ДМИТРИЙ ЯКУНИН: “МЫ ДЕЛАЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ШАГИ В СТОРОНУ КОНТАКТА КИНОТЕАТРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА И РЕГИОНАЛЬНЫХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ”

  • Post author:
  • Запись опубликована:11 октября 2021

В заключительном материале о прошедшем Санкт-Петербургском международном контент-форуме 2021 обсудили с Дмитрием Якуниным, директором Молодежного центра Союза кинематографистов России, текущие тренды в развитии киноиндустрии в регионах. Также он поделился своими впечатлениями о прошедшей в финальный день мероприятия конференции. 

Поделитесь своими впечатлениями о проведенном мероприятии в рамках Санкт-Петербургского международного контент-форума 2021 (СПбМКФ).

3 года назад на Контент-форуме был проведён подобный круглый стол, в котором приняли участие представители Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Фонда кино, региональных кинокомиссий и нашего Молодежного центра.

Спустя некоторое время организаторы Контент-форума обратились в АПКиТ и к нам с предложением провести новую дискуссию с участием региональных кинокластеров. Считаю, что СПбМКФ – отличная площадка для подобных обсуждений, ведь здесь представлены ведущие продюсеры, дистрибуторы, а также представители большого количества кинотеатров, в том числе из регионов России.

Подобные панельные дискуссии и круглые столы мы регулярно проводим на Российской креативной неделе, на Международном Московском кинофестивале и других крупных мероприятиях совместно с АПКиТ и ведущими представителями киноиндустрии. Главные задачи таких встреч – обмен опытом, а также «сверить часы» для того, чтобы оценить эффективность развития киноиндустрии в регионах: подробнее узнать о проделанной работе кинокомиссий, действиях локальных активных киносообществ и инициативах, которые проявляют региональные власти.

Если говорить о моделях развития кино, то ярким примером может послужить опыт Якутии, Башкирии и Татарстана, где региональные власти поддерживают местных кинопроизводителей за счёт непосредственного финансирования их проектов из регионального бюджета. Возможно, в этих регионах не так активно проходят съемки федерального кино, но зато они, поддерживая национальный кинематограф, развивают собственную культуру и сохраняют традиции.

Другая модель развития регионального кино – это создание условий для съемок федеральных проектов посредством выделения рибейтов, подготовки кадров, прежде всего вторых профессий, создание базы локаций и прочего. Успешный опыт по реализации данной модели имеют Калининградская, Ульяновская и Новгородская области.

Третий путь – большой опыт местного киносообщества, прежде всего, в создании успешных документальных фильмов и параллельно создание механизмов для привлечения федеральных проектов, которые показывают туристический потенциал региона. По таким моделям работают Пермский край, Краснодарский край, Иркутская область.

Есть еще и четвёртая модель, которая имеет большой потенциал, но на данный момент она в стадии становления. Все происходящие киномероприятия в регионе нацелены на формирование единого творческого кинокластера, который включает в себя и те самые рибейты, и местное кинопроизводство, и образовательные программы, фестивали, инфраструктуру, и развитие киносообщества, прежде всего, молодежного. В этом направлении движутся Тюменская и Самарская области.

Конечно, указанные модели представлены достаточно условно. В том же Калининграде и Ульяновске активно развивается творчество местных кинематографистов, а в Казани и Уфе снимаются федеральные проекты. Но можно точно сказать, что люди и организации, занимающиеся региональным кино, а тем более те лица, кто распределяет на это деньги, должны быть в курсе этих векторов и моделей.

Чему была посвящена прошедшая встреча?

В дискуссии приняли участие большое количество регионов. В онлайн и офлайн-формате были представлены кинокластеры Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Хакасия, Республики Крым, Архангельской, Калининградской областей, Красноярского края, Краснодарского края, а также возрождающейся «Свердловской киностудии».

Приглашённые эксперты выслушали презентации регионов, а также поделились опытом по сотрудничеству с региональными кинокластерами. Так, в частности, Виктор Будилов, который большую часть своих съёмок проводит в регионах, посетовал на то, что зачастую ему приходилось достаточно долго объяснять руководству регионов, зачем им необходимо развивать кинематограф. Продюсер рассказал, что съемки большого кино в регионах развивают туристический потенциал, формируют культурный слой, позволяют местным кинематографистам развивать свои навыки на съемочной площадке. Кроме того, эксперты отметили, что благодаря приезду федеральных съемочных групп развивается инфраструктура региона – гостиницы, транспортные компании, кафе и рестораны.

Подводя итог, к каким выводам вы пришли во время деловой сессии?

Я считаю, что подобные круглые столы и дискуссии приводят к росту внимания региональной власти к кинематографу. И если, согласно оценкам Министерства культуры, в прошлом году финансирование кино (средства, выделяемые на рибейты и кинопроизводство) из региональных бюджетов составляло 250 млн. рублей, то в этом году на кино уже выделяется около 500 млн.

Цель наших мероприятий – чтобы люди, занимающиеся кинематографом в регионах, формировали «дорожную карту» и модель развития своего кинокластера, опирались на успешный опыт коллег.

В рамках конференции был проведён краткий обзор работы региональных кинокластеров. Какие из регионов активнее всего действуют по линии продвижения кинопроизводства на своей территории? Возможно ли возникновение новых культурных феноменов, как, например, это произошло с Якутским кино?

Недавно, во время беседы с одним из представителей мейджоров, тоже был задан вопрос по поводу регионального кино. Он сравнил кинопроизводство с кибернетикой, которая не может существовать без соответствующей лаборатории и большого кадрового состава с необходимым уровнем образования.

На данный момент региональное кинопроизводство представляет, прежде всего, авторское, малобюджетное кино, которому сложно дойти до федерального проката. С другой стороны, обмен опытом, сотрудничество национальных и региональных кинематографий с федеральными компаниями – это залог культурного и профессионального обогащения. Причем, мне кажется, взаимного обогащения.

Между тем, в республике Саха (Якутия), Башкортостане и Татарстане местная власть действительно оказывает активную поддержку кинопроизводству, и благодаря этому у них есть качественные и интересные режиссёры. Например, Алексей Барыкин, Ильдар Ягафаров в Татарстане, Айнур Аскаров и Булат Юсупов в Башкортостане. На наших питчингах дебютантов мы также видим новые имена из этих регионов, которые могут стать серьезными профессионалами не только в локальном кинематографе, но и выйти на федеральный уровень.

Именно три перечисленных региона на данный момент впереди всех. Конечно, хочу привести в качестве примера еще Бурятию, где снимался один из самых кассовых региональных фильмов «Решала 2» от компании «Байкал кино». Недавно они сняли первый сериал для онлайн-платформ, который называется «Маньячелло». Поэтому можно с уверенностью сказать, что у этого региона также есть свой потенциал, который обусловлен национальными традициями и достаточно большим опытом местных съемочных групп.

Отмечу, что на недавно прошедшем в Министерстве культуры питчинге дебютного кино 5 из 53 проектов являются лауреатами проводимого нами конкурса «Всероссийский Питчинг дебютантов» прошлых лет. Фильмы были представлены из разных регионов: Ингушетии, Якутии, Тюмени, Карачаево-Черкесии и Казани. Часть из этих проектов смогла попасть только в резерв, но мы надеемся, что в дальнейшем им все же будет предоставлена поддержка от Министерства культуры. А совсем недавно в Республике Хакасия прошли съемки полнометражного фильма «ЧЕкаго», победившего на питчинге в Минкультуры в прошлом году.

К теме рибейтов и децентрализации производства контента – какие сдвиги произошли в производстве «большого кино»?

В этом году только в Калининградской области снимается 19 проектов, в Пермском крае и Мурманской области – 5. И это только цифры отдельных регионов. К концу года мы проанализируем показатели по стране и сможем увидеть общую статистику.

Среди известных проектов последних лет отмечу, что фильм «Огонь» снимался в Карелии, «Холоп» и «Учености плоды» – в Псковской области, «Сердце Пармы» и «Подельники» – в Пермском крае, сериал «Эпидемия» – в Архангельской области, «Водоворот» – в Калининградской, «Чики» – в Кабардино-Балкарии. А новая серия франшизы «Елки» снимается сразу в 7 регионах.

По моим подсчетам, за последние 2 года количество проектов, снимаемых федеральными компаниями в регионах, увеличилось примерно в 2 раза. Это обусловлено действующей системой рибейтов, развитием технической базы, растущим опытом местных команд, а также инициативностью и мобильностью конкретных продюсеров.

Мы сами занимаемся продюсированием кино и понимаем, насколько сложны съемки в регионах – это несет в себе дополнительные логистические расходы; у местной команды, в том числе административной, не всегда имеется необходимый опыт; существует нехватка техники, профессионального транспорта и т.д.

Вне сомнений продюсеры, перенося съемки фильмов в регионы, несут серьезные коммерческие риски. И для развития киноотрасли очень важно, чтобы региональная власть знала и понимала это и, более того, делала все возможное для сохранения зародившихся тенденций.

На данный момент кинотеатры и кинопроизводство стоят особняком друг от друга. В редких случаях продюсеры выходят напрямую на площадки и договариваются о прокате своих картин. Но почти никогда не происходит обратного. Как вы думаете, могут ли кинотеатры как-то повлиять или помочь в кинопроизводстве?

Совсем недавно мы провели круглый стол по развитию копродукции со странами СНГ в рамках международного кинофестиваля «Жемчужина шёлкового пути», проходившего в Ташкенте. На мероприятии представители Киргизии рассказали о том, что из-за пандемии, когда значительно снизилась господдержка кино, кинотеатры сами начали финансировать съемки, потому что релизов для проката совершенно не хватало. Конечно, речь идёт о небольших бюджетах, но такой опыт имеет место быть.

В Якутске «бум» кинопроизводства обусловлен также тем, что кинотеатры частично участвовали в производстве кино. Они знают, что любит зритель, они чувствуют его желания.

В рамках «Всероссийского Питчинга дебютантов», который мы проводим, в том числе и в регионах, регулярно приглашаем представителей кинотеатров. Они делятся своей точкой зрения по маркетингу и семантике проектов, представленных на питчингах. Это необходимо для того, чтобы молодые кинематографисты думали не только о том, как своим фильмом завоевать репутацию у профессионального сообщества, но и покорить широкого зрителя.

Поэтому, можно с уверенностью сказать, что со своей стороны мы делаем определенные шаги в сторону контакта кинотеатрального сообщества и начинающих авторов, дебютантов в кино, а также всех региональных кинематографистов.

В ТЕМУ:

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ДНЯ “СПБМКФ” 2021

КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ О “СПБМКФ 2021”

ЭКСПЕРТЫ ОТРАСЛИ ГОВОРЯТ О “СПБМКФ”

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА СПБМКФ 2021

ПРОГРАММА РИБЕЙТОВ СПОСОБСТВУЕТ РОСТУ КИНОИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАХ, НО НЕ ПОЯВЛЕНИЮ КАЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ

В РОССИИ ЗАРАБОТАЕТ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РИБЕЙТОВ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РИБЕЙТОВ УРЕЗАЛИ В ПЯТЬ РАЗ

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ваня
Ваня

Интересно