Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК

«ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУЩЩАТЬ» ИЛИ «КТО ХОЧЕШЬ — ЗАХОДИ, ЧЕГО ХОЧЕШЬ СМОТРИ»


Юсев Алексей 13.02.2013 / 06:48 2

Сравнение российского и американского подходов к возрастным ограничениям в кино 

detjam do 16Вступивший в силу в сентябре прошлого года Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ввел в нашу действительность возрастные ограничения, которыми стали маркироваться телепередачи, афиши концертов, сайты, книги и многое другое. Строже стали относиться и к обороту кинопродукции, хотя возрастные рейтинги существовали и до закона. В связи с подоспевшими к сентябрю подзаконными актами и новыми регламентами, изменился порядок выдачи прокатных удостоверений. Данное исследование ставит задачей показать, как после этого изменился подход экспертов из Минкультуры к возрастной классификации иностранных картин. Также, попытаемся сопоставить американскую рейтинговую систему MPAA и российскую систему классификации фильмов.

Возрастной рейтинг как механизм защиты

Рейтинг MPAA существует почти полвека, заменив собой более ранние системы возрастных ограничений. На данный момент, при всей критике этой системы, она действует достаточно эффективно и в целом, удовлетворяет общество. На развитом кинорынке США возрастная классификация имеет куда большее влияние и значение, чем в России. За океаном график кинопремьер выстраивается с учетом этой специфической характеристики, — мейджоры не допускают большой концентрации стартующих на одной дате фильмов с одинаковыми рейтингами. Режиссеры и продюсеры еще на стадии разработок будущих проектов исходят из их потенциальных возрастных ограничений. Далее, согласно выбранной стратегии, проходят съемки. И если что-то не соответствует рейтингу в готовом материале, то будет нещадно вырезано. Ведущие американские кинокритики обращают внимание на систему классификации, что сложно представить в отношении их российских коллег. Существуют сайты, где каждый фильм оценивается в баллах по параметрам, вроде, «насилие», «речь», «секс» и т.д. Даже на IMDB есть раздел, где перечисляются сцены и моменты в картине, о наличие которых должен знать родитель, желающий отвести ребенка в кино (вот, например, такой раздел про «Хоббита». Дополняется, изменяется и обсуждается он по типу Википедии. Спойлеры скрыты). Исходя из этого, можно сделать вывод, что Система рейтингов Американской киноассоциации (рейтинг MPAA) представляет собой развитый механизм определения возрастного соответствия зрителя по отношению к кинокартине.

Российская система возрастной классификации, по большому счету, оторвалась от советских правил только в 2001-м году. Ее сделали близкой к американскому аналогу, позднее немного расширив. Нынешние правила сертификации определяют шесть категорий детей, в зависимости от характера содержащейся в фильме информации. Две из них — «Фильм для зрителей, достигших возраста 18 лет» и «Фильм запрещен для детей», имеют отличия специфического законодательного характера (связанного с ограничением рекламы в СМИ), но, формально, равны по требованиям к возрасту зрителя. Таким образом, возрастных страт, согласно новому закону — пять, что равно количеству категорий в MPAA. Попытаемся, для начала, сопоставить американские рейтинги с российскими, чтобы затем сравнить — как различаются подходы к иностранным картинам наших чиновников.

Рейтинг G (MPAA) — Фильм демонстрируется без ограничений
Соответствует нашей возрастной категории «фильм для детей, не достигших возраста 6 лет». (Само Министерство культуры формулирует это ограничение как «0+» для любой зрительской аудитории», что можно увидеть в Государственном регистре фильмов, а также на киноафишах. Об этом и прочих нарушениях использования знаков информационной продукции я писал ранее)

Рейтинг PG (MPAA) — Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями
Соответствует нашей категории «Фильм для детей, достигших возраста 6 лет.». Описание допустимого в содержании картин в обоих случаях — американских и наших правилах, практически совпадает.

Рейтинг PG-13 (MPAA) — Детям до 13 лет просмотр не желателен
Соответствует нашей категории «Фильм для детей, достигших возраста 12 лет.»

Рейтинг R — (MPAA) — Подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя
Соответствует нашей категории «для детей, достигших возраста шестнадцати лет»
Это последняя ступень, перед окончательным снятием запретов, наступающих с совершеннолетием. Наши эксперты могут поступить с этими картинами двумя способами, присвоив им 16+ (помягче) или 18+ (пожестче). Различие при мягком варианте в том, что в России на фильм 16-летний зритель может попасть один, а в США только с родителем (которому правила указывают, что он «должен больше узнать о фильме, прежде чем взять на его просмотр подростков»). Почувствуйте разницу.

Рейтинг NC-17 (MPAA)
Формально соответствует классификации «Фильм для зрителей, достигших возраста 18 лет.». Только в США таких картин выходят единицы, так как существуют серьезные ограничения в их распространении и рекламе. В прошлом году в американском прокате было всего 2 картины с таким рейтингом. Одна из них, — английский «Стыд», с обилием сексуальных сцен, получивший в России возрастное ограничение «18+». Другая лента — «Киллер Джо» выйдет у нас 7 февраля. (данных о его возрастной категории в регистре пока нет, зато на Кинопоиске уже стоит непонятно откуда взявшиеся 16+ и неправильные R – как пример неверной информации, часто сопровождающей возрастные рейтинги в России ). Столь малое число фильмов с рейтингом NC-17 свидетельствует о том, что в США в данном случае правила либеральней по сравнению с российскими, где аналогичной маркировкой в прошлом году были отмечены 39 фильмов.

Процедура присвоения рейтинга: открытость, добровольность, ставка на информацию

В США систему долгое время ругали за непрозрачность механизма присваивания рейтингов. Известно, что эксперты руководствуются количеством употребленных бранных слов, актов насилия и т.п. С недавнего времени, каждое решение сопровождается коротким комментарием, попадающим в описание кинофильма на сайтах, вроде IMDB, рядом с рейтингом (раньше так расшифровывали только жесткие категории). Кроме этого, комиссия может указать студии на конкретные эпизоды, по их мнению, препятствующие в получении более низкого рейтинга (что произошло, например, с «Хоббитом»). Представить такую открытость у нас просто невозможно. По большому счету сама процедура присваивания рейтинга MPAA добровольная, и в прошлом году в американском прокате было 281 картина (43% от общего количества), не прошедшие эту процедуру. Правда, самая кассовая из таких, преимущественно неизвестных лент собрала 3миллиона (а все вместе -0,5% общих сборов). Но это узкая, маргинальная прослойка, которой не требуется реклама в СМИ. К тому же, получить рейтинг MPAA в интересах самих хозяев фильма.

Поход в кино с родителями и без

Если обратить внимание на разные формулировки американского и российского возрастных ограничений, то бросается в глаза разный подход к зрителю как индивиду. У нас более запретительное определение, ставящее акцент на зрителе-ребенке, как самостоятельной единице общества. В США бремя ответственности за несовершеннолетнего перекладывается целиком на семью (особенно умиляет расширенное определение «Родители должны быть особенно осторожны, разрешая своим маленьким детям просмотр»), и родители могут повести на «взрослый» фильм свое чадо любого возраста (отсюда формулировки «...в сопровождении одного из родителей»). У нас это тоже практикуется, но неофициально и формально противоречит закону. Потому что, если возрастная категория гласит «Фильм для детей, достигших возраста 6 лет», то пятилетним туда нельзя, и родитель, который привет на такой фильм пусть даже продвинутого ребенка, является нарушителем по закону (и может быть привлечен к ответственности). То есть, следуя духу правил, государство принимает на себя ответственность за воспитание, поставив себя в приоритете по отношению к семье.

К сожалению, эта строгость закона имеет слабое звено в способе определения возрастной категории, что сводит все потуги власти местами к потехе. Своеобразным отражением различия формулировок является местный менталитет посещения кинотеатров. Реальность такова, что юные зрители чаще ходят в кино в компании своих сверстников, нежели с родителями. Поэтому, определяя на глаз возраст зрителей, билетерам и кассирам морально легче пустить 14-ти — 15-тилетнего подростка на фильм « Фильм для зрителей, достигших возраста 16 лет», чем если это звучало «не достигших возраста 16 лет, только в сопровождении родителей». Ну и группы школьников под руководством воспитателя, учителя и т.п. удобней проводить под имеющейся маркировкой.

Забавно, но до появления закона «О защите детей» больше чем полтора года назад, отечественные формулировки включали в себя «присутствие родителей», но потом семья из взаимоотношений «аудиовизуального продукта» и ребенка исчезла. (вот, например, две «Белоснежки», вышедшие с промежутком в пару месяцев в 2012-м, имеют разные возрастные категории - ««12+» для детей старше 12 лет» и «Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей». В общем, новые формулировки выбраны исходя из их наибольшего коммерческого потенциала. Хотя, сейчас прокатчики нашли элегантное решение: перед трейлерами теперь мелькают цифирки с плюсами («6+», «12+» и т.д.), хотя закон четко говорит о том, что возрастное ограничение должно быть указано «вместе со знаком...» или вместо знака информационной продукции.

Распределение по возрастным категориям фильмов с рейтингом MPAA  в российском прокате в 2012 году


После сопоставления данных о возрастных ограничениях фильмов в России проката 2012 года, также имеющих рейтинг MPAA, были составлены сравнительные таблицы за каждый месяц, а также итоговая. В российский прокат в прошлом году таких картин вышло 195 (имеющих американский рейтинг). Если принять принцип соответствия российских и американских возрастных категорий, описанный выше, то 135 фильмов (около 70%) совпадают в системе одинакового подхода наших и иностранных экспертов. 47 картин (24%) были маркированы у нас более высокими возрастными категориями, нежели за океаном. И лишь у 13 фильмов (6,5%) в России было возрастное ограничение ниже, чем в США.

Отсюда следует вывод: к определению возрастных ограничений у нас относятся строже, чем в Америке. Так, например, 39 из 58 фильмов с рейтингом PG-13, получили в Минкульте возрастную категорию «Фильм для зрителей, достигших 16 лет». Подход к определению аналогичных показателей в отношении фильмов с рейтингом R, привел к куда более интересным выводам. Дело в том, что фильмы с этой маркировкой у нас можно отнести при желании как к «16+», так и к «18+». В 2012-м году таких картин в нашем прокате было 108, или 55% от общего числа (в США их доля чуть меньше (50%). 38 лент из этого числа (35%) были маркированы у нас как фильмы для совершеннолетних. Вообще, действие по отнесению картины к самому высокому возрастному ограничению не должно зависеть от времени года и прочих неочевидных причин. Однако, на практике все выходит иначе.

Перегибы и парадоксы нового подхода к выдаче «прокаток»

В конце лета в Минкульт пришла новая команда. Новые назначения коснулись Департамента кинематографии и модернизационных программ, занимающегося выдачей прокатных удостоверений. Новая команда пришла в августе, на волне предстоящего вступления в силу закона «О защите детей» с 1 сентября. Однако, на протяжении более чем года до этого, возрастные категории определялись исходя из того же закона, правда, без отдельной технической категоризации и разъяснений, появившихся только в конце сентября.

Имея это ввиду, в августе чиновник высшего уровня прокомментировал ситуацию, выразив надежду, что с вступлением в силу нового закона подход к маркировке фильмов не станет жестче. Что же произошло после появления новой команды, отразившееся на подходе к фильмам с рейтингом R? До августа соотношение картин, которым выдали ограничение «16+» и «18+» было 50 против 14 (78% более мягких решений). В августе и сентябре это соотношение изменилось в противоположную сторону и стало равно 32% (6 из 19). В том же августе было отказано в выдаче сербскому «Клипу». В оставшиеся три месяца года положение выровнялось (46% решений в пользу 16+) , но все равно, осталось далеко по сравнению с показателями первой половины года.

Выявленная закономерность говорит о том, что новая команда сначала отнеслась излишне строго к своим обязанностям, но спустя 2-3 месяца ослабляют хватку, но не слишком. Выходит, что в 2012 году возрастное ограничение фильма R в России, напрямую зависело от даты получения им прокатного удостоверения.  В таком случае, чем могло быть обусловлено ослабление гаек во второй половине осени? Когда решение зависит от специалиста и не может быть оспорено третьими лицами в оперативный срок создаются условия для возникновения коррупционного момента.

Для развития этого тезиса стоит обратить внимание на те немногие фильмы, которым определена возрастная категория ниже, чем в США. Среди 13 картин, получивших подобную маркировку, 10 принадлежит рейтинг PG. У нас его заменили на категорию «без ограничения возраста». Большая часть этих лент — мультфильмы, включая две самые кассовые в сезоне («Мадагаскар — 3» и «Ледниковый период -4»). Удивительно, но в США почему-то не считают, что их можно смотреть всем детям, если рядом нет взрослого. У нас же сложилась традиция, что если мультфильм про зверей, то можно смотреть самым маленьким, включая грудных.

 В общем, логично предположить, что если наша система более жесткая чем в США, то все отклонения в противоположную сторону, как минимум, подозрительны. Если отставить в сторону мультфильмы и прочие фильмы для детей, то очевидных «нарушителей» остается три. Одна картина из них попала сюда, скорее, по ошибке или недосмотру) Ей стал «Артист», получивший «Оскара» в прошлом сезоне. Наверное, чиновникам было скучно смотреть черно-белое кино, раз фильму с рейтингом PG-13 у нас поставили «без ограничения возраста». На иностранных сайтах, в соответствующих разделах отмечалось, что в картине присутствовали сцены алкоголизма, упадка личности и суицидальной наклонности.

Оставшиеся две картины — «Хоббит» и «Москва 2017», о которых уже много мною было написано в связи со странностями определения возрастной категории. Их, можно сказать, исключительное положение очередной раз свидетельствует о странных вкусах наших чиновников.

Резюмируя можно сказать, что в данном вопросе в США более трепетно относятся к совсем маленьким детям. При этом, большая роль за океаном уделяется семье, что закреплено даже в формулировках рейтингов. В России, при повышении возраста зрителя, начиная с 12 лет и вплоть до 18-ти, возрастные ограничения строже, чем в США. Однако, у нас и закон на местах выполняется не строго, вследствие чего юный зритель может попасть на формально запретное для него кино. Если же прибавить сюда столь откровенно странные решения по «Хоббиту» и «Москве 2017», то станет ясно, что закон можно цинично обойти вполне в его же рамках, наплевав на очевидность передергивания. Словом, чем выше коммерческий потенциал фильма, тем больше шансов, что его возрастная категория будет ниже, чем рейтинг в США и остальном мире.

Россия выбрала для себя более строгую и прописанную политику в отношении возрастных ограничений. Но в США, прежде чем пойти в кино, родители, как правило, обязательно знакомятся с информацией о картине и сценах, которые там присутствуют. У нас же лишь один киносайт содержит информацию о возрастных ограничениях, да и тот иногда ошибается. В России родители же ведут в кино своих детей, зачастую уже на месте выбирая фильм для семейного просмотра. И здесь их ждут ловушки, одна из которых — банальное отсутствие информации в фойе кинотеатра, либо неправильные данные. Но даже ознакомившись с точной информацией есть шанс нарваться на фильм , получивший в силу непонятных причин более низкие возрастные категории, нежели имевшиеся у фильма на родине.


Вместо послесловия

 Во время подготовки статьи использовался сайт Кинопоиска, который оказался неточен в части информации по возрастным ограничениям. Например, там отсутствовала категория «до 14 лет» у фильмов 2012 года, несмотря на то, что она просуществовала до августа месяца того года. После обнаружения этого, я не стал менять данные и графики, ввиду утомленностью темой и отсутствия амбиций по 100% точности. Тем более, погрешность от 5 до 10 процентов не сильно отразилась бы на выводах и общей картине (но тем, кто захочет пользоваться этими цифрами далее, стоит иметь это в виду). Однако, сверка данных 4-х месяцев с Государственным регистром фильмов позволила обнаружить другие интересные моменты. В каждом месяце находился, по крайней мере, один фильм, который шел в кинотеатрах без получения прокатного удостоверения (соответственно, его возрастное ограничение придумывал прокатчик, а не чиновники, что влияло на статистику). Забавно, потому что согласно действующему порядку подобная ситуация невозможна в принципе.

Также, в каждом месяце обнаруживалась, как минимум, одна картина, которая получала возрастную категорию от Минкульта ниже, чем это было указано в рекламных материалах. Например, фильмы «ЗЛО», «Такие разные близнецы» имели в трейлерах (некоторые показывались и на ТВ) и кинотеатрах ограничения выше, чем это было в прокатных удостоверениях. Попробуйте объяснить как-то этот феномен, если известно, что по действующему закону возрастную категорию ставит хозяин прав, а Минкульт лишь соглашается с ней, или не соглашается.

Полностью авторский текст представлен в Блоге

2 комментария »

  1. Тема 14 февраля 2013 в 13:47 - Ответить

    А если получение рейтинга MPAA — дело добровольное, то в чём интерес правообладателю его получать?

  2. автор 14 февраля 2013 в 16:30 - Ответить

    Теме: Чтобы потенциальные зрители увидели отметку и сделали вывод, — нужно ли идти на фильм или нет.

КОММЕНТАРИИ »


8 − семь =