«Но ведь в новый год в кино хорошо ходят!
С новым годом вопросов нет.
Что делать остальные 350 дней в году?»
Диалог двух владельцев кинотеатров
Настало время поговорить, пожалуй, о самом на сегодня интересном вопросе – как выжить кинотеатру в современных реалиях. Итак, запасайтесь попкорном, виски, валерьянкой, а также тухлыми помидорами.
Мои коллеги частенько в полушутливой форме сетуют на то, что моя точка зрения на текущие события отдает серьезным пессимизмом. На что регулярно отвечаю: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Надеюсь, после прочтения данного материала такая точка зрения станет более понятна.
Все кинотеатры в современной России можно разделить на три вида – «бюджетные», «собственные» и «коммерческие».
«Бюджетные» – кинотеатры, как понятно из названия, финансируются из бюджетов разного уровня. Текущая ситуация на них, несомненно, отразилась, так как часть заработной платы у них зависит от входящей выручки. Однако закрытие таким кинотеатрам не грозит до тех пор, пока бюджет хоть как-то их субсидирует. Возможно урезание расходов, в том числе и на заработную плату, что в наших реалиях очень важный фактор — о нем чуть ниже. Доля таких кинотеатров достаточно велика — ориентировочно 1000+ кинотеатров и от 1000 до 1500 залов. Это не всегда «слабые» площадки, среди них вполне могут быть местные лидеры рынка. Но знаю и обратные примеры, где ФОТ на год был 30 млн. рублей, а годовая выручка 4 млн. рублей!
«Собственные» – когда кинотеатр принадлежит собственникам комплекса. Это единственная коммерческая модель, которая может существовать в современных условиях. У таких кинотеатров отсутствует аренда и коммунальные платежи, что значительно стабилизирует их экономику. Зарабатывание денег не является их прямой задачей, хотя от этого, естественно, никто не откажется. Их основная задача – привлечение покупательского потока к расположенным по пути магазинам, что в эпоху бурно растущей интернет-торговли достаточно сложная миссия. Основным источником дохода для владельцев таких заведений являются платежи других арендаторов. Они готовы даже работать «слегка в минус», понимая, что другие арендаторы этот минус покроют. Таких кинотеатров в России 500+ штук, а их количество залов до 1000-1500.
«Коммерческие» – кинотеатры, построенные по старой традиционной модели и арендующие свои площади у собственников торговых комплексов. Это несомненно, самый пострадавший сегмент рынка, существование которого было напрямую связано с большим зрительским потоком, который обеспечивался, в первую очередь, продукцией иностранного производства. На долю этого сегмента приходится порядка 1000 кинотеатров с числом залов около 2500-3000 штук.
Ситуацию глобального обрушения рынка немного сдерживают несколько факторов:
- наличие первых двух групп кинотеатров, экономика которых может позволить работать при двукратном падении зрительской посещаемости;
- кинотеатр достаточно сложное инженерное сооружение, которое часто невозможно демонтировать без полного закрытия комплекса. Поэтому арендодатель готов мириться с отсутствием аренды, избегая головных болей с поисками новых арендаторов либо реконструкцией, что напоминает ситуацию с моделью №2;
- в любой крупной системе есть достаточно большой временной лаг. Например, даже при отсутствии в продаже бензина машины не останавливаются мгновенно. В конце концов, машину можно толкать вручную или запрячь в нее лошадь;
- нельзя скидывать со счетов граничащую с безумием, практически фанатичную веру наших коллег в светлое будущее! Что очень хорошо показывает опрос из моей прошлой статьи – при нескольких сотнях прочтений свой выбор одного из вариантов сделали только 19 человек!
Как же выглядят в цифрах доходы и расходы кинотеатра? Для подсчёта были взяты некие усредненные, но весьма реальные цифры для небольшого 1-2 зального кинотеатра. Каждый желающий может подставить туда свои.
Исходные данные и пояснения для таблицы:
- Чек в баре — 100 рублей на одного зрителя, себестоимость продуктов – 30% от продажной цены.
- Коммунальные платежи выросли практически в 2 раза за последние 5 лет.
- Аренда – процент от выручки – 10%.
- Посещаемость распределяется следующим образом – 30% будни, 70% выходные.
- «Пиратский» контент не вызывает резкого роста посещаемости – он только изменяет соотношение выручка/прокатная плата с 50 на 50 к модели 30 на 70.
- Старое — так работал кинотеатр до ухода зарубежных студий или до пандемии.
- Новое — результаты кинотеатра с учётом падения посещаемости практически в 2 раза.
- Кино выходного дня — принцип работы площадки, при котором показы проходят только в выходные или праздничные дни.
Итак, изучив предложенные материалы, уважаемые читатели, надеюсь, моя манера смотреть на вещи становиться более понятной? Что могу предложить в данной ситуации:
- Работайте по сокращенному графику – это позволит снизить издержки на персонал, коммунальные платежи, а так же, при хорошем раскладе, на аренду. Естественно, возвращайтесь на полный график при хорошей посещаемости, например, в праздники или каникулы.
- Проведите работу с персоналом, а не просто сокращайте его. Иногда новый формат работы может оказаться даже более интересным для сотрудников
- Оптимизируйте ассортимент бара – оставьте только высокомаржинальные позиции. Зритель чаще всего приходит к вам с фиксированной суммой. Постарайтесь оставить себе максимум из этих средств.
Мною также был проведён анализ всех советов, предлагаемых АВК. Например, поднять цены на 20% или делить с прокатчиками комиссию от эквайринга. К сожалению, предложенные решения не сильно помогут в текущей ситуации – это легко проверить, подставив значения в таблицу. На мой взгляд, есть один достаточно простой способ сохранить отрасль без огромных денежных вливаний. Ответ на него лежит в последнем столбце таблицы. Поскольку очевидно, что основным производителем и заказчиком контента у нас является государство, и сборы кино — дело не первой важности, то представляется разумным оставлять кинотеатру долю, достаточную для поддержаниях его деятельности – т.е. изменить соотношение прокатной платы 30 на 70 в пользу кинотеатра. Такой шаг резко повысит интерес к российскому контенту со стороны кинотеатров, так как показывать его станет значительно выгоднее. А вслед за отечественным контентом соотношение придется изменить и на иностранный, иначе его будут брать меньше.
Всем терпения и хороших сборов. Хотя бы в каникулы!
Автор не ставил себе целью оскорбить, унизить или еще каким-либо образом задеть производителей контента.
В ТЕМУ:
КИНОРЫНОК В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ПРОДОЛЖЕНИЕ
КИНОРЫНОК В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСОБОЕ МНЕНИЕ
А ВДОЛЬ ДОРОГИ МЕРТВЫЕ С КОСАМИ СТОЯТ, И ТИШИНА
Ну а кому сейчас легко!? XD
Именно так ответят Дистрибуторы и Продюсеры на предложение поделиться % от проката.
Главные не Минкульт и государство, а продюсеры. Это уже слишком очевидно. Модель перевернутая и нелогичная. Кинотеатрам надо не в бирюльки играть, а жестко отсматривать материал и решать как Заказчик — брать или нет. Авк — давать обратную связь, что работает, что нет. Голикова твердо сказала, что решает зритель.
А кто вам мешает решать брать или нет. Ну и про обратную связь от АВК вообще смешно
Уже насмеялись, Николай, до нищеты-((( все в убытках, открывайте по списку ооо киносетей и смотрите результаты за 22 год. Все в открытом доступе. И если кто-то платит взносы АВК, имеет право задавать вопросы.
ну если вы конечно там и платите, то вопросы имеете право задавать. А я рад что не вступил туда в свое время
Да, это единственны способ выжить кинотеатрам в 2024 году — изменение прокатной платы. Других просто НЕТ — с февраля по декабрь НИКАКИХ блокбастеров не ожидается. Но пойдут ли на это дистрибьюторы и продюсеры — это очень большой вопрос…
Так как из субсидирует государство, нормальный инвестор даже бы и не спрашивал. Получаете деньги от налогоплательщиков — делитесь. Плюс еще почему мы до сих пор не видим график релизов на весь 24 год? Они там в Госдуме бюджет обсуждают, а мы?
Потому что его нет в природе, Пётр. МК хотело его сделать обязательным по датам, но воз и ныне там.
Сергей, и потребовать его представить тоже не получится?что же за беспредел такой творится
Нет. Я порой прихожу в кинотеатр и в расписании вижу неизвестный мне росс. релиз… Какой может быть график, если блокбастеры и кассовые потенциальные хиты у нас снимаются от 5 до 10 лет? Одни и те же продюсеры КАЖДЫЙ год и не по одному разу ходят в МК и в ФК просить госденьги «на завершение проекта». Какой ГРАФИК релизов, вы о чём?
Это безысходность какая-то. Сейчас как-то продержимся со щукой, потом нг, потом снова это дежа вю не согласен
Ну да…Я не знаю, как и ЧЕМ вы будете работать 11 месяцев в 2024 году.
Ждал, Евгений, спасибо. Вопрос: почему Вы вообще к экономике приписываете группу 1? Там нет экономики.
Петр! В целом, все отрасль нашего кино сложно назвать экономической отраслью. Эту группу я сформировал по единому признаку получения финансирования — из бюджета. Она же существует? Удовлетворяет зрительский интерес? По ней можно получить аналитику и самое главное, отчитаться? Экономика есть, но как модно говорить с отрицательной прибылью =)
Подложку в телеге написали верно. И снова авк на сцену: продюсеры ввели кинотеатры в убыток. Есть цифры. Выпустите ее и опубличьте. тем более со всех утюгов орут о развитии мсп. Отправьте открытое письмо с реальными цифрами. У вас есть, Воронков и компания, все цифры. Вся статистика рынка. А Вы сначала одну оплеуху получили от минкульта, потом снова. Нравится терпеть? Это же кинотеатры Воронкова Киноград, которых уже второй раз или третий штрафуют? Нравится ?
что ты несёшь ? иди проспись !
Я уже писал в прошлый раз — у кинотеатров нет реальной рыночной силы, чтобы повлиять на свою судьбу. Нет лобби в Думе и СовФеде. Продюсеры в данном вопросе сильнее. Мы не можем договориться не брать какой-то фильм, выставить жесткие условия. Всегда найдутся те, кто все равно возьмет, а за ним и остальные
Это рассуждение тех, кто не пробовал отстаивать свои права. Я слежу за иркутским кинотеатром. Вот кто должен стать во главе профессионального общества. Нет страха — если есть справедливая уверенность.
Если серьёзно, Евгений нагнетает истерию. Лавров ему поддакивает. Что значит с февраля по декабрь не будет премьер? Фильмы так-то выходят каждые выходные, в том числе и зарубежные. Учитесь работать в рыночных конкурентных условиях, не вечно же вам выезжать лишь на Голливуде. Придумывайте интересные способы привлечения внимания зрителя в соцсетях своего кинотеатра, устраивайте маркетинговые розыгрыши. Что вас учить что ли? Ишь сладкой жизни захотели, чтобы получать 70% кассы. Да и скажем честно. Не будет кинотеатров в стране, от этого будет ни холодно, ни жарко. В смутные времена великих потрясений нормально что развлечения и досуг не в приоритете. Меняйся или умри!
О! Про маркетинг это вы верно подметили! Вспомните, из чего складывалась договорённость 50 на 50? Правильно! Из постулата, что фильмы РЕКЛАМИРУЮТ! И с каких это пор реальное описание дел является нагнетанием ситуации? Кинотеатры «кинули» заставив работать за 2 раза меньшие деньги. Вы видимо согласны так работать?
Странный Вы товарищ) К кинотеатрам, видимо, Вы не имеете никакого отношения. Ну, привлек я зрителя в кинотеатр, а что ему смотреть-то там? Большая часть фильмов, это откровенный мусор, который там не должен был появиться вообще. И еще — поймите уже, наконец, ЗРИТЕЛЬ сам решает на что тратить СВОИ деньги и уж точно он не будет тратить их на всякое г.
Да, Алекс, точно не кинотеатр, а обычный безымянный бот на смену ПЛ. Он вообще «лыка не вяжет» во многих вопросах кинопоказа. Нанимали бы хоть его работодатели ботов «с головой», но они и сами такие же «пустые», как и он.
Если я работаю за 0 руб. 00 копеек? Вы всё равно будете считать меня ботом, только каким? Идейным?
а вы зачем за ноль копеек работаете
Браво, Лара!
Против кого работать то? Этот сайт посещают 2,5 калеки!
Около тысячи калек (или здоровых дееспособных людей, нам неизвестно) в день посещают сайт, согласно Яндекс.Метрике.
А вот я из кинотеатральной среды. Только не собственник и не ген.директор. Но прекрасно знаком с кухней. И где-то с Алексом согласен. Хотя и с Евгением тоже. Интересная идея про 70/30 в пользу кинотеатра. Но напрашивается вопрос к инициатору обсуждения, — Евгений, а в ваших кинотеатрах какой %? И если 50/50, то чего Вы ждете? И если ждете всех, то как, по-вашему, этот переход с 50/50 на 70/30 должен произойти? Уж точно не с подачи условной акулы, приславшей соглашение на условного Холопа-2, а там… мама дорогая!!! — 30% прокатчику. Какие действия предприняли? Или снова просто сказали, АВКшникам или еще кому-то указали, а дальше ждать? Я уверен, так это не работает. И еще вопрос. Хоть один из ваших кинотеатров пиратит? Потому что на мой взгляд рассуждать о выгодности / невыгодности корсарства можно только в случае участия в процессе лично.
Вадим, я ничего не жду. Если бы ждал, уже закрылся бы. Те меры, которые мы предприняли для выживания я написал в советах выше. Только они и позволяют оставаться на плаву. И то — весьма условно — до первой крупной поломки оборудования…
Евгений, я не о мерах применительно к существующей реальности, а о мерах, принимаемых (или планируемых) к переходу на 70/30 в пользу кинотеатров.
В пояснениях к таблице есть ответ о таких мерах. Многие кинотеатры из группы 2 и 3 уже предприняли такие меры на свой страх и риск. И летом 2024 надеются именно на них
а если каро посчитать по вашей таблице, будут щеки еще надувать?
Понятно. Я думал, Вы о «кровавой бойне» с прокатчиками и об официальном изменении %… 🙂
Оппоненты то как раз будут биться до последнего. А вот в соратников веры нет. Поэтому результат этой битвы предсказуем…
Без консолидации не получится получить 30 пр. Вы ведь знаете этот ответ.
Но ведь на «Три добрых дела» и «Склероз» соотношение было не 30/70, или нам как-то особенно повезло?.
А сколько? Я лично ее в курсе
У нас было ближе к 50/50 (но не совсем).