В небольших городах по всей России в местных Домах культуры тихо происходит абсурд. В одном из залов учреждения натянут бывший в употреблении экран, установлен DVD-проектор, и этот гибрид официально зарегистрирован в ЕАИС как второй кинозал. Его цель — не показ кино, а выполнение спущенных сверху плановых показателей по посещаемости. Билеты на сеансы пробиваются по цене 1 рубль. Посетителей нет, но статистика растёт.
Эта история — лишь один из симптомов болезни, поразившей отечественный кинопрокат. Болезнь называется «плановые показатели», а её диагноз — полный разрыв между официальной статистикой и реальным положением дел.
Плановые показатели
Как следует из официальных документов, предоставленных редакции, до конца 2024 года кинотеатры, принадлежащие бюджетным учреждениям культуры, работали в рамках национального проекта «Культура». Целевой показатель был амбициозен: «Увеличить число посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года». За основу расчётов был взят допандемийный и, как отмечают профессионалы, «голливудский» 2018 год — время, когда рынок был наполнен высокобюджетными международными проектами.
С 2025 года на смену «Культуре» пришёл национальный проект «Семья» и его федеральный проект «Семейные ценности и инфраструктура культуры». Методика расчёта сменилась: базовым теперь считается показатель 2023 года, а план на последующие годы, вплоть до 2030 года, предполагает его ежегодное увеличение на 5%. На бумаге это выглядит как равномерное развитие индустрии, которая через 5 лет должна вырасти на 25%.
Однако на практике эти, казалось бы, сухие цифры оборачиваются мощным административным прессом. Невыполнение показателей грозит депремированием руководителей всех уровней — от главы муниципального Комитета культуры до директора кинотеатра. Исполнение находится «на личном контроле губернатора». В таких условиях любая творческая или управленческая инициатива подменяется одной задачей — любой ценой отчитаться по цифрам.
Чем оборачивается этот пресс для статистики, наглядно демонстрирует анализ данных ЕАИС. Возьмём для примера ранее рассмотренный июль 2025 года.
- 569 релизов — кажущееся изобилие.
- 6.3 млн зрителей — видимость активного спроса.
Но за этими цифрами скрывается иная реальность. 65% всех июльских релизов (367 фильмов) собрали менее 100 тысяч рублей каждый. Их вклад в кассу ничтожен, но их зрители — сотни тысяч человек — исправно учитываются в общей посещаемости.
Ключевой индикатор абсурда — средняя цена билета (СЦБ). Реальная СЦБ в коммерческих мультиплексах исчисляется сотнями рублей. Однако данные ЕАИС фиксируют иное – цена билета может составлять даже менее 5 рублей.
Это не аномалии, а системная практика. Существует целый пласт показов с символической ценой билета. Они и формируют «иллюзию посещаемости». Если отфильтровать этот «статистический балласт», окажется, что реальная аудитория основного коммерческого проката в июле 2025 года составляла не 6.3 и даже не 5.4 млн (после исключения короткометражек), а всего около 3.8 млн человек.
Замкнутый круг
Возвращаемся к нашим кинотеатрам. Руководитель одной из площадок с иронией констатирует:
В частные киносети зрителя палкой не загнать, зато в бюджетных кинотеатрах аврал и ежегодный рост посещаемости! Счастливый Минкульт докладывает президенту, что в России снимается шикарнейшее кино, нужно и дальше продолжать финансировать столь замечательные киношедевры!
В итоге получаем следующую схему:
- Сверху спускаются завышенные, оторванные от реальности показатели.
- На местах их выполняют любыми способами, включая фиктивные показы и символические цены.
- На основании красивой, но нерелевантной статистики, формируется позитивный официальный нарратив и принимаются дальнейшие решения о финансировании и поддержке киноиндустрии.
- Цикл повторяется.
Подобная схема обесценивает кинопосещения, искажает рыночные сигналы и мешает адекватно оценивать реально востребованные проекты. Статистика ЕАИС, призванная быть инструментом анализа, превращается в инструмент создания вымышленной реальности.
Пока главной задачей будет исполнение «спущенных сверху» цифр, а не развитие живой культурной среды, российский кинопрокат будет продолжать производить «мёртвые души» — и в статистических отчётах, и в пустых кинозалах с «пятирублёвыми» билетами.


Минкульт «счастливо отчитывается» липовыми цифрами перед властью уже с 2022 года.
Спасибо за статью! Интересно