В заключительной части интервью с Александром Зениным коснулись темы – может ли техническое обновление кинотеатра быть причиной повышения цен на билеты. Также оценили перспективы развития технологий в отрасли кинопоказа и обсудили проблему отсутствия новых технических кадров на рынке.
Если возрастут требования к качеству кинопоказа, будет ли резонным увеличить его стоимость? Как отнесутся к этому зрители?
Я думаю, что должно произойти с точностью до наоборот. В условиях конкуренции, особенно в крупных городах, где несколько кинотеатров, зритель пойдёт туда, где качественнее и дешевле.
Когда я работал в однозальном кинотеатре главным инженером, мы никогда не поднимали цену билета с приобретением какого-то нового, более крутого оборудования. И даже стремились держать её ниже, чем в кинотеатре, расположенном в стоящем рядом ТЦ – новомодном, с маленькими залами и экранами. Нам было важно мнение зрителя.
У нас был огромный экран и качественный звук. Регулярно приобретали и новые колонки и новые, тогда ещё пленочные, проекторы. Когда появились новые типы ламп – купили их, чтобы картинка стала ярче. Всегда следили за качеством кинопоказа, поэтому зритель и любил наш кинотеатр. И когда мы были вынуждены перейти на цифру, получили печальные отзывы от зрителей.
Плёночный проектор даёт света процентов на 30 больше, чем цифровой, потому что в нём очень много элементов, на которых теряется свет. И получилось так, что для экрана шириной 24 метра я покупаю цифровой проектор, который должен показывать на 30 метров без потери яркости. Но, увы, это обман, так как он способен показать такой результат только на определённой лампе, которая очень дорого стоит, и всего 100 часов выдает необходимую яркость. Естественно у нас возникли проблемы из-за яркости, которая оказалась в 2 раза ниже, чем должна быть. А в формате 3D ещё хуже. Конечно, зрители стали спрашивать, что случилось с оборудованием.
Мы купили цифровой проектор за 4,5 млн. рублей. Сделали это в ущерб себе, потому что плёночный проектор работал замечательно, так как постоянно обслуживался, и затраты на него были минимальные. А теперь постоянно нужны были фильтры, лампы, которые быстро выходят из строя.
Какое-то время на нём показывали фильмы только в формате 3D, а 2D крутили на плёнке. И зрители жаловались, что в 3D смотреть невозможно, в то время, как с обычным форматом всё хорошо. А им не объяснишь, что это цифровое «качество», которое все так ждали.
Уже тогда на плёнке печатали в разрешении 4К, а цифра вышла только в 2К. Это откат в качестве показа, цветовом пространстве, которое на плёнке гораздо шире. Да, у нас был уже цифровой интермедиэйт (Цифровая промежуточная копия), то есть мы не печатали с негатива плёнку, а сразу после обработки на цифре. Но именно при химической обработке появляются полутона. Исходные материалы, которые выводили на плёнку или из которых делали dcp-копию для кинотеатров, разнились и в битрейте, и в размере. Если для вывода фильма средней продолжительности на плёнку нужно было 5 Терабайт, то dcp-копия весила всего 60 Гигабайт – разница ощутима. А это, в первую очередь, сжатое цветовое пространство.
Со временем цифра дойдёт до такого качества?
Мне кажется, что с проекционным оборудованием этого не произойдёт. Раньше пророчили, при выпуске второй серии цифровых проекторов, что динамический диапазон будет выше и приближен к плёнке. Увы, это не случилось. Как Texas Instruments делал микрозельканую матрицу DMD (digital mirror device), так они и остались, только ранее они были 2К, теперь 4К. Разрешение 6К сделать невозможно, про 8К уже благополучно забыли.
Во время ММКФ в первом зале кинотеатра «Октябрь» по неизвестной причине 4К-матрица начала покрываться красными битыми пикселями. Она была новая, только поменяли. Под конец фестиваля, на самом последнем показе появилось 3 битых пикселя. На следующий день их уже было больше 30. Благо, что не во время фестиваля. Красные битые пиксели хуже всего – они бросаются в глаза – залипает микрозеркало, и оно светит яркой точкой.
Такое бывает и в других кинотеатрах, но это не влияет на показ, так как нигде не прописано, что с такими дефектами нельзя продолжать работать.
По вашему мнению, за какой технологией стоит будущее кинопоказа?
Это если кинотеатры выживут. Мировая статистика показывает, что их становится меньше, и люди меньше ходят в кино. Не из-за пандемии, а из-за того, что ритм жизни немного поменялся, всё меньше времени остается на поход в кинотеатр. Мне постоянно приходится смотреть кино в кинотеатре, но я понимаю, что в обычной жизни в кино бы не выбрался.
Что же касается технологий, то это будет что-то светящееся. Сейчас это светодиодные панели. Но у них есть проблемы с отображением звука. В нашей системе кинопоказа важно, чтобы речевой канал шёл из центра экрана. Это низкие частоты человек не способен локализовать – сабвуфер можно поставить хоть с другой стороны кинозала, и никто не ощутит, что звук идёт именно оттуда. А вот речевой среднечастотный диапазон очень легко локализуется ухом, и смотреть кино довольно сложно, когда звук идёт, например, сверху.
У меня было много случаев, когда приходилось показывать кино в местах, где установлена стереосистема, и нет возможности поставить центральный канал. В итоге он формируется за счёт условного фазового сдвига, который только в центре зала ощущается так, будто он идёт из центра экрана, но всё равно кажется – что-то не так. Зрители, сидящие с краю, слышат либо левый, либо правый канал. И складывается такое ощущение, что звук отрывается от изображения.
Поэтому для светодиодных экранов центральный звуковой канала – самая большая проблема, что лишает их конкурентоспособности, а также их высокая стоимость, и то, что они выделяют очень много тепла. Тем самым сильно сушат воздух, и в кинозале уже не обойтись обычной вентиляционной установкой. Необходимо дополнительное увлажнение, иначе будет жуткая статика.
Dolby Atmos пыталась решить проблему формирования звука с помощью отражателей и специфической конфигурации зала. Сейчас для домашних кинотеатров, например, разработала систему таких отражателей, когда динамики монтируются в потолок, потому что в этой системе есть потолочный канал эффектов, он там не один. И его формируют из специальных отражателей, которые либо в стене встроены, либо на полу установлена какая-либо акустика вместе с динамиком. Но это возможно сделать только на небольшом пространстве. В большом кинозале для всех зрителей не получится локализовать звук одинаково.
В любом случае, источник звука должен быть за экраном. Поэтому экран и представляет собой перфорированное полотно, для того, чтобы высокие частоты проходили в зрительскую зону. А также важна правильная настройка – корректный наклон динамиков за экраном. Но это можно встретить очень редко.
Когда мы проводим премьеры отечественных фильмов, нам также важен звук – звукорежиссёр требует, чтобы была хорошая разборчивость, то есть чтобы всё было сфазировано. Поэтому приходится лезть за экран и поворачивать динамики – или колонки целиком, или рупор наклонять. Чаще всего с этим сталкиваюсь в кинотеатрах, в которых премьеры обычно не проходят. У нас был случай: премьеру фильма «Притяжение» решили провести в Чертаново, так как это место связано с сюжетом картины. Вот только в этом кинотеатре кинозалы пришлось активно готовить к премьере в течение 2-3 дней. Даже отмывали проекционные окна. Пыль съедает свет на 10% или больше, а также влияет на внутрикадровый контраст. Во времена плёнки это не так бросалось в глаза, так как яркость была высокой.
В рамках конференции Министерства Культуры мы хотели провести показ в зале и продемонстрировать, как выглядят те или иные дефекты. Показать настроечную таблицу через пыльное стекло, расстроить звук до его состояния в кинотеатрах, чтобы те, кто посетили этот показ, увидели разницу между обычным кинотеатром и настроенным по стандартам.
Представители кинотеатров отмечают, что сейчас стало очень мало технических специалистов. Кто-то занимается их подготовкой? Или уже достаточно переобучения имеющихся IT-специалистов?
Олег Березин правильно подметил, что у нас уничтожено техническое образование. Это правда.
Вообще, человек, который работает киноинженером должен понимать, что такое кино. В нашей компании у меня не было опыта работы с «не киношником». Айтишник, который знает, что такое системное администрирование и элементарно, что такое сеть, тем не менее, в большей степени он должен понимать, что происходит на экране, как должно выглядеть кино. А также понимать процесс кинотеатра с точки зрения искусства, т.е. он должен отличать художественную задумку от технического дефекта. И чистые айтишники не справляются с этим.
То есть новые кадры не появляются на рынке?
Новых вообще нет. Я больше скажу, что нет даже увлечённых людей. Если раньше, лет 10 назад, выпускники вузов СПбГУ, ВГИК приходили, интересовались, хотели работать на фестивалях. Они конкурировали между собой, хотели засветиться, стремились попасть в команду, которая проводит крупные мероприятия – Кинотавр, ММКФ или другое кинособытие, то сейчас таких нет.
Мы недавно искали замену среди студентов. Решил искать среди операторов, может быть кому-то захочется попробовать свои силы. Но этих людей я бы даже операторами никуда не взял. Это ужас! Среди студентов нет людей, которые горят идеей что-то сделать, в чём-то разобраться. Это потухший взгляд и амбиции, что, однажды сняв кино, будут снимать его и дальше.
Искал среди ребят в колледже. Есть пара ребят, которые заинтересованы и горят, но в голове у них пусто. Даешь им какую-то задачу на проверку. Вдруг справится. Увы, желание есть, но способностей к развитию в этой области нет.
Это страшная беда, и я не знаю куда делись все люди. Я 15 лет работал в системе образования и видел эту деградацию школьников. И это не связано с ЕГЭ, которое постоянно ругают, а связано с тем, что дети на этапе поступления в школу уже ничем не интересуются. Да и задачи такой нет, чтобы их чем-то увлечь и заинтересовать. Вот и результат: они хотят бесплатно смотреть кино, фотографироваться со звёздами, но нет желания досконально разобраться, что такое кинематограф, и что-то улучшить в этой системе. А свои мозги им не приделаешь.
Не стоит забывать, что сам кинематограф очень узкий, и этим, возможно, всех распугал. Можно пойти туда работать, но кто тебя возьмёт, все места уже заняты.
В ТЕМУ:
КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 1
КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 2
Мы в своё время так попали с кредитами и инвестициями с этими цифровыми проектами, банки сразу снизили все риски, какой был смысл кинотеатрам переходитьтна цифру, до сих пор наши инвесторы не понимают
Всё бы хорошо, но оценки бизнеса от технического специалиста – нонсенс. Если он судит по себе с точки зрения перспектив кинотеатрального проката – то это профанация. Прокат рос ежегодно до пандемийного года и это статистика и цифры. Почему оценивая яркость экрана он берёт цифры, а оценивая перспективы рынка – свои ощущения. Двойные подходы.
Третья часть просто прекрасна!
Саша Зенин последний гуру пленочного показа – из относительно молодых.
И я за плёнку. Выкинутые плёночные проекторы жесть
Смысла в цифре вагон. Я бы сказал плюсы в разы перевешивают минусы. Во первых это удобно. Логистика дешевеет в разы. Во вторых это экономично. Я уверен, что экономия на киномеханиках давным давно окупила стоимость цифровых проекторов. В третьих некая стандартизация, пленка после определенного количества показов теряет свои качества, тогда как файл остантся файлом. Особенно это касается кинотеатров в глубинке куда доезжали уже убитые копии. Ну и конечно возможности учёта показов и денег (это конечно больше для дистрибуторов. Но ведь и кинотеатры хотят работать честно.
По поводу честности хорошо подколол
Так и в кинопоказе “бизнесмены” слабо понимают в бизнесе.
Развитие считают в ЕБИДе! Я в шоке была. Вообще в отрасли кто-нибудь знает, что такое NPV?
А че это
NPV это доход, который получит владелец проекта за период планирования после того, как заплатит налоги, выплатит заработную плату, оплатит все соответствующие текущие затраты и рассчитается с кредитором….