КАК ВЫЖИТЬ КИНОТЕАТРУ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА СУПЕРМЕН УЛЕТЕЛ, А ХОЛОП ОСТАЛСЯ

КАК ВЫЖИТЬ КИНОТЕАТРУ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА СУПЕРМЕН УЛЕТЕЛ, А ХОЛОП ОСТАЛСЯ

«Но ведь в новый год в кино хорошо ходят!

С новым годом вопросов нет.

Что делать остальные 350 дней в году?»

Диалог двух владельцев кинотеатров

Настало время поговорить, пожалуй, о самом на сегодня интересном вопросе – как выжить кинотеатру в современных реалиях. Итак, запасайтесь попкорном, виски, валерьянкой, а также тухлыми помидорами. 

Мои коллеги частенько в полушутливой форме сетуют на то, что моя точка зрения на текущие события отдает серьезным пессимизмом. На что регулярно отвечаю: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Надеюсь, после прочтения данного материала такая точка зрения станет более понятна.

Все кинотеатры в современной России можно разделить на три вида – «бюджетные», «собственные» и «коммерческие».

«Бюджетные» – кинотеатры, как понятно из названия, финансируются из бюджетов разного уровня. Текущая ситуация на них, несомненно, отразилась, так как часть заработной платы у них зависит от входящей выручки. Однако закрытие таким кинотеатрам не грозит до тех пор, пока бюджет хоть как-то их субсидирует. Возможно урезание расходов, в том числе и на заработную плату, что в наших реалиях очень важный фактор — о нем чуть ниже. Доля таких кинотеатров достаточно велика — ориентировочно 1000+ кинотеатров и от 1000 до 1500 залов. Это не всегда «слабые» площадки, среди них вполне могут быть местные лидеры рынка. Но знаю и обратные примеры, где ФОТ на год был 30 млн. рублей, а годовая выручка 4 млн. рублей!

«Собственные» – когда кинотеатр принадлежит собственникам комплекса. Это единственная коммерческая модель, которая может существовать в современных условиях. У таких кинотеатров отсутствует аренда и коммунальные платежи, что значительно стабилизирует их экономику. Зарабатывание денег не является их прямой задачей, хотя от этого, естественно, никто не откажется. Их основная задача – привлечение покупательского потока к расположенным по пути магазинам, что в эпоху бурно растущей интернет-торговли  достаточно сложная миссия. Основным источником дохода для владельцев таких заведений являются платежи других арендаторов. Они готовы даже работать «слегка в минус», понимая, что другие арендаторы этот минус покроют. Таких кинотеатров в России 500+ штук, а их количество залов до 1000-1500.

«Коммерческие» – кинотеатры, построенные по старой традиционной модели и арендующие свои площади у собственников торговых комплексов. Это несомненно, самый пострадавший сегмент рынка, существование которого было напрямую связано с большим зрительским потоком, который обеспечивался, в первую очередь, продукцией иностранного производства. На долю этого сегмента приходится порядка 1000 кинотеатров с числом залов около 2500-3000 штук.

Ситуацию глобального обрушения рынка немного сдерживают несколько факторов:

  • наличие первых двух групп кинотеатров, экономика которых может позволить работать при двукратном падении зрительской посещаемости;
  • кинотеатр достаточно сложное инженерное сооружение, которое часто невозможно демонтировать без полного закрытия комплекса. Поэтому арендодатель готов мириться с отсутствием аренды, избегая головных болей с поисками новых арендаторов либо реконструкцией, что напоминает ситуацию с моделью №2;
  • в любой крупной системе есть достаточно большой временной лаг. Например, даже при отсутствии в продаже бензина машины не останавливаются мгновенно. В конце концов, машину можно толкать вручную или запрячь в нее лошадь; 
  • нельзя скидывать со счетов граничащую с безумием, практически фанатичную веру наших коллег в светлое будущее! Что очень хорошо показывает опрос из моей прошлой статьи – при нескольких сотнях прочтений свой выбор одного из вариантов сделали только 19 человек!

Как же выглядят в цифрах доходы и расходы кинотеатра? Для подсчёта были взяты некие усредненные, но весьма реальные цифры для небольшого 1-2 зального кинотеатра. Каждый желающий может подставить туда свои.

Исходные данные и пояснения для таблицы:

  • Чек в баре — 100 рублей на одного зрителя, себестоимость продуктов – 30% от продажной цены.
  • Коммунальные платежи выросли практически в 2 раза за последние 5 лет.
  • Аренда – процент от выручки – 10%.
  • Посещаемость распределяется следующим образом – 30% будни, 70% выходные.
  • «Пиратский» контент не вызывает резкого роста посещаемости – он только изменяет соотношение выручка/прокатная плата с 50 на 50 к модели 30 на 70.
  • Старое — так работал кинотеатр до ухода зарубежных студий или до пандемии.
  • Новое — результаты кинотеатра с учётом падения посещаемости практически в 2 раза.
  • Кино выходного дня — принцип работы площадки, при котором показы проходят только в выходные или праздничные дни. 

КАК ВЫЖИТЬ КИНОТЕАТРУ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ, ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА СУПЕРМЕН УЛЕТЕЛ, А ХОЛОП ОСТАЛСЯ

Итак, изучив предложенные материалы, уважаемые читатели, надеюсь, моя манера смотреть на вещи становиться более понятной? Что могу предложить в данной ситуации:

  • Работайте по сокращенному графику – это позволит снизить издержки на персонал, коммунальные платежи, а так же, при хорошем раскладе, на аренду. Естественно, возвращайтесь на полный график при хорошей посещаемости, например, в праздники или каникулы.
  • Проведите работу с персоналом, а не просто сокращайте его. Иногда новый формат работы может оказаться даже более интересным для сотрудников
  • Оптимизируйте ассортимент бара – оставьте только высокомаржинальные позиции. Зритель чаще всего приходит к вам с фиксированной суммой. Постарайтесь оставить себе максимум из этих средств.

Мною также был проведён анализ всех советов, предлагаемых АВК. Например, поднять цены на 20% или делить с прокатчиками комиссию от эквайринга. К сожалению, предложенные решения не сильно помогут в текущей ситуации – это легко проверить, подставив значения в таблицу. На мой взгляд, есть один достаточно простой способ сохранить отрасль без огромных денежных вливаний. Ответ на него лежит в последнем столбце таблицы. Поскольку очевидно, что основным производителем и заказчиком контента у нас является государство, и сборы кино — дело не первой важности, то представляется разумным оставлять кинотеатру долю, достаточную для поддержаниях его деятельности – т.е. изменить соотношение прокатной платы 30 на 70 в пользу кинотеатра. Такой шаг резко повысит интерес к российскому контенту со стороны кинотеатров, так как показывать его станет значительно выгоднее. А вслед за отечественным контентом соотношение придется изменить и на иностранный, иначе его будут брать меньше. 

Всем терпения и хороших сборов. Хотя бы в каникулы!

Автор не ставил себе целью оскорбить, унизить или еще каким-либо образом задеть производителей контента.

В ТЕМУ: 

КИНОРЫНОК В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ПРОДОЛЖЕНИЕ

КИНОРЫНОК В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСОБОЕ МНЕНИЕ

А ВДОЛЬ ДОРОГИ МЕРТВЫЕ С КОСАМИ СТОЯТ, И ТИШИНА

Подписаться
Уведомить о
guest
39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Простой нищий Иван
Простой нищий Иван

Ну а кому сейчас легко!? XD

Николай
Николай
Ответить на  Простой нищий Иван

Именно так ответят Дистрибуторы и Продюсеры на предложение поделиться % от проката.

Петр
Петр
Ответить на  Николай

Главные не Минкульт и государство, а продюсеры. Это уже слишком очевидно. Модель перевернутая и нелогичная. Кинотеатрам надо не в бирюльки играть, а жестко отсматривать материал и решать как Заказчик — брать или нет. Авк — давать обратную связь, что работает, что нет. Голикова твердо сказала, что решает зритель.

Николай
Николай
Ответить на  Петр

А кто вам мешает решать брать или нет. Ну и про обратную связь от АВК вообще смешно

Петр
Петр
Ответить на  Николай

Уже насмеялись, Николай, до нищеты-((( все в убытках, открывайте по списку ооо киносетей и смотрите результаты за 22 год. Все в открытом доступе. И если кто-то платит взносы АВК, имеет право задавать вопросы.

Николай
Николай
Ответить на  Петр

ну если вы конечно там и платите, то вопросы имеете право задавать. А я рад что не вступил туда в свое время

лавров сергей
лавров сергей

Да, это единственны способ выжить кинотеатрам в 2024 году — изменение прокатной платы. Других просто НЕТ — с февраля по декабрь НИКАКИХ блокбастеров не ожидается. Но пойдут ли на это дистрибьюторы и продюсеры — это очень большой вопрос…

Петр
Петр
Ответить на  лавров сергей

Так как из субсидирует государство, нормальный инвестор даже бы и не спрашивал. Получаете деньги от налогоплательщиков — делитесь. Плюс еще почему мы до сих пор не видим график релизов на весь 24 год? Они там в Госдуме бюджет обсуждают, а мы?

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Петр

Потому что его нет в природе, Пётр. МК хотело его сделать обязательным по датам, но воз и ныне там.

Петр
Петр
Ответить на  лавров сергей

Сергей, и потребовать его представить тоже не получится?что же за беспредел такой творится

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Петр

Нет. Я порой прихожу в кинотеатр и в расписании вижу неизвестный мне росс. релиз… Какой может быть график, если блокбастеры и кассовые потенциальные хиты у нас снимаются от 5 до 10 лет? Одни и те же продюсеры КАЖДЫЙ год и не по одному разу ходят в МК и в ФК просить госденьги «на завершение проекта». Какой ГРАФИК релизов, вы о чём?

Петр
Петр
Ответить на  лавров сергей

Это безысходность какая-то. Сейчас как-то продержимся со щукой, потом нг, потом снова это дежа вю не согласен

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Петр

Ну да…Я не знаю, как и ЧЕМ вы будете работать 11 месяцев в 2024 году.

Петр
Петр

Ждал, Евгений, спасибо. Вопрос: почему Вы вообще к экономике приписываете группу 1? Там нет экономики.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Петр

Петр! В целом, все отрасль нашего кино сложно назвать экономической отраслью. Эту группу я сформировал по единому признаку получения финансирования — из бюджета. Она же существует? Удовлетворяет зрительский интерес? По ней можно получить аналитику и самое главное, отчитаться? Экономика есть, но как модно говорить с отрицательной прибылью =)

Петр
Петр

Подложку в телеге написали верно. И снова авк на сцену: продюсеры ввели кинотеатры в убыток. Есть цифры. Выпустите ее и опубличьте. тем более со всех утюгов орут о развитии мсп. Отправьте открытое письмо с реальными цифрами. У вас есть, Воронков и компания, все цифры. Вся статистика рынка. А Вы сначала одну оплеуху получили от минкульта, потом снова. Нравится терпеть? Это же кинотеатры Воронкова Киноград, которых уже второй раз или третий штрафуют? Нравится ?

Вася
Вася
Ответить на  Петр

что ты несёшь ? иди проспись !

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Петр

Я уже писал в прошлый раз — у кинотеатров нет реальной рыночной силы, чтобы повлиять на свою судьбу. Нет лобби в Думе и СовФеде. Продюсеры в данном вопросе сильнее. Мы не можем договориться не брать какой-то фильм, выставить жесткие условия. Всегда найдутся те, кто все равно возьмет, а за ним и остальные

Петр
Петр
Ответить на  Евгений Буслейко

Это рассуждение тех, кто не пробовал отстаивать свои права. Я слежу за иркутским кинотеатром. Вот кто должен стать во главе профессионального общества. Нет страха — если есть справедливая уверенность.

Алекс
Алекс

Если серьёзно, Евгений нагнетает истерию. Лавров ему поддакивает. Что значит с февраля по декабрь не будет премьер? Фильмы так-то выходят каждые выходные, в том числе и зарубежные. Учитесь работать в рыночных конкурентных условиях, не вечно же вам выезжать лишь на Голливуде. Придумывайте интересные способы привлечения внимания зрителя в соцсетях своего кинотеатра, устраивайте маркетинговые розыгрыши. Что вас учить что ли? Ишь сладкой жизни захотели, чтобы получать 70% кассы. Да и скажем честно. Не будет кинотеатров в стране, от этого будет ни холодно, ни жарко. В смутные времена великих потрясений нормально что развлечения и досуг не в приоритете. Меняйся или умри!

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Алекс

О! Про маркетинг это вы верно подметили! Вспомните, из чего складывалась договорённость 50 на 50? Правильно! Из постулата, что фильмы РЕКЛАМИРУЮТ! И с каких это пор реальное описание дел является нагнетанием ситуации? Кинотеатры «кинули» заставив работать за 2 раза меньшие деньги. Вы видимо согласны так работать?

Владимир
Владимир
Ответить на  Алекс

Странный Вы товарищ) К кинотеатрам, видимо, Вы не имеете никакого отношения. Ну, привлек я зрителя в кинотеатр, а что ему смотреть-то там? Большая часть фильмов, это откровенный мусор, который там не должен был появиться вообще. И еще — поймите уже, наконец, ЗРИТЕЛЬ сам решает на что тратить СВОИ деньги и уж точно он не будет тратить их на всякое г.

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Владимир

Да, Алекс, точно не кинотеатр, а обычный безымянный бот на смену ПЛ. Он вообще «лыка не вяжет» во многих вопросах кинопоказа. Нанимали бы хоть его работодатели ботов «с головой», но они и сами такие же «пустые», как и он.

Алекс
Алекс
Ответить на  лавров сергей

Если я работаю за 0 руб. 00 копеек? Вы всё равно будете считать меня ботом, только каким? Идейным?

Лара
Лара
Ответить на  Алекс

а вы зачем за ноль копеек работаете

лавров сергей
лавров сергей
Ответить на  Лара

Браво, Лара!

Алекс
Алекс
Ответить на  Лара

Против кого работать то? Этот сайт посещают 2,5 калеки!

Cinemaplex
Cinemaplex
Ответить на  Алекс

Около тысячи калек (или здоровых дееспособных людей, нам неизвестно) в день посещают сайт, согласно Яндекс.Метрике.

Вадим
Вадим

А вот я из кинотеатральной среды. Только не собственник и не ген.директор. Но прекрасно знаком с кухней. И где-то с Алексом согласен. Хотя и с Евгением тоже. Интересная идея про 70/30 в пользу кинотеатра. Но напрашивается вопрос к инициатору обсуждения, — Евгений, а в ваших кинотеатрах какой %? И если 50/50, то чего Вы ждете? И если ждете всех, то как, по-вашему, этот переход с 50/50 на 70/30 должен произойти? Уж точно не с подачи условной акулы, приславшей соглашение на условного Холопа-2, а там… мама дорогая!!! — 30% прокатчику. Какие действия предприняли? Или снова просто сказали, АВКшникам или еще кому-то указали, а дальше ждать? Я уверен, так это не работает. И еще вопрос. Хоть один из ваших кинотеатров пиратит? Потому что на мой взгляд рассуждать о выгодности / невыгодности корсарства можно только в случае участия в процессе лично.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Вадим

Вадим, я ничего не жду. Если бы ждал, уже закрылся бы. Те меры, которые мы предприняли для выживания я написал в советах выше. Только они и позволяют оставаться на плаву. И то — весьма условно — до первой крупной поломки оборудования…

Вадим
Вадим
Ответить на  Евгений Буслейко

Евгений, я не о мерах применительно к существующей реальности, а о мерах, принимаемых (или планируемых) к переходу на 70/30 в пользу кинотеатров.

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Вадим

В пояснениях к таблице есть ответ о таких мерах. Многие кинотеатры из группы 2 и 3 уже предприняли такие меры на свой страх и риск. И летом 2024 надеются именно на них

Лара
Лара
Ответить на  Евгений Буслейко

а если каро посчитать по вашей таблице, будут щеки еще надувать?

Вадим
Вадим
Ответить на  Евгений Буслейко

Понятно. Я думал, Вы о «кровавой бойне» с прокатчиками и об официальном изменении %… 🙂

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Вадим

Оппоненты то как раз будут биться до последнего. А вот в соратников веры нет. Поэтому результат этой битвы предсказуем…

Петр
Петр
Ответить на  Вадим

Без консолидации не получится получить 30 пр. Вы ведь знаете этот ответ.

Разбег
Разбег

Но ведь на «Три добрых дела» и «Склероз» соотношение было не 30/70, или нам как-то особенно повезло?.

Петр
Петр
Ответить на  Разбег

А сколько? Я лично ее в курсе

Разбег
Разбег
Ответить на  Петр

У нас было ближе к 50/50 (но не совсем).