2013-й год стал для российской киноиндустрии знаменательным: впервые с 2007 года отечественный фильм возглавил национальный бокс-офис — СТАЛИНГРАД Федора Бондарчука заработал в прокате 1,7 млрд рублей. «Предшественником» военной драмы было продолжение ИРОНИИ СУДЬБЫ (1,2 млрд), а вот спустя год АДМИРАЛЪ (876 млн) довольствовался вторым местом.
Затем на протяжении нескольких лет доля российских картин в бокс-офисе медленно, но неуклонно снижалась, и «дно» было достигнуто в 2012 году, когда забили тревогу и продюсеры, и государственные чиновники. Идеи о систематической поддержке российского продукта сотрясали новостные ленты на протяжении всего 2013-го года. Но даже без внедрения радикальных мер отечественный кинематограф в прошедшем году проявил себя блестяще — в топ-20 самых кассовых лент года окажутся 4 самые кассовые российские картины, и ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 2 будет 21-м.
Так нужны ли искусственные меры для повышения доли российского кино? Есть ли у государственных чиновников экспертные обоснования, что их благие намерения приведут к процветанию индустрии? Похоже, индустрия вполне способна справиться с проблемами с помощью саморегуляции и обеспечить свое будущее.
Приведем ключевые показатели самых кассовых отечественных картин с начала десятилетия и попробуем предсказать, кому удастся войти в топ-5 2014-го.
РОССИЙСКИЙ ТОП-5 с 2010 по 2013 годы
- | МЕСТО ПО ИТОГАМ ГОДА | НАЗВАНИЕ | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | ЭКРАНЫ | ОБЩАЯ КАССА | ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2010 год | 7 | ЕЛКИ | Bazelevs Distribution | 15 декабря | 975 | 700 | 3,72 |
11 | НАША RUSSIA: ЯЙЦА СУДЬБЫ | Централ Партнершип | 21 января | 1053 | 660 | 3,93 | |
16 | ТРИ БОГАТЫРЯ И ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА | Наше Кино | 30 декабря | 757 | 574 | 3,33 | |
18 | КАНДАГАР | Централ Партнершип | 4 февраля | 737 | 447 | 2,64 | |
24 | О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ | Централ Партнершип | 4 марта | 564 | 358 | 1, 82 |
ИТОГО ЗА 2010 год ОБЩАЯ КАССА Топ-5 - 2739 млн ; ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ - 15,44 млн
- | МЕСТО ПО ИТОГАМ ГОДА | НАЗВАНИЕ | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | ЭКРАНЫ | ОБЩАЯ КАССА | ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 год | 8 | ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ | WDSSPR | 1 декабря | 1400 | 868 | 4,26 |
9 | ЕЛКИ 2 | Bazelevs Distribution | 15 декабря | 1 467 | 837 | 4,14 | |
11 | ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК | Наше Кино | 29 декабря | 1300 | 788 | 3,78 | |
16 | О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ | Централ Партнершип | 29 декабря | 950 | 565 | 2,39 | |
22 | БОЙ С ТЕНЬЮ 3: ПОСЛЕДНИЙ РАУНД | Централ Партнершип | 17 ноября | 1350 | 420 | 1,85 |
ИТОГО ЗА 2011 год ОБЩАЯ КАССА Топ-5 - 3478 млн ; ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ - 16,42 млн
- | МЕСТО ПО ИТОГАМ ГОДА | НАЗВАНИЕ | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | ЭКРАНЫ | ОБЩАЯ КАССА | ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2012 год | 8 | ТРИ БОГАТЫРЯ НА ДАЛЬНИХ БЕРЕГАХ | Наше Кино | 27 декабря | 1600 | 950 | 4,09 |
26 | ДУХLESS | UPI | 4 октября | 687 (кинотеатры) | 415 | 1,85 | |
35 | ДЖУНГЛИ | Наше Кино | 29 ноября | 1386 | 371 | 1,42 | |
37 | С НОВЫМ ГОДОМ, МАМЫ! | Каропрокат | 27 декабря | 1044 | 363 | 1,58 | |
40 | ТОТ ЕЩЕ... | Каропрокат | 15 марта | 911 | 306 | 1,67 |
ИТОГО ЗА 2012 год ОБЩАЯ КАССА Топ-5 - 2405 млн ; ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ - 10,61 млн
- | МЕСТО ПО ИТОГАМ ГОДА | НАЗВАНИЕ | ДИСТРИБЬЮТОР | ДАТА СТАРТА | ЭКРАНЫ | ОБЩАЯ КАССА | ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2013 год | 1 | СТАЛИНГРАД | WDSSPR | 10 октября | 1500 | 1669 | 6, 19 |
4 | ЕЛКИ 3 | Bazelevs Distribution | 26 декабря | 2000 | 1173 (прокат продолжается) | 4,94 | |
10 | ЛЕГЕНДА №17 | Централ Партнершип | 18 апреля | 1400 | 923 | 4,2 | |
14 | ГОРЬКО! | Bazelevs Distribution | 24 октября | 1550 | 810 | 3,7 | |
21 | ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 2 | Наше Кино | 26 декабря | 1820 | 595 (прокат продолжается) | 2,6 |
ИТОГО ЗА 2013 год ОБЩАЯ КАССА Топ-5 - 5170 млн ; ОБЩИЙ ЗРИТЕЛЬ - 21,63 млн
Если сравнить показатели кассовых сборов и посещаемости зрительской аудитории на одном графике, то он будет выглядеть очень красноречиво:
Прошедший 2013 год для российского кинопрома оказался особенным (живя в настоящем, это трудно осознать в полной мере). Сейчас слишком просто говорить о том, что не было сомнений в триумфе СТАЛИНГРАДА и ЛЕГЕНДЫ №17, потому что до своего старта оба проекта в значительной степени оставались «темными лошадками», которые в итоге выросли до статуса Фильма-события. Напротив, в успехе комедийных проектов Bazelevs не было никаких сомнений, но и они также превзошли связанные с ними ожидания. Как о «неудачном» говорили кинотеатры о прокате сиквела ИВАНА-ЦАРЕВИЧА И СЕРОГО ВОЛКА, но это только по отношению к 2012 году, когда анимационная лента от студии «Мельница» стала самой кассовой среди отечественных проектов.
Выделим ключевые факторы успеха проката российских проектов .
1. Фильм-событие
Очень важный и необходимый элемент для успеха российский индустрии. Безусловно, таких проектов в течение года не может быть много, но они чрезвычайно положительно влияют на настроение аудитории перед выходом в прокат. Статус события с большой долей вероятности позволит картине возглавить топ самых кассовых релизов, даже несмотря на неоднозначность восприятия широкими массами. При этом фильм мог становиться событием как до выхода в прокат (ВЫСОЦКИЙ: СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ), так и после старта (ЛЕГЕНДА №17).
К таковым можно также причислить и ДУХLESS, и КАНДАГАР. Сегодня в это будет трудно поверить, но в 2010-м году КАНДАГАР заработал больше (447 млн), чем ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 2 (432 млн).
2. Кино для Нового года
После коммерческого успеха продолжения ИРОНИИ СУДЬБЫ компания Тимура Бекмабетова Bazelevs приступила к рождению новой «народной франшизы». Надо сказать, что получилось у нее это блестяще — в 2010-м году ЕЛКИ открыли успешную страницу, и теперь российский прокат обеспечен кассовым хитом на Новый год. Стоило только отойти от традиции и выпустить в 2012-м году не очередное продолжение ЕЛОК, а новую версию ДЖЕНТЛЬМЕНОВ, как российский прокат ждал кассовый провал.
Каждый год в топ-5 попадали по меньшей мере два фильма, участвовавших в «Новогодней битве» — это важнейший показатель. Зритель уже привык к отечественным комедиям в Новый год, как к салату «Оливье».
3. Отечественная анимационная франшиза
Ни года не обходится без мультфильма от студии «Мельница», которые выпускает дистрибьютор «Наше кино». Качественный прорыв произошел именно в 2010-м году, когда все богатыри объединились в проекте ТРИ БОГАТЫРЯ И ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА. Команда «неудержимых богатырей» заработала (574 млн), что намного превышает сборы каждого героя по отдельности. Например, в активе Ильи Муромца было только 236 млн.
Относительная неудача сиквела ИВАНА ЦАРЕВИЧА будет наверняка забыта с выходом в прокат в декабре 2014-го новой богатырской истории.
4. Новое лицо отечественной комедии
Царствовавший на протяжении несколько лет Comedy Club Production переключился на телевизионный контент, но «вывел в свет» героев новых отечественных комедий — прежде всего, Сергея Светлакова, у которого в топ попали сразу 6 картин. Неслучайно КВНщик из Екатеринбурга сыграл Семена Семеновича Горбункова в одном из шоу на ТВ. Речь не идет о равнозначной популярности с Юрием Никулиным, но в чем-то они, безусловно, похожи — доверием аудитории мейнстрима.
«Квартет И» подтвердил свой звездный статус двумя комедиями о разговорчивых мужчинах. Неудача КРОЛИКОВ в этот Новый год не свидетельствует о том, что следующие работы команды будут холодно приняты аудиторией. О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ 3 при грамотно выстроенных обстоятельствах через год обязательно станут хитом.
2014-й год — ПРЕТЕНДЕНТЫ НА ЛИДЕРСТВО
Изучая график релизов наступившего года, становится очевидно, что он может стать равнозначно успешным для российской индустрии, как 2013-й. Прежде всего, достичь отметки в миллиард кассовых сборов способны фильмы-события и комедийные сиквелы.
В первую категорию, при всем уважении к участникам рынка, безусловно попадает только ВИЙ 3D (UPI, 3D). Фильм очень уверенно лидирует в ряде опросов потенциальной аудитории и демонстрирует хорошую осведомленность зрителей уже за 2 недели до старта. Есть потенциал, чтобы стать фильмом-событием, у ЧЕМПИОНОВ от Enjoy Movies. Проект может заработать очень внушительную сумму в преддверии старта Олимпиады и отработать на положительном сарафане куда больше «положенных» двух уик-эндов.
Во второй группе (комедийные сиквелы) претендентов больше — это и ГОРЬКО 2 (Bazelevs), и ТРИ БОГАТЫРЯ И ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (Наше Кино), и ЕЛКИ 1914 (Bazelevs). Самый очевидный претендент на миллиард — сиквел комедии Жоры Крыжовникова, лишь бы создателям хватило чувства меры.
Однако, в графике релизов очень много потенциальных коммерческих хитов (прежде всего, комедий), которые смогут обеспечить не только фундамент для российской доли кассовых сборов в течение года, но и претендовать в случае успеха на продолжения. Например, ДЕНЬ ДУРАКА от Bazelevs, КУХНЯ В ПАРИЖЕ от «Централ Партнершип», КОРПОРАТИВ от «Каропрокат» и СКОРЫЙ «Москва — Россия» от «Наше кино» — по всем выходным данным эти релизы не должны подвести своих прокатчиков. Вторая половина года еще не расписана российскими проектами, а вот в первой половине 2014-го конкуренция будет очень острой и интересной.
Российский кинематограф нуждался в помощи извне, и он ее получил, но больной не находится в критическом состоянии, как его представляют некоторые чиновники, ставя на первый план идеологические интересы. Индустрия способна добиваться положительных результатов в условиях рыночной конкуренции. Как доказали проекты 2013-го, путь к сердцу зрителя открыт.
В ТЕМУ