ОЛЕГ БЕРЕЗИН: “ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО, ТОЛЬКО ПО-ДРУГОМУ”

  • Post author:
  • Запись опубликована:22 сентября 2021

Образование в России переживает не лучшие времена, особенно если это касается узконаправленных технических специальностей, таких как киноинженер. Глава компании «Невафильм», основатель Высшей Школы Киноинженеров и Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал о новом образовательном центре для специалистов отрасли, который будет реализован на базе НовГУ им. Ярослава Мудрого, а также о том, как будет совмещать свою деятельность в различных направлениях. Конечно, коснулись прошедшего в Петербурге СПбМКФ и встречи АВК в рамках этого мероприятия и обсудили последние тенденции в киноотрасли.

При вашем непосредственном участии на прошлой неделе в Великом Новгороде прошла презентация образовательного центра для технических специалистов киноиндустрии. Расскажите подробнее об этом событии.

Это только начало большой и глобальной истории, которая только опосредовано будет касаться рынка кинотеатров. Речь идёт в первую очередь о запуске программы высшего технического, впоследствии среднего специального и дополнительного образования именно для инженеров медиаиндустрии в области аудиовизуальных технологий. Это не просто подготовка специалистов, которые знают, как пользоваться оборудованием или программным обеспечением. Это подготовка технических инженеров, «инженерного спецназа», как говорит Алексей Иванович Боровков, проректор по инновационной деятельности нашего «Политеха», задачами которых станет создание систем, устройств и программного обеспечения, на котором все будет работать. Это более фундаментальная подготовка, а не просто курс обучения.

То есть альтернативы данной обучающей программе в России пока не представлено?

По факту – нет. Потому что существующему институту киноинженеров в Петербурге, к сожалению, некоторые нюансы не позволили реализовать эту программу. Один из них связан с тем, что техническое обучение не входит в сферу деятельности Министерства культуры. А так как у нас университет является подведомственным Минкультуры, то из этого вытекает, что Министерство не получает автоматически бюджетные места по специальностям радиотехника, микроэлектроника и т.д., так как есть другие вузы, которые готовят специалистов этой отрасли. Поэтому наш университет Кино и Телевидения, бывший Киноинженерный, теперь в основном занимается подготовкой продюсеров, аниматоров, актёров, режиссёров. Там, конечно, еще остались кафедры технического образования, но это уже далеко не то, что было раньше, так как на них нет больше специалистов, компетенции, нормальной технической базы.

Почему программа будет реализована именно на базе Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого? А не в вузах Санкт-Петербурга или Москвы?

Существует большое количество факторов. Во-первых, Великий Новгород – это один из кластеров радиоэлектроники нашей страны, где расположены сотни предприятий, в том числе и оборонного назначения. И именно этот университет изначально был филиалом Ленинградского электротехнического института, а потом перерос в университет. Сейчас это мощная база для подготовки специалистов в области радиоэлектроники. Важным моментом является то, что наш проект активно поддерживает губернатор Новгородской области Андрей Сергеевич Никитин, который в свое время возглавлял Агентство стратегических инициатив (АСИ) и является одним из идеологов Национальной Технологической Инициативы (НТИ) – в рамках которой мы и планируем наконец-то запустить направление развития рынка MediaNET.

И задачей научно-образовательного центра, который мы создаем, является именно использование всех наработок университета в области радиоэлектроники и микроэлектроники для подготовки специалистов в области медиаиндустрии, в которую входит производство контента, хранение, распространение и доставка контента. А также способы и технологии его потребления – кинотеатры, телевидение, онлайн и т.д.

Например, уже несколько лет обсуждается реконструкция Госфильмофонда, и его перевод на цифровые технологии. Но вариант перевести всё на огромное количество хард-дисков не является оптимальным для обеспечения долгосрочного хранения. Это, к слову, о теме о поиске новых технологий хранения. Еще одной приоритетной темой разработок будут технологии создания и воспроизведения объектно-ориентированного медиаконтента – то будущее, которое нас скоро накроет! Именно это, в первую очередь, коснется кинотеатров.

А как Ассоциация владельцев кинотеатров и компания «Невафильм» дальше продолжат свою работу без вашего участия?

Вроде бы пока нет запрета на осуществление в жизни нескольких проектов. Понятно, что есть приоритеты. И я продолжу, как и раньше, руководить компанией «Невафильм», и также активно работать в АВК. Но я надеюсь, что через пару лет, когда истечет срок моих полномочий, демократия в АВК восторжествует и произойдут перемены. Для меня АВК — это не пожизненное трудоустройство, не источник зарплаты, ведь Совет и я работаем на общественных началах, а общественная деятельность в интересах нашего предпринимательского сообщества, поэтому верю, что через два года будет у АВК новый председатель, который поведёт нашу Ассоциацию дальше.

Но Вы же не покинете Ассоциацию, даже если не будете её председателем?

Конечно, нет. И даже, возможно, мы будем обсуждать вариант, при котором бывший председатель ассоциации автоматически остаётся в совете еще на один год, что позволит плавно передавать все дела и наработки. Именно поэтому технология выбора членов совета Ассоциации построена по принципу периодической замены части её состава. Это позволяет сохранить бесшовную работу организации. И я, как рядовой член АВК, буду так же активно участвовать в её деятельности.

К слову, как прошла встреча членов ассоциации в рамках СПбМКФ 2021? Какие в целом у вас впечатления о прошедшем мероприятии, деловых конференциях?

«КиноЭкспо» был очень позитивным, потому что безусловно все соскучились и были рады друг друга видеть. Мне очень понравилась мысль, что, когда говорят про прошлый год – имеют ввиду 2019.

Посмотреть презентации мне не удалось, даже несмотря на то, что наша компания обеспечивала техническую часть мероприятия. Больше времени проводил в штабе Ассоциации и на встречах её членов. И мы очень плодотворно провели «КиноЭкспо»: прошли заседания АВК, обсудили много интересных вопросов по текущей ситуации и по новым направлениям активности, я принял участие в работе секции SMPTЕ, у нас прошли обсуждения с техническими специалистами проекта АВКтест и т.д. Каждый день что-нибудь да происходило.

Поделитесь какой-нибудь информацией о темах заседаний и встреч.

Это рабочие обсуждения. У вас на сайте некоторые люди отмечают, что это похоже на то, что «непонятные ребята, непонятно для чего встречаются и что-то делают». Чтобы понять, зачем мы встречаемся, наши цели и задачи, вам необходимо вступить в АВК и работать в ней.

На открытой конференции АВК в рамках деловой программы СПбМКФ мы постарались немного обозначить круг работ, проблем и результатов. Кому-то это показалось мало, кому-то этого было достаточно.

На самом деле, все встречи были очень продуктивные. Вопросы и проблемы обсуждаются во время заседаний в формате дискуссий, как следствие, рождаются решения. Именно для этого и нужно встречаться в штабе.

Изменилось ли мнение о перспективах отрасли? Или всё так же распространено депрессивное настроение?

Лично у меня оно не депрессивное. Я об этом на конференции говорил, что всё будет хорошо, только по-другому. Не знаю, как именно, но точно будет. Конечно, это зависит от политической и экономической обстановки в мире.

Не могу не спросить о Вашем отношении к последним событиям вокруг фильма «Искушение».

 Да, это широко обсуждаемое в узких кругах «чудовищное» событие – почему Минкультуры не дал прокатное удостоверение фильму «Искушение».

Для меня лично это не нечто новое и никакой не сюрприз. Я думаю, что многие последние годы жили в каком-то мифе о демократии и ничего не замечали вокруг. И у нас даже сложилось мнение, что в «нормальных странах» нет цензуры. Но она есть везде – это неотъемлемая функция любой государственной власти. В той же свободолюбивой стране США, существуют сегодня требования по минимальному количеству задействованных в проекте представителей социальных и культурных меньшинств – по крайней мере такие требования предъявляются для фильмов, выдвигаемых на их национальную премию «Оскар».  Это точно такая же цензура. Также в американских фильмах нельзя затрагивать определенные темы, например, Талибан (Террористическая организация, запрещенная в России) и т.д.

Поэтому разговоры про цензуру в данном случае бессмысленны – я думаю, что все понимают в какой стране мы живём. И все знают о «скрепах» нашего общества. Безусловно, никто не пойдет на то, чтобы разрешить показ фильма, который «разрушает скрепы» нашей страны.

Но по моему личному мнению, конечно чиновники не должны определять что смотреть зрителям, а что нельзя. Никто не спорит про «18+» в данном случае, так как я сам, как многодетный отец, сторонник закона, запрещающего пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних. И это пожалуй единственный закон, принятый в последние годы, который я поддерживаю. Он не запрещает ЛГБТ, он не запрещает зрителям старше 18 лет смотреть в кинотеатрах кино с темами ЛГБТ – речь лишь о защите наших детей от пропаганды ЛГБТ.

Но аргументирование запрета показа фильма в кинотеатрах статьей 148 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих – тоже не аргумент, так как мои же религиозные чувства точно так же оскорблены этим отказом в выдаче ПУ! Или у нас одни верующие больше верующие, чем другие?

А повод для запрета показа создать несложно – «обращение общественности» самый удобный ход – и вот это уже вроде не самодеятельность чиновников Минкультуры, а реакция на запрос общественности. Я убежден, что это вообще не инициатива чиновников, а «смысловиков» (прим. термин, придуманный Даниилом Дондуреем) из башен, которые «знают, как нам правильно жить».

Поэтому, на мой личный взгляд, Капелла Фильм однозначно должна оспорить в суде отказ в выдаче ПУ, по крайней мере попытаться оспорить, а не пускать на самотёк.

В любом случае, я надеюсь, что фильм всё же будет официально доступен на онлайн-видеосервисах. Хотя тут возникает уже экономический вопрос: почему кинотеатрам нельзя, а онлайн-платформам можно зарабатывать на показе такого фильма? Но даже если релиз не будет доступен онлайн, то можно сесть на самолёт и слетать в «кинотур» в Киев, например, или в Прибалтику. Поэтому все разговоры о цензуре и том, что Минкультуры – негодяи, по сути бессмысленны. Министерство культуры – это структура нынешней власти, и от этого никуда не деться. И было бы странно, если бы вдруг произошла революция, не назначенная сверху.

В ТЕМУ: 

ПРОШЛА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОИНДУСТРИИ

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА СПБМКФ 2021

АССОЦИАЦИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КИНОТЕАТРОВ ПРОСИТ ПРОДЛИТЬ ВЫПЛАТУ КРЕДИТОВ НА ОДИН ГОД

АВК ЗАПУСТИЛА ПРОГРАММУ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА КИНОПОКАЗА

Подписаться
Уведомить о
guest
8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иннокентий
Иннокентий

>>можно сесть на самолёт и слетать в «кинотур» в Киев, например, или в Прибалтику

Какая прелесть. Разумеется, все граждане России, желающие легально посмотреть новый фильм Верховена, могут просто сесть на самолёт и слетать в другую страну. Это же так просто!

Милый, добродушно улыбающийся Олег Станиславович, среди регулярных посетителей кинотеатров масса людей, которые могут позволить себе такой перелёт в лучшем случае раз в год. Ваше высказывание донельзя цинично.

Борис
Борис
Ответить на  Иннокентий

Другая жизнь. Это как с Дюной в Москве по 900 руб, и у нас в Брянске за 250 с таким нытьем.

Олег
Олег
Ответить на  Иннокентий

Донельзя иронично… ну а про возможность слетать “раз в год”, так у нас и в ПУ отказывают примерно раз в год… как раз)

Иннокентий
Иннокентий

>>я сам, как многодетный отец, сторонник закона, запрещающего пропаганду ЛГБТ среди несовершеннолетних

А гипотетические законопроекты о пропаганде рыжеволосых или леворуких вы случайно не поддерживаете? А то вдруг ваши дети насмотрятся в фильмах на рыжеволосых и леворуких и сами станут такими же. Не боитесь?

Поразительно. Вроде бы взрослый образованный человек – и считает, что его дети могут подцепить это через экран.

Уважаемый, нет ровным счётом никаких доказательств, что ориентация как-либо связана с воспитанием. Она определяется на стадии формирования плода, а поддерживаемая вами данность попросту калечит подростков, которым не повезло родиться не такими и не там.

Олег
Олег
Ответить на  Иннокентий

Иннокентий, Вы, очевидно, не точно поняли мою мысль. Я ни слова не сказал о том, что подростков, “которым не повезло родиться не такими и не там” надо запретить или признать их изгоями, или что-то еще… Я о том, что среда и транслируемые, в том числе с экранов, нормы общества формируют мировоззрение ребёнка – я убеждён, что дети вырастут и сами разберутся в многогранности мира. В конечном итоге, я как родитель, сам вправе решать (пока еще) какие нормы общества приемлемы для моих детей. И имею право на собственное мнение. Я ни слова не сказал против ЛГБТ – среди моих друзей и подруг есть и Л и Г и Т, и я ни в коей мере не отрицаю их прав и их права на полноценную жизнь в обществе. Я говорю лишь о детях, о своих детях, и о влиянии на их мировоззрение транслируемых с экрана норм. Поэтому у меня в доме нет телевизора в котором все телеканалы вещают с утра до ночи – слишком там много П, в плохом смысле слова.

лавров сергей
лавров сергей

Какая это наша онлайн-платформа заработает на показе “Искушения”, когда фильм валяется в сети уже неделю? Минкульт сделал ему рекламу, а Капелла НИКОГДА не пойдёт в суд, это же очевидно, если не хочет вообще закрыться. Кино хорошее, на мой взгляд, а прокатчик и Р. Борисевич, который его купил, потеряли приличные деньги. Кто им их возместит?

Татьяна
Татьяна
Ответить на  лавров сергей

Капеллу жаль

Лия
Лия

Рада за Олега Станиславовича и поддерживаю! Школе давно пора стать институтом.