2 ноября начнет действовать так называемый “закон о кинофестивалях”, согласно которому показывать фильмы без прокатного удостоверения можно только на тех смотрах, где имеются жюри и конкурсная программа. Законотворцы предложили считать свое нововведение “либерализацией”, в то время как участники индустрии сошлись на том, что закон, наоборот, “убивает” любые нестандартные форматы показов, будь то национальные кинонедели или продолжительные ретроспективы.
Позавчера Алексей Бажин разметил у себя в фейсбуке красноречивую картинку, в которой заявлено о приостановлении деятельности его проекта “Иноекино” как раз по причине надвигающегося вступления данного закона в силу. Мы решили задать Алексею пару животрепещущих вопросов.
Cinemaplex: Две недели назад было размещено объявление о поиске менеджера по продвижению. То есть в планах было продолжение деятельности? Почему же принято такое внезапное решение о приостановке?
Алексей Бажин: Мы и сейчас продолжаем нашу деятельность. У нас два направления: первое и основное – ретроспективное и фестивальное, а второе и пока еще совсем новое – кинопрокатное. Вот первое и основное мы сейчас и остановили. А сотрудника мы искали на замену уходящему, это обычный рабочий момент. Заморозку популярного у наших зрителей ретроспективного направления мы планировали уже давно, когда поняли, что так ничего и не успеют государственные органы предпринять, чтобы поправки не вступали в силу. В итоге через несколько дней они вступят, а мы ведь не могли вопреки всему планировать кинособытия и закупать права, а ведь это процесс не быстрый, требует от полутора до трех месяцев подготовки к каждому событию, причем, параллельно в другими последующими. Мы одновременно ведем подготовку двух-трех кинособытий, иначе мы бы не выжили из-за высокой стоимости прав и немалых расходов на содержание наших сотрудников, ведь мы работаем без господдержки и каких-либо организаций и институций, за очень редким исключением.
Положительные сдвиги есть, но они положительные пока еще наполовину. В Госдуму внесли и даже уже приняли в первом чтении еще одни новые поправки, как бы это не звучало абсурдно. Но и они составлены неграмотно, хотя благая миссия прослеживается. Снова множество юридически неграмотных формулировок, и снова попытка зачем-то зарегулировать понятие «фестиваль», чего нигде в цивилизованном мире нет. Это как взять и начать указывать музыканту или композитору то, что именно он должен называть «новым альбомом» или «концертом», и выстроить непреодолимые искусственные преграды перед его легальной и культурной деятельностью. Индустрия сама разберется внутри себя с этими исключительно культурными понятиями. Если хочется вести учет всех непрокатных кинопоказов и кинособытий, то ведь просто можно сделать реестр, который пополняется в уведомительном порядке организаторами киномероприятий и кинопоказов. Вот и все. Но, видимо, задачи несколько другие у законотворцев. Тем не менее, я надеюсь, что здравый смысл восторжествует. Поэтому мы не закрыли наш проект, а именно временно заморозили.
Cinemaplex: Правильно ли мы понимаем, что если деятельность «свернута», значит, будут уволены люди? Какое, кстати, количество людей? Какая форма деятельности у них была? Можно ли говорить, что закон убил малое предприятие?
Алексей Бажин: Это не так. Хотя значительную часть расходов нам как-то надо будет сокращать, и у нас все-таки есть определенный, хоть и не очень большой запас прочности. И мы надеемся, что кинопрокатное наше направление начнет приносить прибыль, но пока оно идет в минус. Это из-за того, что мы изначально выбрали рискованный некоммерческий вектор – прокат редкого и интеллектуального кино, которое приносит мало денег, но имеет важное культурное значение для жителей многих городов нашей большой страны. Но факт есть факт – закон пытается убить малое культурное предприятие, и это просто мы живучие, нас так просто не возьмешь, мы половину своей жизни и благополучие наших семей поставили на эти весы. Много раз были на грани банкротства и прошли огонь, воду и медные трубы. Нам некуда отступать и мы не такие уж хорошие бизнесмены, но очень любим кино и наших многочисленных зрителей, которые нам отвечают взаимностью, и мы хотим иметь наше гражданское право этим делом заниматься – без искусственных и никому не выгодных преград. А зритель имеет полное право смотреть великую классику мирового кинематографа в кинотеатрах.
____________
Законопроект «О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры выдачи прокатного удостоверения) Госдума приняла в первом чтении 21 декабря прошлого года. 26 июля 2018 прошло третье, окончательное чтение законопроекта. На протяжении всего этого времени и до настоящего момента многие представители киноиндустрии выступали резко против данной инициативы. Они настаивали на том, что с введением данного законопроекта прокат фестивального кино станет особенно сложным, из-за чего многие фестивали закроются, а ретроспективы не будут проводиться вовсе. “Заморозка” проекта “ИНОЕКИНО”, проведшего огромное количество уникальных киноманских ретроспектив, одно из первых неизбежных изменений на рынке в сложившихся условиях. Остается надеяться, что деятельность Алексея Бажина и других активистов из сегмента альтернативного кинопроката позволит в дальнейшем хотя бы минимизировать последствия появления данного спорного закона.
В ТЕМУ:
КАК НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ УБИВАЕТ ФЕСТИВАЛИ, РЕТРОСПЕКТИВЫ И КИНОНЕДЕЛИ
РЕАКЦИЯ КИНОИНДУСТРИИ НА ПРИНЯТИЕ ПОПРАВОК О ФЕСТИВАЛЯХ
КИНОСЕТИ И ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЕЙ ОБРАТИЛИСЬ К ПРЕЗИДЕНТУ
ПУТИН УТВЕРДИЛ НОВЫЕ ПОПРАВКИ О ФЕСТИВАЛЯХ
ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН, В КОТОРОМ ДАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ
ПРОКАТНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ», КОТОРЫЙ ПРОСПАЛИ
Алексей, держитесь, Вы много успели сделать и ещё сделаете.
Невелика потеря. Я как-то хотела провести несколько сеансов у себя в кинотеатре и обратилась в Иное кино с просьбой дать дублированный вариант. Мне был дан хамский ответ, чтобы я и мои зрители шли лесом, так как Они работают только с субтитрированными копиями. А между тем среди моего зрителя очень много людей в возрасте. Да и я сама. У многих проблемы со зрением. А Читать на протяжении двух часов титры – это значит полностью убить зрение, да и для пенсионеров это не самый лучший способ просмотра. А смотреть кино с субтитрами – это терять половину восприятия экранной картинки. Да будет известно уважаемым эстетам. А уж про расслабиться и отдохнуть во время сеанса – я вообще молчу. Только напряжённое чтение Так что, я рада приостановке их деятельности. Если они такие уж большие киноманы и так хотят показать зрителю качественное кино. ничего страшного пусть договариваются с правообладателями, преобретают права, делают качественный дубляж и пускают ту же классику в прокат. И не на двух-трёх столичных площадках, а на всю территорию огромной страны. Поверьте, спрос на зарубежную классику есть. Жаль, что пока ещё никто из дистрибьюторов не смог грамотно оседлать эту волну.
Никто не смог оседлать волну, потому что никакой волны нет. Людей, готовых ходить в кино на не-новинки, исчезающе мало (и, как правило, это те верхние полпроцента, которые предпочтут субтитры любому дубляжу). Закон об убийстве “фестивального проката” писался, как я понимаю, в преддверии запуска газпром-медиевского VOD-канала со старыми фильмами, но этот запуск отложен минимум на год. В любом случае, таким как Бажин надеяться уже ни на что не надо – воздух перекрыли.
Что-то я не помню, чтобы кому-либо давал хамские ответы. Вероятно, что это вы так по-своему поняли, либо пришлите мне на почту скриншот. Мы не работаем с озвученными копиями, потому что показываем только оригинальные копии, у нас просто нет и быть не может озвученных кинотеатральных копий классики. Студии и мировые дистрибьюторы не владеют озвученными на русском копиями, а присылают нам оригинальные в зашифрованном виде, к которым мы готовим и подцепляем русский субтитры. К тому же, именно в оригинале с субтитрами зрители и мы любим смотреть фильмы. И это максимально правильно по отношению к фильму. Это несложно и дело привычки, потом что субтитры не читают, в них скорее поглядывают. Но ваше право иметь другое мнение, только работе это уже никак не поможет – копий нет на русском. Пускать в прокат классику? Да вы лучше нас знаете то, как нам надо строить работу компании, отлично.) Вот и попробуйте запустить в прокат целые ретроспективы, а сначала найдите на это дело десятки тысяч евро и попробуйте уговорить кинотеатры страны поставить классику вместо нового кино сразу аж 4-6 сеансов, а мы бы с удовольствием понаблюдали на окупаемость, например, ретроспективы Сидни Люмета, и на количество показанных фильмов в год. Именно мы работаем с разными городами и у нас есть вся статистика по посещаемости, а ваши слова лишь голословные заявление умозрительные и не соответствующие реалиям.
Очень забавно читать рассуждения Изабеллы. Так легко “грамотно оседлать волну”, просто вынь да положь 3 млн рублей (на 1 фильм) на покупку прав, перевод, рекламу и зарплаты сотрудников (это я еще расходы без дубляжа посчитал). И просто возьми да собери минимум 6 млн одним фильмом чтобы хотя бы окупиться. Так легко и просто все, сами бы и занялись, Изабелла.