Фото: ТАСС
На проходящей в Шанхае российско-китайской конференции “Россия и Китай: современные вызовы развития” заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин говорил о существующем положении дел в российском интернете и планах на дальнейшее его развитие .По его заявлению, разработка каналов и платформ распространения информации может стать одним из направлений сотрудничества России и Китая.
Разработка и использование современных платформ и каналов дистрибуции
Для распространения информации на широкую аудиторию сейчас используются традиционные социальные сети, такие как YouTube, Telegram, Facebook, Twitter. При этом замминистра отметил, что если говорить про Facebook и Twitter, то «российские СМИ уже столкнулись на этих платформах с определенного рода ограничениями».
Алексей Волин:
Надо понимать, что если мы в какой-то момент не разработаем собственные независимые каналы дистрибуции, то будем находиться в очень уязвимом состоянии. Крупный серьезный игрок должен иметь собственные платформы технологического распространения контента, и это может стать серьезным направлением нашего совместного сотрудничества и нашей совместной деятельности.
В беседе с журналистами Алексей Волин подчеркнул, что продукция средств массовой информации является конкурентоспособной при соблюдении двух условий: профессионализма в подготовке материалов и быстрой доставки информационного продукта потребителю.
Мы видим, что количество способов доставки и средств коммуникации с потребителем с каждым днем становится все больше и больше. Если мы не будем использовать все имеющиеся каналы коммуникации, то мы в какой-то момент можем оказаться в ситуации, когда товар произведен, а его доставка не произведена. Поэтому и в России, и в Китае занимаются созданием собственных платформ коммуникации.
Замминистра уточнил, что это не означает прекращение использования имеющихся, в том числе и чужих, средств коммуникаций.
Но мы понимаем, что на чужих платформах мы можем быть уязвимы, поэтому мы должны, во-первых, разрабатывать собственные платформы, а во-вторых, в том числе, и совместные платформы.
При этом Волин признает, что существующие системы блокировки не слишком эффективны, и заявляет, что Россия никогда не пойдет по китайскому пути регулирования интернета и речи о создании российского Firewall не идет.
Это пустые опасения. При том, что мы активно дружим с Китаем и обмениваемся информацией по поводу развития медиарынка. Мы всегда исходили из того, что Россия есть Россия, Китай есть Китай. Мы никогда не пойдем по китайскому пути в отношении интернета. У нас свой российский путь и никакой речи о создании российского Firewall сегодня не идет.
Он также напомнил, что, ведя разговоры о создании большого российского Firewall, нужно учитывать и экономическую составляющую.
Надо помнить о том, что штука эта крайне дорогая и затратная. Более того, находясь в Китае, могу точно сказать, что любой человек, у кого будет желание получить доступ к запрещенным в Китае интернет-ресурсам в течение 7 минут этот доступ получит без всяких проблем.
Из этого не следует, но очень способствует
Взаимное сотрудничество по созданию собственных платформ с Китаем звучит настораживающе, учитывая существующую китайскую модель интернета, которая с каждым днем из далекой для России перспективы все больше и больше превращается в быль.
Да, из создания и развития собственных интернет платформ и инфраструктуры не следует напрямую его “окукливание”. Однако такое развитие очень этому способствует. А усиленное отрицание не успокаивает, а наоборот, вызывает подозрения.
В 2015 году Россия и Китай уже подписали соглашение о сотрудничестве для «обеспечения международной информационной безопасности». Легендарная модель китайского интернета предполагает сильнейший государственный контроль сети. В Китае работает нак называемый Великий китайский Firewall – своего рода сетевая «Великая китайская стена», ограничивающая доступ людей в Китае к определенным иностранным ресурсам и отслеживающая поведение людей. В «черный список» заблокированных там сайтов входят Google, Facebook, Twitter, YouTube, Instagram и другие ресурсы. Цензура распространяется и на личную переписку в чатах и мессенджерах. Вместо запрещенных мировых соцсетей и мессенджеров пользователям предлагаются местные аналоги.
При этом, Великий китайский Firewall — сложная система, требующая создания специальной инфраструктуры. У Китая на это ушло много лет и начинали они изоляцию национального интернета от мировой сети тогда, когда он только начинал свое развитие. Теоретически, Россия может догнать Китай и создать свой Великий Firewall, но это потребует продолжительной по времени и затратной по ресурсам деятельности. Хотя, когда это останавливало наши спецслужбы и правительство? Оцените сами, куда мы добрались с 2015 года.
О том, как происходила блокировка Telegram и к чему это приведет, послушайте в суперактуальном подкасте «Медузы». Эксперты обсуждают, можно ли в России отключить интернет? Стоит ли доверять прокси-серверам Мейл.ру, есть ли смысл жаловаться на действия Роскомнадзора и можем ли мы сделать что-то, чтобы все это прекратилось?
_________________________________________
Конференция “Россия и Китай: современные вызовы развития” организована Международным дискуссионным клубом “Валдай” совместно с Восточно-Китайским педагогическим университетом и проводится уже четвертый раз.
Одна из основных задач конференции – обсуждение на экспертном уровне наиболее важных вопросов, связанных с созданием надежной базы для дальнейшего развития двусторонних отношений, а также поддержка усилий политиков и дипломатов в этом процессе со стороны элит и общества. В качестве основных вопросов для дискуссий обозначены в частности такие темы, как эволюция политики США, ядерная программа КНДР, динамика внутренних изменений в Европе, вызовы международной безопасности в целом и безопасности в Азии в частности.
Источник: ТАСС, РИА Новости, “Медуза”
В ТЕМУ
МАССОВЫЕ БЛОКИРОВКИ TELEGRAM И КИНОТЕАТРЫ
НОВОСТИ ЦИФРЫ: КОЛЛЕГИЯ РОСКОМНАДЗОРА, ЗАКОН O VPN
ОПУБЛИКОВАНЫ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ «ОБ ИНФОРМАЦИИ…»
НОВОСТИ ЦИФРЫ: РОСКОМНАДЗОР И БЛОКИРОВКА, ПРИЛОЖЕНИЯ С ПИРАТСКИМ КОНТЕНТОМ