Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 1


Cinemaplex 30.12.2020 / 17:16 3

В рамках конференции Министерства Культуры РФ, которая состоялась 10 декабря, представители киноиндустрии в своих выступлениях подняли текущие проблемы отрасли. Александр Зенин, технический директор компании Incine, ст. научный сотрудник НИКФИ, обратил внимание участников на многочисленные технические проблемы у современных отечественных кинотеатров. Подводя итог своей презентации, он отметил необходимость введения категорийности организаций кинопоказа с целью повышения качества показа.

В ходе интервью мы получили обширный ответ на наши вопросы, поэтому материал будет представлен в виде трёх публикаций. В первой части выясним отличия эталонного зала и кинотеатрального, обсудим создание карты с рейтингом кинотеатров по качеству кинопоказа, почему кинотеатры перестали соблюдать имеющиеся требования по строительству и оснащению, и какие были последствия такого решения.

В своем выступлении на конференции Министерства культуры РФ, вы отметили, что есть 3 категории кинозалов. Расскажите, в чём отличия качества показа между кинотеатральным залом и эталонным, к которому стремится ваша команда при подготовке фестивалей?

Существуют две мировые организации, которые занимаются стандартизацией — это ISO в части кинопоказа, и SMPTE — это общество инженеров кино и телевидения, создавшее на основании стандартов ISO подробные стандарты для кинематографа, которые существуют по сей день. Именно там представлены три категории кинозалов: кинотеатр, эталонный или контрольный зал, в котором проверяется кино, и студийный зал. Отличие в своей табличке я показывал в презентации.

Основные различия между двумя категориями — это допуски по яркости, где для контрольного зала они жестко фиксированы, если на студии кино сводится под 14 фут-ламберт, то для кинотеатров допускается погрешность в 3 фут-ламберта. Также есть жесткие ограничения по звуку для эталонного зала: амплитудно-частотная характеристика, время реверберации зала. По этому параметру отличаются именно время реверберации зала, она жестко фиксирована и составляет не более 0,4 секунды. Для кинозалов допуски больше, но и они нигде не соблюдаются.

Существует очень много параметров, но основные — яркость, точка белого и уровень громкости каждого канала. Именно в этом состоит кардинальное отличие между кинотеатральным и эталонным залами.

Александр-Зенин-презентация-1

В студийном зале все намного жестче и не должно никак меняться, потому что кино создается под определенный эталон. Там и шире динамический диапазон проектора, даже в контрольном зале проектор не обязан обеспечивать такую широту цветового пространства. Аналогичная ситуация по звуку.

Отмечу, что для роста качества кинопоказа стоит вернуть категорийность среди кинотеатров

В сети уже не первый раз озвучивается идея введения карты с рейтингом кинотеатров по качеству кинопоказа. Есть ли необходимость в таком формате «проверки» кинотеатров? Или нужен иной, строго регламентированный способ категоризации кинотеатров?

Я, конечно, за то, чтобы он был строго регламентирован. Но понятно, что строгому регламентированию смогут подчиняться только государственные кинотеатры. Никакой частный кинотеатр не будет этому следовать, да и мы не имеем никакого права вводить правила, по которым будут существовать кинотеатры.

К сожалению, само понятие лицензирования кинотеатральной детальности отменено. А если нет принципа выдачи государством лицензии кинотеатрам, то мы не можем их принудить выполнять требования. Но категорийность в этом случае решает проблему конкуренции — зритель будет знать о том, что в стране существует функциональный стандарт кинопоказа, и оценка его качества.

И речь не о качестве отдельного показа, а о том, какой он должен быть. Допустим, сам фильм сделан не совсем качественно. Знаю целый ряд картин, которые даже в эталонном зале не будут нормально звучать, или картинка будет нечёткая. Это вызвано вовсе не тем, что в кинотеатре проблема с проектором, а потому что на этапе создания или монтажа фильма случайно потеряли исходный материал, и в итоге картину сделали из prores’a уменьшенного разрешения. И такое бывало сплошь и рядом.

В цифровую эпоху потерять исходники достаточно легко. Конечно, во времена плёнки такого безобразия не было -­ исходный материал во время съемок инспектировался очень часто. До монтажа и создания позитивной копии для кинотеатра существовало очень много разных процессов, которые просто невозможно было обойти. Пока все стадии не пройдёшь — у тебя не будет готовой фильмокопии. Именно по этой причине в кинотеатр попадала уже качественная копия.

Сейчас бывают ситуации, когда фильм не доделали и отправили в кинотеатры по ошибке, например, не в том цифровом пространстве. Довольно часто в кинотеатры перед самым показом приходит замена на другую копию или дополнительные пакеты с заплатками: устранили битые кадры, забыли мат запикать и многое другое.

На вывод плёнки уходило чуть больше времени — её нужно напечатать, доставить в кинотеатры. Поэтому за неделю до релиза фильм был готов, и уже ничего не исправить. Конечно, иногда делали вырезки и меняли куски, но это случалось очень редко, потому что ко всему процессу относились ответственно, и качество было гораздо выше. Нельзя было получить фильмокопию с каким-то недоделанным фильмом, это было просто невозможно, а допечатка стоила дорого. А сейчас такое происходит сплошь и рядом. Поэтому нельзя говорить однозначно, что такое качество кинопоказа, но есть стандарт, которого надо придерживаться.

Существует международная организация, которая была создана для того, чтобы ввести цифровое кино, и называется она DCI (digital cinema initiative). Ещё в 2006 году эта компания совместно с SMPTE создала первый перечень стандартов кинопоказа, которому должны соответствовать элементы цифрового оборудования, тем самым сузив количество производителей.

Например, на сегодняшний день DCI-сертифицированные проекторы имеют право производить только 4 фирмы: Sony, NEC, Christie и Barco. Больше на этот рынок никого до сих пор не пустили. Соответственно, у каждой фирмы есть ограниченный набор моделей, которые сертифицированы DCI. То есть, если правильно спроектировать кинотеатр и поставить это оборудование, то уже половину проблем можно избежать. Но что происходит в наших кинотеатрах — мы хотим экран побольше, а потратить денег поменьше. Поэтому покупаем большой экран, но слабый проектор.

Почему многие кинотеатры страны перестали соблюдать эти требования?

Начиналось это все так: кинопрокатные компании в 2013 году сообщили кинотеатрам, что перестают печатать плёнку. И если они не купят цифровой проектор, то останутся без контента. В 2014 плёнку окончательно перестали печатать. Кинотеатры, у которых не было денег, но которые хотели продолжать свою деятельность, на свои уже имеющиеся большие экраны (тогда в основном только такие и были), начали покупать оборудование подешевле, лампы — у которых подольше срок, но, соответственно, дают меньше света. У Osram’a была серия долгоиграющих ламп, но они через 300 часов перестают светить. Но сама лампа живёт 1500 часов, и кинотеатр пытается её использовать на 20% сверх нормы, ссылаясь на то, что у него сертифицированное оборудование.

Потом лампы взрывались?

Да, у тех, кто передержал. Кому-то везло. Например, лампы Ushio не взрывались никогда, просто чернели. На экране уже «Броненосец «Потёмкин», да и ладно. Зритель же ходит всё равно, и он не знает на какой яркости должна быть картинка, возможно, это задумка режиссёра.

Когда ввели формат 3D, в плане технологии был полный раздрай — все начали ставить серебряные экраны, но только малая доля следовала правилам установки — серебряный экран на прямую раму не натягивается, рама экрана должна выгибаться по радиусу, рассчитанному исходя из параметров кинозала. Было очень много нюансов, которые из-за спешки перехода на новые технологии, просто игнорировались. И это не связано с самим кинотеатром, просто было приобретено такое оборудование.

А как же нормативно-техническая документация в части кинопоказа?

В своем выступлении я затронул тему руководяще-технического материала (РТМ) в части кино. Это небольшая книжка, буквально на 60 страниц. Она издавалась в 70- 80-е годы. Последняя была выпущена в 1994 году. В ней есть вся информация по типам экранов, как изгибать раму, как производить расчёты, какой должна быть зрительская зона, где комфортные места, где запрещенные места, как должны располагаться громкоговорители, где и под каким максимальным углом должен находиться проектор. И не важно — плёночный или цифровой проектор, физиология у людей не изменилась. Мы воспринимаем изображение в тех же самых условиях, поэтому яркость плёночного или цифрового проектора ничем не отличается.

Александр-Зенин-презентация-2

Если взять старые нормы по плёнке и текущие нормы SMPTE/ISO, это будут всё те же 14 фут-ламберт. Только тогда измерение проводилось в канделах на квадратный метр, и в этом случае необходимо просто провести пересчёт шкалы.

Какие-то ключевые моменты нужно модернизировать в этой документации? Или она до сих пор остается актуальной?

Она практически целиком остается актуальной, там только надо переработать моменты, касающиеся звука. Но про многоканальный Dolby-digital есть информация, потому что он уже существовал в 1993 году. Сейчас мы отошли от этого стандарта, но продолжаем использовать x-кривую при настройке амплитудно-частотной характеристики каждого канала и громкости. Яркость осталась та же, только нужно убрать слово «обтюрированный» световой поток, потому что обтюраторов нет в цифровом проекторе. Как должен выглядеть кинозал с точки зрения, расстояние до первого экрана, размер экрана, размер кинозала в зависимости от типа полотна: вогнутый или нет. Это всё актуально.

Актуальны и требования пожарной безопасности, они почти не изменились, и устройство самого кинозала — из чего делается гребёнка, стены, как рассчитывается время реверберации в зале. И если мы сейчас сравним со стандартами ISO, то разница будет незначительная.

В НИКФИ мы сделали перевод актуальных иностранных стандартов. Но для того, чтобы они стали официальными, необходимо сделать целый ряд официальных манипуляций: утвердить технический комитет, который занимается этим вопросом; комитету купить права на использование существующих зарубежных стандартов; перевести их на русский язык; и только тогда использовать как национальный стандарт. Т.е. создать национальный стандарт на основе мирового во избежание противоречий.

Только в национальные стандарты добавляются особенности менталитета. Например, у японцев физиология устроена так, что они видят мир чуть более зелёным, у них своя особенность восприятия белого цвета. У нас такая же физиология, как и у европейцев, вроде бы сильных различий по восприятию нет, но можно что-то добавить. Например, у нас пожарные требования довольно жёсткие.

В ТЕМУ: 

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 2

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 3

3 комментария »

  1. Сергей 30 декабря 2020 в 20:47 - Ответить

    Все замечательно... Только не нужно. В конкуренции и так все стремятся обеспечить качество. А вот государственные — только в редких исключениях бьются за картинку, удобство и т.д.

    • Петр 30 декабря 2020 в 21:52 - Ответить

      Почему не нужно

  2. Миша 30 декабря 2020 в 22:22 - Ответить

    Сергей, не соглашусь, некоторые сетевые кинотеатры не обновлялись уже много лет. Там и оборудование частично не работает.

КОММЕНТАРИИ »


три + = 5