КАК НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ УБИВАЕТ ФЕСТИВАЛИ, РЕТРОСПЕКТИВЫ И КИНОНЕДЕЛИ

Главный закон, с помощью которого государство регулирует российскую киноиндустрию – это Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (22 августа 1996 года N 126-ФЗ). Первые 8 лет своего существования он не подвергался пересмотру и поправкам, но потом почти каждый год в него вносились всевозможные улучшения, что продолжается и поныне, причем, в прошедшем 2017 году эти поправки вносились дважды –  28.03.2017 N 34-ФЗ и 29.07.2017 N 230-ФЗ. И это не считая прочих законопроектов и постановлений, также регулирующих нашу отрасль.

2018 год для кинематографистов, видимо, тоже будет волнующим. Едва успев отбиться от законопроекта “о 5 миллионах”, отрасль пытается не выпустить из виду новые идеи государства  – о 3% сборе и о 35% квоте сеансов одного фильма. Однако первый новогодний “подарок” от Госдумы мы получили практически к новогоднему столу.

ЧЕМ НАС ПОРАДОВАЛИ ЗАКОНОТВОРЦЫ

В конце прошлого года, 21 декабря, Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 3 и 5.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (в части совершенствования процедуры выдачи прокатного удостоверения), внесенный Правительством Российской Федерации.

Законопроект предлагает впервые ввести понятие кинофестиваля:

«культурно-просветительного мероприятия, проводимого в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющего собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов, которое может включать конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов».

Согласно законопроекту, прокатное удостоверение не будет требоваться при показе как зарубежных, так и российских фильмов на проводимом на территории России кинофестивале, если на фестивале

  •  будет организована конкурсная программа,
  •  оценивать фильмы будет жюри,
  •  фестиваль будет длиться не более десяти дней,
  •  и фильм должен быть показан в течение года, следующего за годом создания.

Комитет по культуре Госдумы одобрил законопроект и также предлагает ко второму чтению рассмотреть вопрос о дополнении понятия «кинофестиваль» положением об обязательном наличии конкурсной программы, специальной отборочной комиссии, условием, что фильм может демонстрироваться на кинофестивале не более двух раз, а также нормой о том, что кинофестиваль проводится в пределах одного субъекта РФ. Эти уточнения, по мысли законодателя, позволят разграничить проведение кинофестиваля с прокатом фильма, для которого получение прокатного удостоверения является обязательным условием.

До введения этих поправок, напомним, зарубежное кино на фестивалях показывалось без прокатного удостоверения, и только российским фильмам приходилось получать ПУ.

 

Изначально посыл законопроекта был благой: освободить организаторов фестиваля от штрафных санкций за показ фильмов без прокатного удостоверения, поскольку прокатные удостоверения могут отсутствовать у фильмов не только зарубежного, но и у большинства фильмов отечественного производства. В пояснительной записке к законопроекту целесообразность закона объясняется так:

Как правило, фильмы, представляемые на кинофестивали, являются режиссерскими версиями и создаются в единственном экземпляре исключительно для фестивального показа. В дальнейшем к прокату фильма создается его прокатная версия.

ЧТО ОБ ЭТОМ ДУМАЮТ ПРОКАТЧИКИ

Введение новых дополнительный условий, не учитывающих реалии рынка, похоже, вымостили дорогу в ад. Те самые организаторы фестивалей, чью жизнь новый законопроект должен был бы упростить, настаивают, что поправки уничтожат все национальные кинофестивали, ретроспективы, специальные показы и все прочие не прокатные киносеансы в кинотеатрах страны.

Если не будут выполнены перечисленные условия, то организаторам фестивалей придется получать на фильмы прокатное удостоверение. Фестивалям без конкурсной программы, а это фестивали национального кино вроде АМФЕСТа, «Нового британского кино», фестивалей датского, финского, японского кино от CoolConnections, ретроспективам, которые, как правило, показывают картины разных лет, придется получать прокатные удостоверения на каждый фильм, либо платить штрафы, или отказываться от проведения мероприятий.

Алексей Бажин, «Иноекино» в Фейсбуке:

Из этого законопроекта следует тот факт, что прокатное удостоверение, которое само по себе является цензурой и способом обложения данью предпринимателей в кинобизнесе, нужно получать для любого фильма старше одного года. А вот сделать его будет невозможно, потому что Минкульту невдомек, что права могут покупаться не на год или 5 лет, а на конкретные несколько сеансов на определенные дни, даже разными компаниями одновременно, а для таких случаев прокатных удостоверений просто не существует в Минкульте.

Далее Алексей Бажин пишет о сложностях и издержках получения прокатного удостоверения  и резюмирует:

Под видом разрешения показов нового российского кино без прокатного удостоверения запрещают показывать все остальное не новое зарубежное кино. Очередная зачистка и убийство важного сегмента бизнеса в культуре.

Генеральный директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова для «Кинопоиска»:

Прокатное удостоверение — это по сути своей документ, подтверждающий права владельца на фильм. Получить прокатное удостоверение в случае, если вы договорились с западным правообладателем о фестивальных показах, невозможно. Просто потому, что вы не являетесь владельцем этого фильма. Фестивальные права — это отдельный вид прав во всех международных контрактах. Лично я не знаю ни одной страны, где для проведения фестиваля российского кино было бы нужно прокатное удостоверение.

Для нас принятие такой редакции закона будет означать буквально следующее: во-первых, большинство фильмов мы показывать в рамках фестивалей национального кино не сможем в принципе. <…> Например, в программе Фестиваля японского кино, который в этом году прошел в Москве уже в 51-й раз, собраны фильмы, снятые за последние три года. Для небольших, но самобытных кинематографий, например, исландского кино, шансов на отдельный фестиваль при такой формулировке закона нет вообще.

Во-вторых, ретроспективы — их не станет. <…>  В-третьих, архивные показы просто исчезнут. В этом году <…>  отреставрированную копию БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ: THE FINAL CUT Ридли Скотта мы показали в рамках фестиваля в 23 городах.

Сооснователь Beat Film Festival Алена Бочарова для BBC:

Этот закон ставит крест на существенной части просветительской деятельности в области кино, которую ведут в России культурные институции самого разного рода — и государственные вроде Третьяковской галереи, где последние несколько лет есть отдел кинопрограмм, и посольства и культурные центры, которые ежегодно вкладывают десятки тысяч евро в продвижение национальных кинематографий, и культуртрегерские проекты, находящиеся на самоокупаемости, – журнал “Искусство кино” с его киноклубом, негосударственные фестивали, которых и так осталось крайне мало.

Ретроспективные программы всегда есть в программе международных фестивалей, так как это возможность для куратора раскрыть определенную тему, такие программы служат поводом для диалога с обществом. Но, очевидно, диалог с обществом в принципе не входит в те термины, которыми мыслит Минкульт. Этот закон деформирует понятие фестиваля, обедняет ландшафт и урезает возможности для воспитания новых зрителей, из которых и рождаются режиссеры.

Режиссер-документалист и организатор фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский для BBC:

Для такого фестиваля, как «Артдокфест», это упрощение. У нас есть конкурс, и мы длимся меньше 10 дней. Но большое количество фестивалей не имеют конкурсной программы. 

Нужно понимать, что прокатных удостоверений ни в одной цивилизованной стране мира не существует. Прокатное удостоверение – это форма цензуры. То, что устраивают касательно фестивалей Минкульт, Дума – это просто каменный век.

Сэм Клебанов в Фейсбуке:

Мрак какой! Получается, что без прокатного удостоверения можно показывать на фестивалях только кино не старше прошлогоднего и только на тех фестивалях, где есть конкурс. Этим законом убиваются:
1. Неконкурсные фестивали, типа питерского “Фестиваля фестивалей”, где в программе показывают лучше фильмы со всего мира, которые не соревнуются друг с другом, и которые уже прошли на других фестивалей. Это нормальный мировой формат, в России его уже не будет.
2. Ретроспективы. Как можно собрать нормальную ретроспективу, если в неё можно будет отбирать только фильмы с прокатными удостоверениями? Это же убивает всю идею. Хорошая фестивальная ретроспектива – это уникальная возможность увидеть фильмы, которые невозможно посмотреть на большом экране по-другому. Т.е. у них нет местного прокатчика и прокатных удостоверений. Добывать такие фильмы – особое искусство фестивальных кураторов. Посмотрите, например, программу ретроспектив ММКФ и угадайте, сколько там фильмов с прокатками. Почти нисколько.
3. Национальные кинофестивали и кинонедели (возможно). Это очень популярный формат, который поддерживают различные посольства и культурные институции – BFI, Институт Гёте, Институт Сервантеса, посольства Швеции, Дании, Мексики, Японии, Австралии, Тайланда, США и т.д. Большинство фильмов на таких фестивалях не имеют российских прокатчиков. Будут ли посольства связываться с минкультовской бюрократией, тратить на это время и деньги, или забьют на эту идею? Самые большие, наверное, останутся, остальные – заглохнут.
И совершенно непонятно – ЗАЧЕМ? Что, это большая проблема – избыток иностранного кино без прокаток на кинофестивалях? Кому это кино мешает? Почему надо с ним бороться? Зачем еще больше изолировать российских зрителей?

ПРОКАТНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ – ЗЛО, КОТОРОЕ СТАЛО ИЗБЫТОЧНЫМ

И снова у игроков киноиндустрии много вопросов вызывает целесообразность прокатного удостоверения, которое волокитно получать, а если даже получили, Минкультуры может легко его забрать за день до премьеры или сказать, что его неправильно поняли, и выдать ПУ на другую дату. Экспертам не дает покоя опыт других стран, где получение прокатного удостоверения – формальная процедура, оформление которой происходит быстро и легко – и даже онлайн.

Сэм Клебанов в Фейсбуке о процессе получения ПУ:

Получение прокатного удостоверения – это долгая и дорогостоящая бюрократическая процедура, занимающая месяца полтора-два. Почему она такая – потому что возглавляемое Мединским министерство так хреново это организовало. В соседних Белоруссии и Казахстане это происходит супербыстро, бесплатно и онлайн. Там это элементарная уведомительная процедура.

В России же делать ПУ сильно заранее невозможно, т.к. нужно сначала сдать в Госфильмфонд копию фильма с переводом, а для этого нужно получить от правообладателей все исходные материалы, перевести фильм, дублировать. Для этого фильм нужно полностью оплатить, а чем больше разрыв между датой оплаты и датой премьеры, тем тяжелее прокатчику, т.к. надо заморозить и вывести из оборота десятки или даже сотни тысяч долларов. Но это еще не все: если фильм выходит одновременно со всем миром (а это лучший способ защититься от пиратства), то материалы часто просто невозможно получить сильно заранее от производителя фильма, иногда их дают всего за месяц-два до релиза. Поэтому на практике это происходит так: сначала прокатчик получает номер прокатки, фильм заносится в ЕАИС (и там указана дата релиза), после чего кинотеатры начинают его расписывать и открывают предварительную продажу билетов.

Само бумажное ПУ выдается часто всего за пару дней до премьеры – повторюсь, просто потому что в ведомстве Мединского так все хреново организовано. Но до сих пор и прокатчики и кинотеатры считали, что если фильм есть в реестре ПУ Минкульта и ЕАИС, то все ок. Теперь же Минкульт обещает наказать кинотеатры за то, что они расписывали фильм на основе государственных(!) электронных реестров, которые, оказывается, не имеют никакого значения без “бумажки”. Хотя какие на фиг бумажки в 2018 году, когда весь документооборот уже давно электронный?

Эту систему очень легко исправить – просто послать какого-нибудь сотрудника Минкульта на пару дней в Минск, чтобы он посмотрел, как это делается в более высокоразвитых странах. Но упрощение процесса выдачи ПУ будет означать, что Минкульт откажется цензурных функций (предварительный просмотр фильмов) и потеряет важный инструмент давления на прокатчиков. А этого они, конечно, никогда не допустят. Ведь они рассматривают свою задачу не в том, чтобы создавать условия для процветания и развития всего кинопроката, от чего будут выигрывать всё кино – и российское и зарубежное, – а как «держать и не пущать». Для них прокат – это игра с нулевой суммой: если в нем кому-то хорошо значит кому-то другому обязательно должно быть плохо. Поэтому, каждый раз, когда им удается поднасрать прокату какого-нибудь зарубежного фильма, они воспринимают это, как большую победу российского кино. Для Мединского кино явно делится всего на две категории – отечественное и вражеское. Подозреваю, что и вся остальная культура тоже.

Все события последнего времени: угроза сбора в 5 миллионов за прокат фильма, новый проект по принуждению фестивальных картин получать ПУ, выдача фильму ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАДДИНГТОНА 2 ПУ на неожиданную дату, а потом возврат, отзыв ПУ у СМЕРТИ СТАЛИНА заставляют отрасль переосмыслить всю процедуру выдачи прокатного удостоверения. Успех совместных действий игроков киноиндустрии по возврату ПАДДИНГТОНА подтверждает, что, объединившись, можно отстаивать свои интересы.

Уже сейчас Ассоциация владельцев кинотеатров просит отстранить Минкульт от выдачи прокатных удостоверений, предлагая сделать так, чтобы прокатные удостоверения выдавались через электронную систему, а отзывались только по экспертному заключению или по решению суда.

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин в “Коммерсанте”:

Это должна быть более упрощенная, скажем так, госуслуга. В частности, нужно убрать ручную расстановку дат, на которые приходятся премьеры. Процедура, которая существует сегодня, — это фактически инструмент управления, когда по чьему-то личному мнению выдается прокатное удостоверение, а потом отзывается. Все это избыточные функции, которые скопились у Министерства культуры. Прокатное удостоверение заверяет факт наличия прав. Все, что касается содержания фильма, наличия каких-то экстремистских материалов и так далее, и так регулируется законодательством.

Несколько дней назад Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России («КиноСоюз») заявил, что в России прокатные удостоверения применяются как инструмент цензуры: действующий порядок выдачи удостоверений дает «отдельным «влиятельным» лицам возможность по своему усмотрению переносить выпуск фильмов» или отказывать в прокате, поэтому он должен быть отменен и заменен уведомительным. Более того, «КиноСоюз» собирается подать в суд на Минкультуры из-за отзыва ПУ на СМЕРТЬ СТАЛИНА.

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ…

С введением нового законопроекта прокат фестивального кино станет настолько сложным – и финансово, и организационно – что многие фестивали закроются, а ретроспективы не будут проводиться вовсе. А ведь речь идет о сборах и налогах, что для государства, которое отчаянно ищет пути дополнительного финансирования, собираясь ввести 3%-ный сбор с каждого билета, крайне недальновидно. То же самое государство делает все возможное и невозможное в борьбе с интернет-пиратством, и одновременно закрывает зрителю возможность смотреть в кино качественные авторские фильмы за собственные деньги, заставляя его неизбежно пользоваться услугами торрент-трекеров.

Новый законопроект снова подтверждает, что законотворцы не знакомы с рынком, который пытаются регулировать. Поправки не учитывают то, что существует множество видов не прокатных кинопоказов; а в прокатных удостоверениях не предусмотрен такой вид ПУ, который выдается на несколько сеансов.

Новые поправки в законопроект – такая же угроза кинопрокату, как и недавний потенциальный сбор в 5 миллионов. Но так как отсутствие фестивального кино задевает меньшую часть игроков рынка, то широкая общественность никак не реагирует на эту тему, а уже бы пора: законопроект прошел первое чтение, срок подачи поправок закончился 19 января, осталось второе и третье чтения, одобрение Совета Федерации, подпись президента – и закон примут.

Более того: впервые о том, что этот законопроект планируется принять, стало известно еще в конце июля 2017 года, когда правительство его одобрило и разместило на портале правовой информации. Тогда казалось, что это, в первую очередь, мера, которая разрешает показ на российских кинофестивалях фильмов без прокатного удостоверения. И никто не присмотрелся к нему внимательнее.

Аналогичная история запоздалой реакции уже имеется на счету киносообщества: два с половиной года назад CINEMAPLEX написал статью ПРОКАТНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ: “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ”, КОТОРЫЙ ПРОСПАЛИ , где говорилось о прямой и явной угрозе рынку  из-за намерений Минкультуры регулировать даты выхода фильмов в прокат. Но только сейчас индустрия, наконец, начинает осознавать всю нетерпимость этого и как-то реагировать.

Вот и сейчас – как не опоздать остановить государственную инициативу, дать ей задний ход?

Нагромождение проблем заставило владельцев кинотеатров объединиться в Ассоциацию (АВК). Независимые прокатчики тоже попытались объединиться, но пока только на словах. Когда возникла проблема “5 миллионов” и нужно было бороться против этого сбора, казалось, все сплотились. Но угроза отступила и все успокоились? Что ж, государство своими действиями порождает не только задачи-вызовы, объединяющие сообщество, но и, практически, подсказывает алгоритм конкретных действий противостояния. Будем надеяться, что и у независимых прокатчиков найдутся организационные, лидерские силы, которые будут готовы это всё взять на себя.

_________________

На каком этапе находится законопроект можно посмотреть здесь.

Текст законопроекта, Пояснительная записка к нему, Финансово-экономическое обоснование.

В ТЕМУ

«КИНОСОЮЗ» ОБЕЩАЕТ ПОДАТЬ В СУД НА МИНКУЛЬТУРЫ

ЗАЯВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КИНОТЕАТРОВ ПО ПОВОДУ ПЕРЕНОСА «ПАДДИНГТОНА» И «БЕГУЩЕГО В ЛАБИРИНТЕ»

 ВЫДАЧА ПРОКАТНОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА

ФЕСТИВАЛЬНОЕ И ПЕРЕШЕДШЕЕ В ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ КИНО БЕЗ ПУ

ПРОКАТНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ: “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ”, КОТОРЫЙ ПРОСПАЛИ

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Игорь
Игорь

Всем известному товарищу-господину-персонажу (не будем лишний раз говорить) надо срочно реабилитироваться перед Главным за позорный скандал с Паддингтоном. Вот и начинаются судорожные телодвижения, имитирующие работу ведомства. Но пусть! Чем больше таких одиозных глупостей, тем скорее сам себя закопает.

В конце концов, даже оставленная в покое диссертация великого доктора никоим образом не изменила мнение о ней настоящих ученых! А они меж собой сразу поняли, насколько этот плагиат тянет )))) Органчику и не снилось! В наше время великий Салтыков-Щедрин развернулся бы о-го-го на подобных типажах, просто рай для сатирика!

ЗиЩ
ЗиЩ
Ответить на  Игорь

Игорь, это не по линии Мединского идет совсем (как и отъем прокатки у Сталина). Мединский – уже чисто статист-подыгровщик.