Новый фильм хорошо известного в России режиссера Франсуа Озона ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ выходит в прокат 25 апреля. Премьера картины прошла в начале года в рамках Берлинского кинофестиваля. Там лента, раскрывающая актуальную проблему сексуального насилия в церковной сфере, произвела сильнейшее впечатление на зрителей и критиков, и даже забрала с собой вторую по важности награду – Гран-при жюри.
ТРЕЙЛЕР
В трейлере четко обозначаются основные темы и мотивы, и последовательно представляется каждый из трех героев. К концу ролика возрастает эмоциональный накал: нам показывают фрагменты из «ударных» сцен ленты, смонтированные под весьма экспрессивное музыкальное сопровождение.
ПРОСМОТР
Новая картина прославленного французского режиссера Франсуа Озона основана на реальной истории и рассказывает обо всем, что предшествовало идущему прямо сейчас судебному процессу над священником-педофилом Бернаром Прейна. Повествование ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ поочередно фокусируется на трех персонажах, трех жертвах сексуального насилия.
Первым из них становится Александр (Мельвиль Пупо) – состоявшийся банкир и уважаемый семьянин, воспитывающий своих детей в католической вере, несмотря на детскую травму. Разговор с бывшим одноклассником пробуждает в нем жуткие воспоминания, и он пишет письмо кардиналу Барбарену, в котором излагает произошедшее с ним и просит отстранить Прейна от службы. Действия церкви ограничиваются лишь короткой встречей банкира с его обидчиком, на которой тот даже не извиняется. О лишении до сих пор работающего с детьми педофила сана не идет и речи, несмотря на бесконечные просьбы Александра. В конце концов, ему ничего не остается, кроме как принести заявление в прокуратуру.
Дело Александра нельзя пустить в ход из-за давности срока, но полиция начинает разыскивать других возможных жертв Прейна. Одним из них окажется Франсуа (Дени Миноше) – представитель среднего класса и прирожденный коммерсант. Он раскрутит эту историю во всех СМИ и создаст коммерческую антиклирикальную организацию «Свободные голоса», которую будет предприимчиво продвигать. Франсуа проводит активную кампанию не только против Прейна, но и покрывавшего его Барбарена. В «Свободные голоса» вступает третий герой – несостоявшийся в жизни эпилептик Эммануэль (Сванн Арно). Асоциальный человек, склонный объяснять детской травмой почти все свои проблемы и неудачи.
ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ – наверное, самая сдержанная и академичная картина Франсуа Озона. Размеренная, выдержанная, детализировано описывающая процесс привлечения к правосудию. Местами новый фильм французского режиссера может напомнить об очень популярных в последнее время документальных историях на тему преступлений и судебных процессов. И насколько известно, фильм действительно изначально задумывался как неигровой проект.
Всё это кажется весьма несвойственным для экспрессивного и немного провокационного постановщика, но на деле он себе не изменяет и создает кино столь динамичное и вовлекающее, насколько это вообще возможно при столь сухом материале. Масштаб действия наращивается «снежным комом» с представлением каждого нового персонажа. Первая треть фильма, отображающая почти кафкианскую бюрократическую волокиту, с которой сталкивается Александр, запускает цепную реакцию. И обилие действующих лиц и затронутых в ленте социальных слоев позволяет Озону не только попасть в актуальную проблему сексуального насилия, но и поговорить о современном французском обществе, его положении в контексте времени.
Озон, который славится своими эротическими эпизодами, тут сознательно уклоняется от изображения сексуального насилия. Есть лишь несколько намекающих флэшбэков и вербальные описания деяний Прейна, проговариваемые актерами на душераздирающих крупных планах. Режиссера на самом деле мало интересуют половые преступления и борьба с ними, хотя он и раскрывает эту тему достаточно подробно.
Речь здесь идет, прежде всего, о столкнувшихся со злом людях и о том, как каждый из них справляется с травмой. Кто-то принимает произошедшее. Кто-то идет на радикальные и иногда довольно нелепые меры. Кто-то преувеличивает её значение. Ну и разумеется, здесь сохраняется излюбленный Озоном мотив критики французского общества. Здесь постановщик ненавязчиво, но эффектно и последовательно во всех красках рисует его лицемерный портрет.
Антиклирикальная лента пронизана мотивом морального беспокойства и задает аудитории сложные вопросы. И победа над коррумпированным институтом церкви не трактуется Озоном как истинный триумф, как например, в американском В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ, с которым ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ часто сравнивают. Проблемы веры и правосудия остаются неразрешенными ни для героев, ни для зрителей. Картина оставляет аудиторию на эффектном многоточии. «Ты все еще веришь в Бога?» – спрашивает Александра один из его сыновей в финале. Ответом становится молчание и взгляд. Взгляд человека озадаченного, измученного сомнениями.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Картина предназначена для любителей фестивального кино, поклонников творчества Франсуа Озона и французского кинематографа в целом. Актуальная тематика также может привлечь внимание многих зрителей к ленте. В фильме поднимаются очень взрослые и провокационные проблемы, поэтому её не рекомендуются смотреть зрителям до 18 лет, несмотря на отсутствие насилия в кадре.
ПРОКАТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Помимо ленты ПО ВОЛЕ БОЖЬЕЙ, 25 апреля в российский прокат выходят еще два фильма-призера Берлинского кинофестиваля, которые станут для новой работы Франсуа Озона прямыми конкурентами. Речь идет о ПИРАНЬЯХ НЕАПОЛЯ Клаудио Джованнези и СИНОНИМАХ Надава Лапида.
РЕФЕРЕНСЫ
ДВУЛИЧНЫЙ ЛЮБОВНИК (22,6 млн. рублей; «A-One Films»; 2017) – предыдущая картина Франсуа Озона, также выпущенная в России компанией «A-One Films».
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ (7,9 млн. рублей; «Парадиз»; 2016) – оскароносная картина Тома МакКарти, также посвященная теме педофилии в кругах католической церкви и разоблачению виновных.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Выверенная, антиклирикальная драма Франсуа Озона, снятая на актуальную для современной Европы тему. Картина затягивает и успешно поднимает вечные вопросы морали и религии.