ОТЧЕТ “НЕВАФИЛЬМ RESEARCH”: РОССИЙСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ. ФИНАЛ. (2018 – ОСЕНЬ 2022 гг.)

  • Post author:
  • Запись опубликована:16 января 2023

Осенью 2022 года российский кинорынок стал принципиально иным. С марта до сентября киноиндустрия прошла стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия новой реальности. Исследование Невафильм Research фиксирует события последних пяти лет и отмечает ключевые моменты последней фазы 30-летнего периода развития российской киноиндустрии.

По итогам 2022 года число кинотеатров и залов не сократилось драматическим образом, как того ожидали эксперты после начала репертуарного кризиса весной. К концу 2022 года число кинотеатров даже выросло на 2%, а число экранов сократилось лишь на 0,6%. Не слишком отличалось от показателей 2018–2019 и 2021 годов и среднее число залов, которые работали в течение года – 93% от общего количества экранов на конец года. Однако в 2022 году резко сократилось среднее число сеансов на кинозал в день, опустившись до 3,9 (даже в ковидном 2020-м этот показатель был выше – 4,3).

Главная стратегия выживания кинотеатров сегодня, таким образом, это сокращенный режим работы, к которому, очевидно, после успешных новогодних каникул января 2023 года российские кинопоказчики вновь вернутся. При этом мы ожидаем, что в общей сложности четверть кинозалов (около 1400), расположенных в 60 % кинотеатров (более 1200), будут действовать при любых обстоятельствах, поскольку или находятся в муниципальной собственности (и из социально-политических соображений их деятельность будет поддерживаться местными властями) или имеют обязательства по репертуарному планированию (в связи с тем, что получили поддержку Фонда кино на модернизацию) и не имеют права закрываться в течение пяти лет.

В начале марта 2022 года в России был приостановлен выпуск голливудских фильмов, которые обеспечивали свыше половины кассы проката.  В апреле в кинотеатрах постепенно стартовал пиратский прокат, следы которого частично присутствуют в ЕАИС: по нашей оценке, к концу августа 2022 года таким образом вышли 18 релизов, собравшие 138 млн руб. или 0,8% кассы страны (при этом значительная часть нелегальных сеансов в системе не отслеживается и в эту сумму кассовых сборов не входит). В любом случае, голливудские картины в условиях отсутствия рекламных кампаний-мейджоров не приносят и близко тех сборов, которые можно было бы ожидать в нормальных условиях работы с ними.

Другой способ преодолеть нехватку фильмов, к которому прибегли кинотеатры – повторный прокат фильмов, снятых более двух лет назад, – также оказался не слишком эффективным. Если обычно на долю таких кинокартин приходилось менее половины наименований в прокате и собирали они 1–2% кассы, то в январе-августе 2022 года их число выросло до 70% общероссийской афиши, но сборы составили лишь 7%.

Российские продюсеры начали удовлетворять потребность кинотеатров в кассовых релизах, как и в другие годы, только осенью (летом традиционно проходил сезон голливудских «тентполов», с которыми никто не хотел конкурировать). В октябре вышел первый с февраля 2022 года отечественный блокбастер «Сердце пармы», а на базе команд представителей мейджоров, официально закрывших к этому моменту свои российские офисы, сформировался пул новых дистрибьюторских компаний, связанных с крупными медиахолдингами.

В сегменте кинопроизводства исследование отмечает, что объемы выпуска фильмов и сериалов в России активно восстанавливаются после спада во время пандемии. Сериалы все чаще снимаются по заказу видеосервисов: если в 2018 году на платформах проходила премьера лишь 4% наименований снятых за год сериалов, то в 2021 году эта цифра достигла уже 32%. Снижение объемов выпуска контента в 2022 году не наблюдается, в том числе благодаря растущей государственной поддержке через Фонд кино, Министерство культуры РФ, Институт развития интернета и другие ведомства (например, Министерство обороны РФ). Эта поддержка всё более востребована российскими продюсерами, потому что необходимое наращивание объемов кинопроизводства происходит в условиях его удорожания: у фильмов, вышедших в прокат с января по август 2022 года, средний бюджет составил 189 млн руб.

В исследовании отмечается, что события 2022 года ударили по международному сотрудничеству российских продюсеров в сфере производства кинофильмов. С 1 июля 2022 года Россия приостановила членство в соглашениях Совета Европы (в частности, фонда «Евримаж»), а многие совместные проекты с западными странами были заморожены еще весной. При этом ежегодно доля фильмов, снятых совместно с недружественными сегодня странами составляла в рассматриваемый период 7–10% (за исключением пандемийного 2020-го), а с дружественными – 3–4% (иногда эти категории пересекались).

В сегменте сериального производства исследователи фиксируют более низкие объемы копродукции: после 2018 года они не превышали 0,5% в случае дружественных стран и 1–2% – недружественных. При этом в эфире 26 российских телеканалов по итогам 2021 года доля наименований сериалов украинского производства составляла 14%, а сериалов совместного производства России и Украины – еще 4% (по данным Медиаскоп и СПбГИКиТ).

В полной версии отчета Невафильм Research представлен анализ кино- и сериального производства в стране, ситуации в кинопрокате и кинопоказе, на вторичных рынках сбыта аудиовизуальной продукции в заключительный (финальный) период 30-летней истории развития российского кинопроката с 2018-го до осени 2022-го, отмечены изменения в российском законодательстве, произошедшие за эти годы, а также приводится сегодняшний взгляд исследователей на развитие отечественной киноиндустрии в течение последних 30 лет. Информацию о полном отчёте можно найти по ссылке.

Авторы отчёта: Ксения Леонтьева, доцент Санкт-Петербургского института кино и телевидения, исследовательница Национального исследовательского института Высшая школа экономики. Олег Березин, генеральный директор компании «Невафильм».

В ТЕМУ: 

ОТЧЕТ “НЕВАФИЛЬМ RESEARCH”: РЫНОК КИНОТЕАТРОВ В РОССИИ. ИТОГИ МАЯ 2022 ГОДА

РОССИЙСКАЯ КИНОИНДУСТРИЯ В 2022 ГОДУ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии