КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 2

Во второй части интервью с Александром Зениным рассмотрим следующие вопросы: действительно ли обоснованы жёсткие пожарные требования к кинотеатрам, какие существуют причины несоблюдения требований имеющегося руководяще-технического материала, а также какой дискомфорт или проблемы ждут зрителя, если экономить на строительстве и оснащении кинотеатра.

Введение жёстких пожарных требований к кинотеатрам связаны с  событиями в «Зимней вишне»?

Это не единственный случай, и даже до этих событий пожарные требования были жесткие. Помню, в 2008 году вышла новая редакция ВППБ – это противопожарные требования к кинотеатрам, и там вновь появились противопожарные заслонки на окнах, которые отсекают помещение проекционной от зала. Все считали, что эти заслонки нужны были только из-за горючести плёнки, и в СССР ни глядя копировали, хотя горючую плёнку в 1983 году запретили производить и прокатывать в кинотеатрах.

Но дело не в этом. Существует категорийность помещений по пожарной безопасности, согласно которой кинозал относится к третьей категории, а кинопроекционная к первой, и на границе раздела этих двух категорий должна быть противопожарная стена. А так как нам надо как-то проецировать кино, то в этой стене сделаны окна, но они должны обеспечить предел огнестойкости.

В 2000-х годах проекционные заслонки были вычеркнуты из требований противопожарной безопасности. Потом их снова вернули, потому что кинозал и проекционная должны быть разделены, и предел огнестойкости должен быть час, но ни одно стекло не выдержит столько времени. Соответственно, в целях безопасности необходима автоматическая противопожарная заслонка. И если случится пожар, она сработает и отсечёт эти помещения друг от друга.

Все посмеялись над этими требованиями – плёнки уже нет, а противопожарные заслонки до сих пор ставим. Но дело именно в пределе огнестойкости. Неважно что загорелось: плёнка или цифровой проектор. Горючая плёнка наносила куда меньший ущерб, так как было меньше элементов, способных загореться: выпрямитель, который зажигал ксеноновую лампу, и мотор, крутивший механизм. В цифровом проекторе очень много пластмассы, электроники, бесперебойники и аккумуляторы, которые могут взрываться.

Также вырос уровень шума, и это немаловажный момент, который связан с СанПиН. Эти требования мало где соблюдаются, так как в кинотеатрах не стало киномехаников. Но формально нормы по шуму внутри аппаратной должны соблюдаться. В новых кинотеатрах, где с плёнки резко перешли на цифру, очень плохо загерметизированы оконные проемы, и в зале слышно, как гудят серверы. И так во многих кинотеатрах.

Также слышно, как в соседнем зале идёт другой фильм.

А это нарушение еще одного пункта РТМ, связанного с вентиляцией. По нормам, в многозальном кинотеатре на каждый кинозал должна быть отдельная независимая приточно-вытяжная система, должен быть свой агрегат в агрегатной комнате. Чаще всего один воздуховод соединяет все кинозалы, и по нему низкая частота с лёгкостью перемещается.

Также это нарушения на этапе строительства. Сейчас кинотеатры открываются в торговом центре, по сути – это коробка, в которой нужно поставить перегородки. Согласно требованиям, необходимо возводить капитальные стены, но их нужно регистрировать, считать нагрузку на перекрытия, вносить в паспорт объекта. Поэтому стали строить из гипсокартона, не доводя их до крыши. Соответственно, еще и через крышу звук летает из зала в зал, потому что они не отсечены пирогом гисповолокна или минваты.

Все эти моменты необходимо просчитывать и строить, но это очень дорого. Минимальное необходимое расстояние между стенами – один метр, которое надо заполнять керамзитом, делать воздушные прослойки и виброизоляцию. Из-за этого перегородки между залами во многих кинотеатрах очень тонкие. В том числе они экономят пространство, за которое также нужно платить аренду. Поэтому мы можем, сидя в среднем зале, слышать мелодраму и боевик, которые идут по обе стороны от нас.

Получается, многие кинотеатры не соответствуют имеющимся стандартам. Возможно, стоит провести обновление стандартов в соответствии со временем, или, наоборот, кинотеатры должны следовать имеющимся требованиям?

Если изменить стандарты, тогда будут строить еще хуже.

Например, открывается торговый центр, в документации которого про кинотеатр нет ни слова. Арендатор строит там свой кинотеатр, тем самым он уже не привязывается ни к каким стандартам и нормам, потому что он арендовал, и что захотел – то и простроил. Да и строящийся торговый центр градостроительным инспекциям не обязан отчитывается, если он не заявляет, что там есть кинотеатр. Соответственно, эти нормы не действуют уже на этапе строительства и сдачи объекта. Многие так и делают.

Я с этим сталкивался и видел неоднократно, как сдаются торговые центры. Но всё из-за того, что нет лицензии. Если бы было такое понятие как лицензирование, то при строительстве кинотеатра торговому центру пришлось бы утвердить эти торговые площади во всех инстанциях как зону для кинотеатра. И там будут действовать совсем другие нормы и правила: и по СанПиНу, и по пожарной безопасности.

Это напоминает французский опыт, где действует жёсткое лицензирование каждого кинотеатра.

И у нас действовало жесткое лицензирование каждого кинотеатра. НИКФИ был одной из организаций, которая выдавала эту лицензию. Прежде чем открыться, кинотеатр подавал свой проект на экспертизу. И там уже решали, соответствует ли он требованием, и можно ли вообще в этом месте строить. Так как плёночные аппараты были тяжёлые, то проекционная тоже должна была быть определённым образом построена.

Правда сейчас лазерные цифровые проекторы весят ещё больше. Вроде бы уходили в сторону уменьшения, например, мобильные телефоны, а теперь они размером с лопату. Тоже самое произошло с киноаппаратурой – она становилась всё более и более компактной, и дошли до самых маленьких проекторов – итальянцы делали самые компактные аппараты и ставили их в очень стеснённых условиях. На смену им приходит цифра, которая не влезает в аппаратную. И приходится разбивать стены, или возникает идея поставить проектор в зале, в ящике. А это уже нарушение пожарных правил – нельзя устанавливать проекционное и усилительное оборудование в кинозале. И таких кинотеатров у нас уже много открылось.

В целях экономии?

Да, конечно. Под проекционную необходима площадь, на которой нужно сделать разводку, установить электрический шкаф, следуя правилам –  установить распределительное устройство киноустановки. Сейчас же это мало кто делает, потому что некоторые модели проектора можно просто воткнуть в розетку. Считается, если его можно воткнуть в розетку, то какая разница, где это делать – в зале или проекционной. А раз он в ящике, то в случае, если он загорится, то там и сгорит. И не учитывают тот момент, что он находится с вентиляционной системой внутри кинозала.

Уровень шума от такого проектора в зале хорошо слышен, как его не заглушай. Усилители, которые стоят за экраном, тоже шумят. И нарушается требование, которое касается киноустановки – у неё должна быть отдельная и независимая вытяжная система, несвязанная с вытяжной системой кинозала. Это вообще уже очень давно опускают, из-за этого происходит перегрев проектора.

И если где-то в ТЦ случилась беда с центральной системой, и подпор воздуха создал воздушную пробку – кинопроектор перегреется. А цифровые проекторы не настолько умные, чтобы самостоятельно отключиться. В редких исключениях они это делают, но чаще всего там перегревается лампа. И она либо взрывается, либо чернеет. Либо отваливается что-нибудь ещё. Например, у проекторов Christie микрик, который отвечает за отключение в случае с проблемами с потоком воздуха, просто расплавляется и остаётся замкнут, как будто бы ничего не случилось.

У плёночных проекторов были системы защиты. Даже если отрубалась вытяжка – всё равно было меньше проблем. Фонарь довольно большой, и он был способен всё это в себя рассеять, и лампы от этого не взрывались.

В ТЕМУ:

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 1

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 3

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей

По видимому у паренька мечта – вернуть лицензирование и сесть на стул, выдающий эти лицензии. Как всегда – работать по минимуму и сидеть решать, кому подписать, а кому нет. А учитывая наличие своего поставщика оборудования – сразу налицо явная связка.. Берете у нас оборудование, заказывать у нас проект, и вы гарантированное получите лицензию. Неприкрытая попытка получить долю пирога на рынке..Гнать этого мечтателя с рынка…

Миша
Миша

Вводить любой регулятор на рынке ни к чему хорошему не приведёт. Но все равно есть необходимость как-то контролировать хотя бы качество строительства объектов. А то построят из говна и палок, а если что-то случится – всему рынку прилетит.

Андрей
Андрей

НИКФИ не занималось никогда лицензированием, они занимались в 90-е и начале 2000-х сертификацией кинотеатров, причем добровольной. В советские времена новые кинотеатры проектировали Киноремпромкомбинаты при Управлениях кинофикации, лицензирования тоже не было. Кинотеатру в зависимости от наличия дополнительных услуг и оснащения (не только от качества кинопоказа) присвался разряд, от которого устанавливалась цена на билет. Считаю, возврат к подобным “лицензированиям” полной профанацией, т. к. получить лицензию это одно, а вот поддерживать выходные параметры это совсем другое. При СССР эти параметры контролировали кинотехнические инспектроры при государственных конторах кинопроката. А сейчас кто это будет делать?