Название Дистрибьютор Неделя Сборы за уик-энд, млн Итоговые сборы, млн Падение на 2-й неделе
СОКРОВИЩА О.К. Двадцатый Век Фокс СНГ

1

18,9

44 -46%
ПЕЧАТЬ ЦАРЯ СОЛОМОНА West

1

10,6

19
ЛЕГЕНДА № 17 Централ Партнершип

3

121,9

923 -28%

В 2012-м ситуация осложнялась тем, что праздничными были объявлены дни с 29 апреля по 1 мая (воскресенье – вторник), а затем – с 6 по 9 мая (воскресенье – среда), и это полностью перекроило картину кассовых сборов за уик-энд. Впрочем, общее у праздничных уик-эндов, безусловно, есть – МСТИТЕЛИ заработали 74% от общих кассовых сборов для топ-10.

Рассчитывавшие на один сегмент аудитории БЕЛЫЙ ТИГР и МАТЧ оказались в одной берлоге не просто друг с другом, но и с МСТИТЕЛЯМИ. В теории можно говорить о том, что подростковый блокбастер Marvel не “мешает” российским фильмам забирать более взрослую аудиторию, но очевидно – контрпрограмминг на одной дате старта никак не работает (если премьеры разнесены на неделю или две, то здесь ситуация более благоприятная).

Название Дистрибьютор Неделя Сборы на уик-энде Итоговые сборы Падение на 2-й неделе
БЕЛЫЙ ТИГР Каропрокат

1

30,5

101

-49%

МАТЧ ЦПШ

1

17,1

65

-45%

НЯНЬКИ Каропрокат

2

25,1

168,2

-49%

Не далее как две недели назад ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ДРУГАЯ ВОЙНА буквально “выключил” прокат для СТАРТАПА (4,2 млн) и ПИТЕР. ЛЕТО. ЛЮБОВЬ (3,4 млн). Российским проектам совершенно невыгодно вставать вместе с мощными франшизами.

В этом контексте показательным станет уик-энд №18 в текущем году, так как шанс у российской КУХНИ В ПАРИЖЕ есть. Во-первых, НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ стартует неделей раньше. Во-вторых, нет прямого отечественного конкурента на дате старта. В-третьих, на этой неделе компания West объявила о переносе релиза ПРЕВОСХОДСТВА с 1 мая на 10 июля.

Эта перестановка не только дала кинотеатрам возможность вздохнуть более свободно, но и предоставила маневр релизам, стартующим в прокате 8 мая.

9 МАЯ – ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ ПАДЕНИЕ  

Первое и самое очевидное впечатление – несмотря на близкий статус праздничных уик-эндов мая, второй из них чаще всего просто оказывается в тени “старшего брата”. В 2013 году падение кассовых сборов в уик-энд №19, следующий за первомайским, для топ-10 составило 51% (!), в 2012-м -29%, в 2011-м -28,5%. Лучше всего на этой дате себя чувствуют холдоверы, которые в случае положительного “сарафана” продлевают свою жизнь, в то время как новинки попросту не успевают выйти на проектную мощность.

В сложившейся ситуации резко повышаются эстимейты комедий – отечественной КУХНЯ В ПАРИЖЕ и зарубежной ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА. Что касается КОТА ГРОМА, то он очень удачно, как показала практика, запланировал старт превью 1 мая.

Предложение дистрибьюторов на дате старта 8 мая выглядит очень разнообразным, и это может сыграть с кассовыми сборами проектов нехорошую шутку – все заработают понемногу. Рискнет ли кто-нибудь из дистрибьюторов занять освободившуюся нишу ПРЕВОСХОДСТВА и предложить кинотеатрам превью-сеансы? Мы полагаем, что для некоторых жанровых релизов это было бы оправданно, тем более, что на дате 8 мая у проектов есть очень серьезное пересечение по ЦА.

В прошлом году россияне получили 5 выходных дней на 1 мая и 4 выходных дня на 8 мая. Разница в сборах между уик-эндами оказалась колоссальной (986 млн и 481 млн сборов для топ-10), прежде всего, потому что ни один мейджор не выпустил на второй неделе проката ЖЕЛЕЗНОГО ЧЕЛОВЕКА 3 свой релиз. Три релиза (ШУТКИ В СТОРОНУ, ОТВЯЗНЫЕ КАНИКУЛЫ, ПРИЗРАКИ В КОННЕКТИКУТЕ 2) вышли на формат росписи 400+, самые большие сборы показала французская комедия – 25,1 млн. Невероятно, что такие показатели сборов в 2014-м могут удовлетворить сразу 6 проектов с планами по росписи 600+.

ЗРИТЕЛИ НЕ ХОТЯТ СМОТРЕТЬ “КОНВЕЙЕРНЫЕ” ФИЛЬМЫ?

В этом году уик-энд Дня святого Валентина оказался за чертой бедности – 14 февраля пришлось на пятницу, но кинотеатры в нашей рубрике “Кинотеатры говорят!” отметили, что этот факт дал прирост зрительской аудитории непосредственно только в пятницу, и уже в субботу началось падение. Например, ЛЮБОВЬ СКВОЗЬ ВРЕМЯ заработала в пятницу 15,9 млн, а в субботу – 12,5 млн, НЕРЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ – 6 и 5,4 млн соответственно.

Получается, что зрители отреагировали на “специальное предложение” дистрибьюторов, мягко говоря, прохладно. НЕРЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ заработала на 822 копиях 21,3 млн (итого – 31 млн), продемонстрировав самую слабую наработку среди новинок в топ-10. Проиграна заочная битва ЛЮБВИ СКВОЗЬ ВРЕМЯ, хотя голливудский продукт проявил себя тоже посредственно – лишь 43 млн на старте. На второй неделе оба проекта упали более чем на 70%.

Четкий таргетинг с попыткой повторить предыдущий успешный опыт, к сожалению, не дал сколь либо заметного результата. В 2012-м аналогичная ZОЛУШКА принесла прокатчикам 64,7 млн (итоговые сборы – 155 млн).

Получается, что “конвейерные фильмы” отечественного производства с каждым годом теряют доверие зрительской аудитории (речь не о сиквелах, о чем было сказано выше). Оригинальный контент она готова смотреть в любое время года и без привязки к праздничной дате, а вот вторичное производство все чаще готова игнорировать – и она может себе это позволить, так как индустрия развлечений (как провести выходной день) слишком разнообразна, чтобы кинотеатры чувствовали по отношению к себе особые привилегии.

ЗАГЛЯНЕМ В КАЛЕНДАРЬ

После майских праздников россиян до конца года ждут только 2 “расширенных” уик-энда:

12 – 15 июня – 4 выходных дня

На дате старта безусловным фаворитом является анимационный сиквел КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 2 (“Двадцатый Век Фокс СНГ”), а вот безусловным “вторым номером” мог бы стать отечественный приключенческий фильм ФОРТ РОСС: В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ (DreamTeam Media). Успех проекта в очень большой степени будет зависеть от маркетинговой работы дистрибьютора, так как этот жанр очень серьезно подорвал зрительскую лояльность из-за творческих и коммерческих неудач АВАНТЮРИСТОВ, СОКРОВИЩ О.К. и ИСКАТЕЛЕЙ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Не менее печально обстояли дела с исторической ретроспективой – 1812: УЛАНСКАЯ БАЛЛАДА и ТРИ МУШКЕТЕРА (продюсер – Сергей Жигунов). В каком направлении сделает шаг продюсер Дмитрий Харатьян?

1 – 4 ноября – 4 выходных дня

Настоящий праздничный уик-энд, который к тому же совпадает с школьными осенними каникулами. Судя по расстановке, настоящим триумфатором выходных может стать компания Bazelevs Distribution. ГОРЬКО 2 стартует за неделю до праздника, так что в случае позитивного “сарафана” четыре выходных дня придутся как нельзя кстати.  Поддержат усилия сиквела ЕЛКИ ЛОХМАТЫЕ, стартующие 30 октября. В этот праздник (Россия отмечает День народного единства) отечественный кинопром может одержать уверенную победу. Но будут ли эти сборы выше, чем за аналогичный период в прошлом году?

В ТЕМУ

КИНОГОД 2014: РОССИЙСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ 

РОССИЙСКОЕ КИНО 2014: КТО ВОЙДЕТ В ТОП-5 ПО КАССОВЫМ СБОРАМ?

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии