Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК

КИНОТЕАТРЫ И РАО: НОВАЯ НАДЕЖДА


Cinemaplex 03.09.2014 / 16:16 0

РАО

В самом конце августа Евгений Дедков, директор юридической фирмы «Юста Аура», один из лучших специалистов РФ по авторскому праву, представил статью, в которой изложил свой анализ последнего постановления в истории Высшего арбитражного суда (№51 от 18 июля), неожиданно ставшего настоящим подарком для кинотеатров. 

О полной победе пока говорить нельзя, но, судя по всему, Российское авторское общество (РАО) на законодательном уровне было лишено тех привилегий, которые позволяли ему на протяжении нескольких лет собирать у кинотеатров авторские отчисления.

Из беглого анализа заключения юриста следует, что:

а) Теперь РАО может представлять интересы только тех композиторов, с которыми у этой общественной организации есть договор.

б) Присуждение взысканных с нарушителя средств теперь возможно только непосредственно в пользу правообладателя.

Новости кажутся настолько хорошими, что их непременно хочется проверить еще несколько раз. Чтобы правильно разъяснить нашим читателям все нюансы Дела, мы обратились за консультациями к юристам и за комментарием — в само РАО. Как продолжится жизнь после решения ВАС от 18 июля?

Звонок нашего корреспондента застал дружественный нам независимый кинотеатр за составлением отчета для РАО. В ответ на поздравления собеседник дипломатично заметил:

Необходимо посмотреть, как повернется ситуация. У меня нет своего юриста, так что, возможно, платить небольшие согласованные суммы будет даже выгодней, чем затем судиться по каждому обращению РАО. Судебные издержки, консультации юристов — это все дорого, тем более, что никто из независимых кинотеатров не будет сразу же стараться испортить отношения с РАО, за которым стоят всем прекрасно известные и очень влиятельные фигуры. Это рискованно для бизнеса. Очень много в развитии ситуации будет зависеть от того, как поведут себя по отношению к РАО крупные сети. Только после этого следует ждать какой-то реакции от «частников».

Действительно, не остановило же РАО такое событие, как вступление России в ВТО в июле 2012 года! Одним из условий вступления  был отказ от бездоговорной системы сборов в пользу авторов, однако чиновникам удалось отсрочить это тяжелое условие на 5 лет — до 2017 года. Минэкономразвития проявило удивительную солидарность с Минкультуры, которое ровно год назад  выдало РАО два свидетельства о госаккредитации по управлению правами на коллективной основе.

Маловероятно, что решение Высшего арбитражного суда не станет предметом для дальнейших дискуссий, так как речь идет об очень больших деньгах.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Российское авторское общество, аккредитованное государством для сбора денег в пользу авторов, начало проявлять серьезный интерес к кинопрокату в 2000-х, когда российский рынок на волне роста национальной экономики и вклада больших инвестиций быстрыми темпами стал восстанавливаться из руин и вошел в топ-10 территорий мирового бокс-офиса.

Впрочем, до определенной поры серьезной опасности для кинотеатров РАО из себя не представляло — по предыдущему законодательству Общество могло лишь представлять интересы того или иного правообладателя, но не взыскивать деньги в его пользу (при отсутствии специальных документов).

Однако в 2008 году в Гражданский кодекс РФ были включены новые законодательные нормы, предоставившие РАО все необходимые документы для ведения агрессивной политики. В первую очередь, это была конструкция государственной аккредитации, которая наделяла избранную организацию по управлению правами полномочиями на представительство любых авторов (правообладателей) определенной категории, в том числе тех, с которыми у нее не были заключены договоры об управлении правами (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Вторым завоеванием РАО, имевшим не меньшее значение, чем первое, явилась  формулировка пункта 21 принятого совместного постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», утверждавшей в частности:

Спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими  и смежными правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного  правообладателя.

С тех пор РАО стал настоящим «бичом» для показчиков. Организация действовала поэтапно — сначала защитники авторов в отношениях с кинотеатрами (странно, но туда попали только композиторы) отстаивали в суде интересы российских правообладателей, затем решили «защитить» и голливудских композиторов (2010-й год — предметами иска стали АВАТАР, ШРЭК НАВСЕГДА, ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 3, МАДАГАСКАР 2). Убедившись, что схема работает исправно, в 2011-м РАО включало в свой «исковой пакет» уже более сотни российских и зарубежных релизов. Сталкиваясь с необходимостью оповещать и приглашать на слушания огромное количество иностранных профессионалов, суды одобряли прописанную в новых законах возможность не задействовать напрямую правообладателей.

Отметим, что скандалы и судебные разбирательства сопровождают РАО не только в отношениях с кинотеатрами. В 2012 году Общество затребовало авторские отчисления от российских филармоний, которые исполняли произведения Моцарта и Баха. В 2009-м РАО вступилось за легендарных британских рокеров Deep Purple, которые получили от концертного агентства как исполнители, но не как авторы. Такая «фрагментарная» забота удивительна — в России ежегодно проходят тысячи концертов — и почему выбираются те или иные исполнители, совершенно непонятно. Если внимательно прочитать основания и формулировки, по которым РАО требует отчислений, то человеку постороннему все это покажется комедией абсурда, но только не аккредитованной государством организации, потому что каждое успешное дело приносит защитникам интересов музыкантов определенный процент.

ПО ПОНЯТИЯМ

Столкнувшись с могущественной организацией, напрямую связанной с Российским союзом правообладателей (генеральный директор РАО Сергей Сергеевич Федотов входит в состав правления Союза), президентом Совета которого является Никита Сергеевич Михалков, кинотеатры соглашались на «дань» — первое время «рекомендованная» ставка составляла 3% от продажи билетов. В 2011-м РАО сделало «шаг навстречу» кинотеатрам и ввело прогрессивную шкалу «налога»: в первый и второй годы своей работы новые кинотеатры выплачивали соответственно 0,5% и 0,8 % отчислений. Вскоре устоявшейся нормой для большинства площадок стал 1% от продаж билетов.

Если это так, то закона, строго регулирующего размеры выплат кинотеатрами в пользу авторов, не существует. Как договоритесь с РАО, так и будет. Два звонка дружественным кинотеатрам — два разных ответа. Один из независимых кинотеатров признался нашему изданию, что выплачивает процент только по российским фильмам. В то же самое время руководитель одной из региональных сетей сказал: «Я плачу процент РАО с показа всех фильмов». Наверно,  с какой-то точки зрения можно расценить такое расхождение как милость и гибкую политику, но каким законом регулируются эти цифры? — Вопрос к юристам.

Несмотря на постановление Пленума ВАС РФ от 18 июля, мы имеем ситуацию с якутским кинотеатром «Центральный», в котором судебные приставы 28 августа арестовали имущества на 2,5 млн руб по иску РАО. При этом РАО тут же предлагает кинотеатру заключить мировое соглашение на сумму в 1,2 млн и предоставить рассрочку по платежам. Неслыханная скидка! Какие же тогда законы действуют на территории Российской Федерации?

Насколько нам известно, юристы якутского кинотеатра подали апелляцию — мы будем следить за развитием событий.

ПОСЛЕДСТВИЯ

О масштабе заработков РАО можно судить по суммам налоговых претензий, которые Федеральная налоговая служба (ФНС) требовала от Общества через суд. За один только период 2007—2008 РАО недоплатило в казну 555 млн руб с не распределенных между авторами вознаграждений. Чтобы отстоять полученные деньги, РАО обратилось в Высший арбитражный суд. Итог:

Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ удовлетворил заявление Российского авторского общества (РАО), подтвердив недействительность взыскания с него около 500 миллионов рублей налоговых платежей. ВАС отменил постановление кассации о доначислении РАО налогов, оставив в силе судебный акт Девятого арбитражного апелляционного суда о незаконности доначисления налоговых платежей. Точная сумма взыскания неизвестна, поскольку судебные заседания по этому делу проходили в закрытом режиме.

Обращение взыскания на эти средства нарушит права правообладателей, в пользу которых данные средства были собраны, считает РАО, и взыскание с него около 500 миллионов рублей может повлечь исполнение не в полном объеме обязательств по выплатам авторского вознаграждения более чем 26 тысячам правообладателей (средние ежемесячные выплаты правообладателям составляют 109,644 миллиона рублей).

При этом удержаны целевые отчисления — на покрытие расходов РАО по сбору, распределению и выплате авторского вознаграждения. В 2012-м году, согласно отчету, эта сумма составила 760 млн  - это больше, чем выплаты Российским юридическим лицам (611 млн) за весь год. Чуть более 1 миллиарда получили Российские физические лица.

Полностью ознакомиться со всеми отчетами РАО можно на официальном сайте организации.

P.S.: Редакция CINEMAPLEX обратилась  в Российское авторское общество с просьбой об интервью. На наши вопросы пообещали ответить.

В ТЕМУ

РАО НЕ СМОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ КОМПОЗИТОРОВ, С КОТОРЫМИ НЕ ЗАКЛЮЧИЛ СОГЛАШЕНИЕ

 

 

КОММЕНТАРИИ »


× девять = 36