Вчера в Выборге завершился международный кинофестиваль “Окно в Европу”. Главный приз в основной конкурсной программе “Игровое кино. Осенние премьеры” завоевал фильм СЫН режиссера Арсения Гончукова.
Чёрно-белую драму о сыне, теряющем смысл жизни вместе со смертью матери-шизофренички, журналисты оценили как один из самых эмоционально тяжелых фильмов фестиваля. Продюсеры фильма сейчас ведут переговоры с потенциальными дистрибьюторами, релиз картины намечен на ноябрь. Напомним, что СЫН также стал участником международного фестиваля в Монреале и выходит на международный уровень.
Режиссер Арсений Гончуков:
Я очень рад получить высокую награду столь престижного фестиваля. Рад за всех тех, кто работал над этой картиной на протяжении двух лет. Рад, что вселенная возвращает нам вложенные искренние усилия. Мы трудились от всей души без какой-либо поддержки, без участия Министерства Культуры и Фонда кино в том числе. Это мой третий полнометражный фильм и мы, фактически находясь вне индустрии, вне ее стандартов, смогли наполнить его острой проблематикой, неоднозначными смыслами, смогли донести картину до зрителя и до победы на таком престижном фестивале. Я надеюсь, что это событие откроет для нас новые перспективы, новые возможности, которые сможем реализовать в следующих проектах. Мы продолжим творить несмотря ни на что.
Продюсер Владимир Бузов:
На наш взгляд это настоящий прорыв авторского кино в России. Все, кто работал над этим проектом, от начала и до конца были убеждены, что такое кино нужно, что у него есть свой зритель. И мы собираемся доказать это выходом в прокат в ноябре. Это очень лестно, когда уважаемые и профессиональные кинематографисты, которые были в составе жюри, так высоко оценили независимый фильм. Теперь дело за зрителями. Я видел, как обычная публика, купившая билеты в кассе, смотрела фильм на конкурсном показе. Мы получили множество отзывов и от тех, кто посмотрел картину на параллельном показе в Москве. Фильм СЫН не оставил равнодушным никого.
Специальным призом за дебют в основной конкурсной программе отмечена картина ПАЦИЕНТЫ Эллы Омельченко: картина рассказывает о противостоянии священника и психолога, которые пытаются повлиять на главного героя в выборе между разводом и сохранением семьи.
Других специальных дипломов удостоились:
- ЗИМЫ НЕ БУДЕТ, режиссер – Илья Демичев, – за актёрский ансамбль
- ДАР, Сергей Карандашов – за пронзительный лиризм атмосферы, сопутствующей сокровенным переживаниям героя на пороге взрослого мира.
Лучшей копродукцией жюри признало российско-армянскую ленту СПАСИБО, ПАПА Грачьи Кешишяна. Награда за лучший анимационный проект досталась мультфильму Дмитрия Геллера МУЖЧИНА ВСТРЕЧАЕТ ЖЕНЩИНУ. КРОВЬ Алены Рудницкой получила приз как лучший неигровой фильм.
Жюри отметило и еще несколько неигровых проектов, присудив специальный приз режиссеру ТРИСТА ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА Константину Одегову за создание образа уникального современника, диплом за артистическую находчивость в непростых положениях и добрый юмор – Павлу Фаттахутдинову (ВЕЛИКИЕ РЕКИ СИБИРИ. БИРЮСА), диплом за внимание к простому человеку – Ивану Твердовскому (КОРЫТО, ЛЫЖИ, ВЕЛОСИПЕД), диплом за создание человеческой симфонии о Великой победе – Валерию Тимощенко (ЧИСТАЯ ПОБЕДА: БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ).
Гильдия кинокритиков и киноведов России отдала свой приз ПАЦИЕНТАМ Эллы Омельченко. Эта же картина получила приз имени Саввы Кулиша – за оригинальность драматургических решений.
ВЫБОРГ.ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА удостоился приза имени Станислава и Анастасии Ростоцких. Сценарий 9 ДНЕЙ И ОДНО УТРО получил приз Медиаконгресса “Содружество журналистов”.
Организаторы фестиваля “Окно в Европу” также опубликовали стенограмму Открытого заседания жюри, на котором были подведены итоги форума:
Программа игрового и неигрового кино, анимационных картин в этом году радовала эмоциональными и серьезными лентами, авангардными и экспериментальными работами, веселыми комедиями и лирическими фильмами-размышлениями. Участники всех номинаций собрались в пресс-центре гостиницы «Виктория» в приподнятом, боевом и воодушевленном настроении, критики в волнении занимали места. Открыл заседание председатель анимационного жюри Юрий Энтин. Он выразил радость по поводу своего приезда на фестиваль и знакомства со множеством неожиданных и интересных анимационных и игровых картин.
Ирина Муравьева предварила свое выступление словами Чехова: «Хорошо то, что серьезно». Вот чего искала знаменитая актриса в работах аниматоров, и очень часто находила.
Елизавета Скворцова, третий член совета жюри анимации, посетовала на сложность выбора из прекрасных мультфильмов и поблагодарила оргкомитет за свое присутствие на фестивале.
Виктор Лисакович, председатель жюри неигрового кино сообщил о том, что жюри конкурса работало почти единодушно. «Радует, что документальный кинематограф живет, и те, кто выбрал этот жанр, выдерживают натиск сопротивления, в том числе и от Минкульта. По этому фестивалю удушья не чувствуется, здесь много хороших работ. Я с интересом смотрю работы конкурса, и нет ощущения провала. Но есть тенденции к разобщенности среди авторов неигрового кино. Нет совета от рядом стоящего собрата.
Людмила Станукинас: «Не скажу, что вся программа мне понравилась, из тридцати картин я с трудом вспомню десять. Остальные могут всплыть потом.
Кинокритик Сергей Шолохов посетовал на то, что, в отличие от программы игрового кино, «в неигровом фильмов больше, а призов меньше». Он призвал добавить номинаций для документалистов, что позволило бы жюри точнее выразить свое отношение к картинам. В общем, о качестве работ Шолохов выразился так: «Истории получаются интересные, но возникает часто проблема финала — кинематографисты вдыхают, а выдохнуть не могут».
Программа конкурсных показов игрового кино «Копродукция» стала небольшой, но очень важной частью Выборгского кинофестиваля. Председатель жюри конкурса Александр Атанесян прямо высказал свое отношение к программе: «Мне понравилась наша команда жюри, два злобных критика, злобность которых вызвана исключительно любовью к кинематографу и ревностью по нему. Я в принципе противник государственной поддержки, в том числе и в кинематографе, но стоит заметить, что большинство картин снято при поддержке Минкульта, и слишком критиковать государство не за что. Общий уровень российского кино, в том числе, снятом в копродукции – очень низкий, сценарии писать так и не научились, контроля за волюнтаризмом режиссера нет как нет. В итоге работает естественный отбор, кто не умеет снимать – потихоньку отпадает. Меня не смущает слабость кинематографа – нежизнеспособное должно умереть, и на его пепелище должно родиться новое кино!»
Второй член жюри конкурса «Копродукция» кинокритик Ольга Шервуд заострила проблему образа России за рубежом, который формируется картинами, созданными в копродукции. «Я долго не понимала, зачем выделять копродукцию в отдельный жанр, но к концу поняла, что если бы ее не выделили, то я бы не отследила в общем потоке картин определенных тенденций. В картинах копродукции русские появляются либо как преступники, либо как наркоманы или террористы. Не знаю, что с этим делать, но таков, видимо, наш образ, и в глазах остальных, и в глазах тех же российских продюсеров.
Третий член жюри Андрей Русанов посоветовал устроителям фестиваля ввести традицию встречи съемочной группы не до показа картины, а после него. Тогда кинематографисты услышат настоящий отзыв и смогут по-настоящему понять, чего хочет публика. «Чрезвычайная заслуга фестиваля — в том, что он зрительский, на 60 процентов зал полон людьми, купившими билет. А наши кинематографисты часто забывают и не думают о зрителях».
Конкурс игрового кино «Осенние премьеры»:
Юрий Богомолов: «Мои надежды не были такими уж большими, но программа, к счастью, связалась в какую-то осмысленную нить. Она не слишком комплиментарна по отношению к действительности, но есть ощущение надежды и гордости за подвиги отдельных людей. Мы вступаем в диалог с обществом и властью. Еще никто не придумал, как можно изменить имидж страны путем поправок зеркала, то есть требований, чтобы оно давало более приятную картинку. Возникают требования, давайте делать кино, после которого было бы хорошее настроение. Но кино — это не услуга, это заглядывание в глубины, а не поиск, как угодить зрителю, который ничего не хочет знать о реальности. Я отметил, что фильмы, сделанные без поддержки государства, выглядят достойно, а снятые с поддержкой — выглядят достойно как исключение. Если наше кино выживет действительно, а не номенклатурно, то наверное как независимое».
Лариса Садилова: «Спасибо за предоставленную возможность, мы были неагрессивной командой, и нам было не сложно работать. Я отметила, что режиссеры игровики разобщены, как и неигровики, и не знают о работах друг друга. Иногда возможна ситуация, когда авторы снимают кино об одном и том же одновременно».
Кирилл Пирогов выразил сожаление о тенденции к конформизму среди режиссеров. «Мне жаль, что общая тенденция российского кино – это отсутствие движения вопреки. Это важно, чтобы люди делали что-то вопреки тому, что очевидно. Иначе в чем смысл творчества?»
Агриппина Стеклова: «Я первый раз на фестивале, и уже в жюри, это бесценный опыт. Никогда не смотрела столько кино за такое короткое время и никогда столько не обсуждала кино, обычно для меня это какое-то эмоциональное восприятие. Это очень сложная работа, и я не знаю, есть ли у меня вообще право судить своих коллег».
Завершил выступление жюри игрового кино его председатель Игорь Толстунов. «Трудно говорить последним, все умное уже сказано, – иронически заметил он. – У нас была интересная работа, хоть я и понимаю, что программа фестиваля формируется по принципу «ешь, что дают». Главное для картины, чтобы она нигде не показывалась и была готова к показу к моменту премьеры на фестивале. Разные жанры, разный уровень качества – это не просто судить. Но где-то 70 процентов фильмов конкурсной программы мы рассматривали как серьезных претендентов на призы, которых много, и это приятно».
Источник: ИТАР-ТАСС
В ТЕМУ
ПОБЕДИТЕЛЕМ ФЕСТИВАЛЯ «В КРУГУ СЕМЬИ» СТАЛ ФИЛЬМ ИЗ УЗБЕКИСТАНА
ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО КОНКУРСА «ОКНО В ИНТЕРНЕТ»