«ВОСТОК ДЕЛО ТОНКОЕ»: ПРОКАТ КИТАЙСКИХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ

a27098_kitaiВ прошлом году Россия и Китай наметили единый курс на сближение двух стран в рамках «важнейшего из искусств» — кино. Министр культуры Владимир Мединский заявил, что будет способствовать обмену проектами между двумя странами. Затем стало известно, что вопросами российско-китайского кинопроката займутся дистрибьюторы «Каро» и «Централ Партнершип». На этой почве Cinemaplex решил устроить ревизию китайских релизов в России за последние 10 лет, проанализировать их судьбу в отечественном прокате, определить степень заинтересованности российских зрителей в кино Поднебесной, общие тенденции и дальнейшие перспективы развития.

Когда говорят «китайское кино», многие непременно представляют себе мастеров боевых искусств, монахов Шаолинь, летающих по воздуху бойцов в стиле кунг-фу, а также волшебные мечи, многотысячные армии и одиноких героев, борющихся за любовь. И правда, зрелищные боевики и мифический эпос – богатое национальное наследие цивилизации, существующей около пяти тысяч лет. К тому же это еще и визитная карточка для культуры, у которой явно нет недостатка в сюжетах.

НЕМНОГО ЦИФР

На сегодня Китай обладает одной из крупнейших и быстроразвивающихся киноиндустрий в мире. Только за один год прокат в этой стране вырос в 1.5 раза. Неудивительно, что российские дистрибьюторы заинтересованы в рынке Поднебесной.И Китай готов отвечать на условиях взаимного интереса. Однако насколько отечественному зрителю интересно китайское кино, которое в свою очередь будет демонстрироваться у нас?

Приведем статистику сборов китайских фильмов в России за последние 10 лет (всего за это время в России вышло около 37 картин китайского производства):

Название

Дистрибьютор

Дата старта

Экраны

Сборы (руб.)

1.

ДОСПЕХИ БОГА 3: МИССИЯ ЗОДИАК

UPI

31.01.13

1090

283 млн.

2.

ГНЕЗДО ДРАКОНА

Парадиз

09.04.15

707

25 млн.

3.

КУНГ-ФУ КРОЛИК

Люксор

15.09.11

310

20 млн.

4.

НОВАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Лизард

17.02.05

83

18.5 млн.

5.

ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ

Парадиз

20.01.05

122

18 млн.

6

РАЗБОРКИ В СТИЛЕ КУНГ-ФУ

Каскад фильм

23.06.05

80

15.9 млн.

7.

ПИНГВИНЕНОК ПОРОРО: БОЛЬШИЕ ГОНКИ

Ракета Релизинг

14.05.15

464

15 млн.

8.

ВРАТА ДРАКОНА

Каскад фильм

21.02.13

150

11 млн.

9.

БОЛЬШОЙ СОЛДАТ

Top Film Distribution

24.06.10

159

11 млн.

10.

МЕДВЕДИ-СОСЕДИ

Ракета Релизинг

09.10.14

380

10 млн.

 

В начале нулевых настоящий фурор в западном мире произвела картина Энга Ли КРАДУЩИЙСЯ ТИГР, ЗАТАИВШИЙСЯ ДРАКОН. Зрелищная философская сказка с множеством красиво поставленных боевых сцен получила большое число кинонаград и покорила североамериканский прокат ($128,1 млн.). Именно работа тайваньского режиссера возбудила у зрителей новый интерес к восточноазиатской кинематографии, и, в частности, к полу-историческим полу-фэнтезийным эпосам о любви, чести и долге.

Спустя 2 года в мировом прокате появилась картина ГЕРОЙ Чжана Имоу, затем ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ и позднее ПРОКЛЯТИЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА того же режиссера. Они определили вектор движения китайского кино на десятилетие вперед, даже не смотря на то, что высот в международном прокате, подобным КРАДУЩЕМУСЯ ТИГРУ, не достиг ни один последующий фильм, снятый в соответствующем жанре. Позднее к эпосам прибавились еще и многочисленные биографические ленты о мастерах боевых искусств (ИП МАН, ВЕЛИКИЙ МАСТЕР), философах (КОНФУЦИЙ) и других деятелях Китая. Китайский народ с почтением и интересом относится к истории своей страны.

Проследим динамику сборов в России за это время, начиная с фильма ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ, вышедшего в прокат в 2005 году. В график также вошли фильмы ПРОКЛЯТИЕ ЗОЛОТОГО ЦВЕТКА («Парадиз»), БИТВА У КРАСНОЙ СКАЛЫ («West»), ЦВЕТЫ ВОЙНЫ («Люксор») и ВЕЛИКИЙ МАСТЕР («Каравелла DDC»):

blank

По графику видно, как в 2005 отечественный зритель демонстрировал достаточно умеренный интерес к китайскому кино. В этот год вышло два фэнтезийных эпоса (помимо ДОМА ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ еще и ХРОНИКИ ХУАДУ: ЛЕЗВИЕ РОЗЫ, «Парадиз», 8.7 млн. руб.), один фильм про кунг-фу с говорящим названием РАЗБОРКИ В СТИЛЕ КУНГ-ФУ и фильм со всеми известным Джеки Чаном (НОВАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ – название отсылает к «полицейской» трилогии 80-90-ых годов с актером в главной роли).

В последующих годах идет резкий спад интереса к китайским фильмам. Стоит обратить внимание, что в графике мы не учитываем картины, созданные в копродукции Китая и США. Так, релизы — фэнтези КЛЯТВА (2006), историческая драма с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс РАЗРИСОВАННАЯ ВУАЛЬ (2007) и МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ (2008) Вонг Кар-Вая, — собирали по 12 и 13 и 13 млн. руб. соответственно.

Вплоть до 2008 года в России стабильно выходило 3-4 китайских картин (включая ленты совместного производства) в год. В 2009 прокат ограничивается лишь БИТВОЙ У КРАСНОЙ СКАЛЫ Джона Ву и сборами в 4.9 млн. руб. В 2010-м релиз мейджора WDSSPR (опять же копродукция) одноименный ремейк американской картины 1984 года КАРАТЕ-ПАЦАН с Джеки Чаном в роли учителя заработал 156 млн. руб.

Годом позже наметилась любопытная тенденция в сторону китайской анимации: в прокат вышел 3D-мультфильм КУНГ-ФУ КРОЛИК (21 млн. руб.), азиатская вариация на тему американской КУНГ-ФУ ПАНДЫ. Показательно, что в 2015-ом году из Китая к нам приезжали пока только мультфильмы, а на осень запланирован еще сиквел КУНГ-ФУ КРОЛИКА от «Вольги».

В 2013 году график сделал головокружительный скачок – популярная серия ДОСПЕХИ БОГА с незабвенным Джеки Чаном получила, судя по сборам, долгожданное продолжение. Картина китайско-гонконгского производства усилиями мейджора UPI достигла среди релизов Поднебесной самой высшей точки кассовых сборов в отечественном прокате. Очевидно, что на результат повлияла популярность франшизы и звездность актера, являющегося в нашей стране символом и главной ассоциацией с китайским кино последних десятилетий. Едва ли в КНР сейчас найдется артист, способный приблизиться по показателям к великолепному и любимому многими «пьяному мастеру».

О том, насколько велика роль усилий дистрибьютора в продвижении китайского релиза на нашем рынке может свидетельствовать провал отличного фильма с Джеки Чаном, по сценарию Джеки Чана, спродюссированного Джеки Чаном БОЛЬШОЙ СОЛДАТ, где своё «мастерство» прокатчика проявила компания Top Film Distribution.

ЛИЦО ФИЛЬМА

Не секрет, что настоящий успех многим азиатским кинематографистам – актерам, режиссерам и постановщикам боевых сцен, — принес именно Голливуд, чьи скауты усердно рыщут по всей Азии в поисках нового Брюса Ли или Джона Ву. Именно американское кино закрепило национальный успех местных артистов и вывело их на международный уровень, благодаря чему о них узнал и российский зритель.

Поэтому, очевидно, для того, что бы китайское кино прокатывалось в России, оно должно быть, как минимум, узнаваемым. Это должны обеспечить либо местные артисты международного класса, такие как Чжан Цзыи (КРАДУЩИЙСЯ ТИГР, ЗАТАИВШИЙСЯ ДРАКОН, ГЕРОЙ, ДОМ ЛЕТАЮЩИХ КИНЖАЛОВ, ВЕЛИКИЙ МАСТЕР), Чоу Юнь-Фат (АННА И КОРОЛЬ, КРАДУЩИЙСЯ ТИГР, ЗАТАИВШИЙСЯ ДРАКОН, ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ), Джет Ли (ГЕРОЙ, ВОЙНА, НЕУДЕРЖИМЫЕ) и т.д., либо отечественные звёзды, либо – в идеальном случае, — коллаборация и тех и других. Пример второго варианта – показанный в мае на фестивале китайского кино в России фильм БАЛЕТ В ПЛАМЕНИ ВОЙНЫ, где в главной роли выступил Егор Корешков (ГОРЬКО 1,2), а в качестве одного из режиссеров и художественных руководителей картины Никита Михалков. Дальнейшая прокатная судьба фильма пока неизвестна.

В Америке середины нулевых можно найти более удачные примеры того, как Восток взаимодействовал с Западом – проект совместного производства США и Японии ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ, в котором две звезды – Том Круз и Кен Ватанабе, — представляли обе стороны света. Международный прокат трижды окупил производственный бюджет. Однако картина американского производства МЕМУАРЫ ГЕЙШИ Роба Маршалла не имела такого успеха, возможно, ввиду отсутствия узнаваемого голливудского артиста. С другой стороны приключенческий фэнтези-эпос 47 РОНИНОВ не смотря на участие в нем Киану Ривза, с грохотом провалился в национальном прокате, и в то же время более удачно выступил в России (861 млн. руб.) на новогодних праздниках. Стало быть, российский зритель не против экзотики, но ему нужны громкие имена.

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА

Не смотря на то, что Китай обладает второй по величине киноиндустрией в мире, современные фильмы в этой стране по качеству исполнения оставляют желать лучшего. Главным образом, это касается 3D- и спецэффектов, что подтвердил недавний просмотр новой картины Джона Ву ПЕРЕПРАВА. Китайские кинематографисты превзошли весь мир в постановках зрелищных боевых и батальных сцен. Однако качество и эстетика визуальных эффектов пока остается за их западными коллегами. И в этом смысле закономерно, что массовый отечественный зритель держит руку на пульсе исключительно голливудских проектов.

Помимо этого, китайская киноиндустрия явно страдает от обилия цензуры и, как следствие, нехватки талантливых творческих кадров, о чем пишет обозреватель издания «Афиша» Владимир Захаров:

Главная проблема китайского кино и причина творческой стагнации последних лет — цензура. Ее проходят все фильмы, которые снимаются на территории страны и выпускаются там в прокат, независимо от источников финансирования. В Китае цензура двойная: сначала надо утвердить сценарий, потом цензоры дополнительно обрабатывают уже готовый фильм. Снять что-либо в обход цензуры — значит получить запрет на прокат фильма или вообще на профессию, и раньше некоторые на это шли, но в нынешней ситуации индустриального бума никто не рискует. Даже если сложный фестивальный фильм плохо пройдет в прокате, потом можно снять что-нибудь жанровое, молодежный ромком или кунг-фу в 3D — запрет на профессию помешает успешной карьере. Тех, кто не желает вписываться в выгодную схему, жестко подавляют. В этом году, например, разогнали Пекинский фестиваль независимого кино — дело дошло до арестов. Все это объясняет, почему после пятого поколения китайских режиссеров (Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу) и шестого (Чжан Юань, Ван Сяошуай, Цзя Чжанкэ) так и не появились седьмое и восьмое поколения — хотя, казалось бы, уже давно пора

Отдельно стоит упомянуть китайскую анимацию, большинство аналогов которой оставляют желать лучшего, что, конечно, сказывается и на уровне сборов. Возьмем для примера несколько последних мультфильмов, выпущенных в России. МЕДВЕДИ-СОСЕДИ — киноверсия популярного китайского телесериала, которая в российском дубляже теряет всю свою «азиатскую» идентичность, — вышла в прокат в октябре прошлого года, заработав 10 млн. руб. Сиквел МЕДВЕДИ-СОСЕДИ: ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ не заставил себя ждать, и стартовал спустя 3 месяца в более скромном формате 200 копий, собрав в итоге в четыре раза меньше — 2.5 млн. руб.

Мультфильм ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА 3D месяцем позже заработал 1.7 млн. руб. в прокате. Зато эффектно повела себя экранизация компьютерной игры ГНЕЗДО ДРАКОНА, выручив рекордную сумму для китайской анимации в России – 25 млн. руб.

Так что, если мы думаем о зрителях и о том, что им нужно, низкие рейтинги на КиноПоиске свидетельствуют не в пользу китайской анимации.

ПЕРСПЕКТИВЫ: СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОКАТЕ

Что может быть общего у таких разных стран как Россия и Китай и что может стать точкой соприкосновения?

Полгода назад стартовали съемки продолжения самого кассового отечественного фильма 2014 года ВИЙ. Картина Олега Степченко ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ 3D стала первым проектом совместного производства между Россией и Китаем. Еще один проект осуществляет совместно с китайской киностудией «Первое августа» российская студия «ТриТэ» — ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА НА ЧЕРНОЙ ЗЕМЛЕ. Помимо этого в настоящее время в разработке находится несколько картин, которые имеют все шансы реализоваться как совместные.

В то время, как американские и китайские кинокомпании заключают сделки о сотрудничестве и взаимном инвестировании в проекты друг друга, самое время задуматься о выгоде подобных соглашений. Во-первых, прокат российских картин на территории Китая. Во-вторых, инвестирование с китайской стороны в российские проекты. Дистрибьюторы «Каро» и «Централ Партнершип» уже проявили заинтересованность в российско-китайском прокате на территориях обеих стран. Возможно, дело не ограничится только дистрибуцией, и сотрудничество будет проходить и в производственной сфере.

___________________________

Пока видно, что китайское кино остается для широкой российской аудитории товаром специфичным. Посмотрим, как проявит себя ПЕРЕПРАВА Джона Ву, выходящая в прокат на этой неделе 23 июля, насколько интересен нашей публике будет формат военно-исторического китайского кино в отсутствии боев в стиле кунг-фу.

Общее положение дел во взаимоотношениях кинематографий России и Китая прояснится на втором Китайско-российском культурном форуме, проходящем в Пекине с 27 по 29 ноября.

В ТЕМУ:

КИТАЙСКИЙ КИНОПРОКАТ ВЫРОС ЗА ГОД В ПОЛТОРА РАЗА

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИМ ПРОКАТОМ ЗАЙМУТСЯ «КАРО» и «ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП»

ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ СТАНЕТ ПЕРВОЙ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ КАРТИНОЙ

АМЕРИКАНСКИЕ КОМПАНИИ НАШЛИ КИТАЙСКИХ ПАРТНЕРОВ. КТО СТАНЕТ СЛЕДУЮЩИМ МЕЙДЖОРОМ?

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии