Это лаконичная, почти бессловесная история о том, как девушка в поисках себя приезжает в Берлин, однако, ей выпадает ускоренная версия самопознания — благодаря местному психопату-коллекционеру туристок.
Кейт Шотрланд стала известна своим дебютным фильмом 16 ЛЕТ. ЛЮБОВЬ. ПЕРЕЗАГРУЗКА, показанным в Каннах, затем она сняла драму ЛОРЕ о Германии после Второй мировой. Интерес к немецкой культуре после нацизма и после ГДР сохраняется и в новой картине — потрясения прошлого века оставили свой след на герое.
Мировая премьера БЕРЛИНСКОГО СИНДРОМА прошла на фестивале «Сандэнс», где его называли одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля.
Трейлер
Ролик отлично расставляет акценты: вроде история любви с нежностью и страстью, но в то же время зловещая и мрачная — с засовами, закрытыми дверями, испуганной героиней, слезами, криком и насилием. Выше всех похвал у трейлера финал: здесь лицо героя впервые показано таким опасным, что становится понятно, что это волк в овечьей шкуре, а лицо героини опрокинуто от настоящего страха. И, конечно, топор. Такой трейлер вызывает непреодолимое желание посмотреть фильм: сцены сняты интересно и живо, а клиффхэнгер (особый художественный прием) в конце ролика заставляет возвращаться к сюжету снова и снова — убил или не убил?
Просмотр
Начало было вполне безобидным — молодая австралийка Клэр приезжает в Берлин. Она гуляет по улицам, разглядывает архитектуру, людей, детали повседневной жизни. В то же время Клэр не прочь увлечься кем-нибудь — в первый раз на вечеринке получается не очень, но потом, на улице, ей встречается очень обаятельный немец Энди, с которым разговаривать легко, просто и интересно. Они отлично понимают и в чувственном плане очень привлекают друг друга. Между ними вспыхивает искра, возникает та самая химия, которую Шортланд точно передает, трепетно акцентируя внимание на языке их тел и на прикосновениях. Недаром сцены насилия и секса здесь режиссированы специально приглашенным для этого хореографом.
На следующий день Клэр собиралась в Дрезден, но вместо этого она идет по улицам снова, искать его. И находит — на свою голову. Надо отдать должное этому симпатичному социопату: муха сама залетела в паутину, он не настаивал. Утром после бурной ночи выясняется, что дверь квартиры закрыта, и Клэр не может выйти. Вечером, когда он вернулся, они шутят по этому поводу, а вот на следующий день она уже понимает, что попалась. Клэр еще долго не могла поверить, что человек, который ей так понравился, неожиданно оказался чудовищем, впрочем, как и все нормальные люди, попадая в клетку деструктивных отношений, — только здесь это происходит буквально.
За плечами Энди — своя история и, конечно, непростая. Не просто так он боится и испытывает отвращение к женщинам, не способен на нормальные отношения, слишком боится, что возлюбленная бросит его. Лучше спрятать ее у себя в коробочке, стричь ей ногти, расчесывать, мыть, готовить ей ужины — заботиться, как о домашнем любимце. И фотографировать. Энди интеллектуал, преподает в школе, его дом забит книгами, даже ей на Рождество он дарит книги — в том числе про «Аустерлиц», о чем же еще — он способен чувствовать и ценить прекрасное. Он любуется ею, но только как вещью. И он сильнее ее — и отлично этим пользуется. Сцены насилия в основном остаются за кадром, но героиня все время в кровоподтеках, а он уж чересчур решителен в напряженные моменты, чтобы стесняться распускать руки. Почему-то фильм концентрируется на Энди, о Клэр мы почти ничего не узнаем, кроме ее перерождения: из нескладной, робкой, тонкой, уязвимой девушки она превращается в сильную, изобретательную женщину, способную вытащить себя из страшной передряги.
У фильма отличное название, в котором переплетены «стокгольмский синдром» и место действия. У Клэр и Энди, действительно, сложные отношения. Они нравятся друг другу, их взаимное чувственное влечение осязаемо через экран, но между ними непреодолимое препятствие — его патология. Клэр ищет любви, Энди нужен только контроль. И поэтому привязанность Клэр к своему захватчику достаточно неглубока (особенно после того, как она узнает, что уже не первая живет в этой квартире), чтобы набраться сил и придумать план бегства. Даже зритель в некоторой степени испытывает действие этого синдрома на себе, поскольку герой вполне себе обаятелен и симпатичен и не вызывает никакой неприязни — это не серийный убийца, от которого бегут мурашки по коже. Он заботится о Клэр по мере сил, таскает сумки с продуктами, разговаривает с отцом, а когда в нем вдруг поднимает голову хищник, хочется зажмуриться и убедить себя, что показалось.
Это редкой глубины психологическая драма. Место действия ограничено, и зритель под чутким руководством режиссера погружается в бездны личностей персонажей. Герои — настоящие, полнокровные, их жизнь воплощена на экране тончайшими штрихами. За ними наблюдает живая, внимательная и вдумчивая камера. Она смотрит на мир так же, как и Клэр — с любопытством, интересом и желанием найти красоту в деталях. Картина получилась визуально выразительной и необычной — оператор фильма Джермейн МакМикинг уже демонстрировал свой талант в визуально превосходном мини-сериале Джейн Кемпион ВЕРШИНА ОЗЕРА.
К фильму появляется только один упрек: почему после Рождества, когда все было засыпано снегом, а ногти героини были покрашены пошлым розовым цветом, в финальных кадрах она едет в такси без этого лака, а деревья в Берлине стоят еще в листве, местами откровенно осенней, и люди ходят в футболках. Это, конечно, мелочь, кинематограф переживал и не такие ляпы — но гнусная фальшивая нота в таком тонко выстроенном мире.
Аудитория
Ядро аудитории составляют молодые люди от 18 до 40 лет. Это любители триллеров и сильных психологических фильмов, а также ценители фестивального кино.
Референсы
Еще один психологический триллер и тоже экранизация книги ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ (UPI, 65 млн.руб. на 355 копиях).
Напряженный триллер также с неожиданными сюжетными ходами НЕ ДЫШИ (WDSSPR, 146 млн. руб. на 944 копиях).
Прокатное окружение
На стартовой дате у фильма нет прямого конкурента как у психологического триллера, хотя часть любителей авторского кино может предпочесть фаворита уик-энда — военную драму ДЮНКЕРК Кристофера Нолана.
Краткое резюме
Это отличная независимая драма, с прекрасными актерами и многомерной историей, которая оказывается не просто историей о заложнице и захватчике, а тонкой картиной о психологии человеческих отношений — о любви, страсти, зависимости, близости, одержимости. Хорошо, что такой фильм выходит в прокат.
В ТЕМУ
В прокат выходит фильм БЕРЛИНСКИЙ СИНДРОМ (20 июля, «ПРОвзгляд»)