АЛЕКСАНДР ЗЕНИН: “Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО НОВИНКА ОБОРУДОВАНИЯ МОЖЕТ СПАСТИ КИНОПОКАЗ, ОНА, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЕГО ДОБЬЁТ”

  • Post author:
  • Запись опубликована:1 июля 2021

В продолжении интервью провели сравнение светодиодных экранов, “ламповых” и лазерных проекторов, оценили необходимый для человека уровень качества картинки и подвели не самый приятный для кинотеатров итог.

Если сравнивать светодиодные экраны и лазерные проекторы – какое оборудование сейчас более востребовано в плане характеристик?

В любом случае, по контрасту светодиодные панели будут всегда лучше лазера, потому что есть очень большая разница между проекцией и светящимся экраном. У светящегося экрана контраст всегда будет выше, потому что у него есть идеальный черный цвет, которого мы можем добиться при выключении всех пикселей. А в цифровой проекции, даже если это лазеры с фиксированной длинной волн, межпиксельное пространство все равно светится. И контраст выше 3000:1 никак не сделать.

Мы тестировали несколько лазерных проекторов и выше, чем 2600:1, не могли измерить. Новый ламповый проектор может выдавать до 2100:1, но это небольшая разница, и на глаз это не так заметно. Лазер выигрывает за счёт четкости перехода цветов, но это относительная вещь. Кому-то она может нравиться, а кого-то раздражать.

У некоторых зрителей может даже головная боль от этого появится.

Да, у меня тоже вызывает головную боль, и я не люблю чересчур резкое изображение и цвета.

Мне довелось побывать на презентации лазерных проекторов, где проводили показ с частотой 300 кадров в секунду. В итоге все зрители выходили с головной болью. Качество действительно феноменальное, но это того не стоит.

Наш глаз к этому не привык, да и в обычной жизни с такой скоростью ничего не движется, поэтому изображение нам кажется ускоренным. Более того, если бы такая частота кадров имела какой-то смысл, то это бы прижилось еще в 70-е годы, когда во всех странах экспериментировали с повышенной частотой кадров и контрастом.

Фильм с высокой частотой кадров мы не воспринимаем реальным, так как привыкли к частоте 24 кадра в секунду в кино и 25 кадров в секунду на телевидении. Должно пройти несколько поколений, которые привыкнут к другой частоте кадров.

Наверно, ближайшая планка 60 кадров в секунду, которые выдают компьютерные игры. 

Если мы смотрим компьютерную игрушку или мультфильм, то тут есть смысл. Потому что мозг не воспринимает это как нечто реальное и не так нагружается при просмотре. А когда мы смотрим кино, где есть реальные актёры и показана реальная жизнь, то при повышенной частоте кадров нам это уже не кажется таким реальным.

В России кто-то уже занимается поставкой и установкой светодиодных экранов?

В нашей стране я пока не знаю таких добровольцев, потому что у нас сейчас открытие и работа кинотеатров находится под вопросом. Могу точно сказать, что вообще модернизацией никто пока не занимается, и покупают оборудование только государственные учреждения по программе кинофикации.

Они, скорее всего, покупают цифровые проекторы, даже не лазерные.

Лазерные проекторы они тоже покупают, потому что есть несколько отечественных поставщиков, которые активно пытаются продать это оборудование, так как производитель их за это премирует. Все компании-производители хотят прекратить производить аппараты с нелазерным источником света, но не получается, потому что пока еще есть существенное различие в цене. Как только цена лазерных проекторов уровняется с «ламповыми», то эта проблема решится.

В таком случае качество будет иметь значение?

К слову о качестве, в одном кинотеатре в главном премьерном зале стоит лазерный проектор. За время эксплуатации лазер сильно деградировал, еще чуть-чуть и он не сможет выдавать номинальную яркость на этот большой экран, и придётся менять лазерный модуль. Матрицы также деградируют, и в этом проекторе это уже третья матрица, правда, все случаи были гарантийные.

За каким типом оборудования будущее кинопоказа? Или стоит остаться на цифровых проекторах, учитывая, что формат поставляемого контента после перехода с плёнки на цифру пока не планирует меняться?

Пока речь о смене форматов не идёт. Весь мир пытался перейти на специально разработанный цифровой стандарт SMPTE для DCP. Но до сих пор контент делается в формате Interop, так как не все кинотеатры могут показывать новый формат. Например, в нашей стране около 7% кинотеатров не смогут показывать SMPTE-контент.

Что же касается принципиально другого формата, то я не думаю, что такое произойдет, учитывая события, происходящие в мире. Парадоксально, но сейчас стали чаще снимать на пленку, потому что стоимость жёстких дисков и производство в цифре стоит каких-то запредельных денег, и пленка по стоимости сравнялась и даже стала дешевле. К тому же до сих пор ведутся разработки новой серии пленок, разрешающая способность которых гораздо выше.

И всё же за кем будущее кинопоказа?

Мне кажется, что светодиодные экраны еще очень далеки от массовой эксплуатации в кинотеатрах. Сейчас они больше подходят для премиум-кинотеатров.

Лазерный проектор же лучше, чем лампа, потому что, как мы посчитали, его ресурса хватит почти на 20 ламп, которые сильно зависят от партии и производителя. Например, лампы компании OSRAM при сроке жизни 600 часов начинают темнеть уже через 100 часов, а лампы USHIO нормально работают до 300 часов.

Но обыкновенный домашний телевизор с обычными динамиками внутри даёт картинку лучше, чем большинство кинотеатров в нашей стране. И как это сравнивать? К тому же на онлайн-платформах контент представлен в формате Full HD или 4К.

И пыльный экран, который у тебя стоит дома, ты можешь протереть в отличие от пыльного экрана кинотеатра.

Все верно. Ту же яркость можно подогнать под себя, тем более в современных телевизорах Smart TV или Эко-режим правильно меняют яркость экрана, исходя из уровня освещенности вокруг. Я дома проводил замеры на своем старом LG, у которого есть этот режим, и он действительно держит яркость в районе 50 кд/м2.

То есть будущее кинопоказа за домашними кинотеатрами?

Я боюсь, что это уже ближайшее будущее, потому что посещаемость кинотеатров резко падает и новые ограничения в виде необходимости предъявлять паспорт вакцинации или QR-код только обостряют ситуацию. Тем более, учитывая качество нового контента, функция перемотки была бы очень кстати. Кинотеатр рассчитан именно на массовый просмотр, это совершенно иные эмоции, но почему-то не стало тех фильмов, которые рассчитаны на такую эмоцию.

Понятно, что кинотеатры не умрут, но станут по формату ближе к театрам. И я не думаю, что новинка оборудования может спасти кинопоказ, она, скорее всего, его добьёт, если к тому же придётся отказываться от каких-то распространённых форматов. Например, как это было при резком переходе с плёнки на цифру, когда у нас сильно сократилось количество кинотеатров.

В ТЕМУ: 

АЛЕКСАНДР ЗЕНИН: «ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПРОЕКЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В БУДУЩЕМ МОЖЕТ ПРИЙТИ КОНЕЦ»

ВАДИМ ШВЕЦ («ДОМ КИНО», ТЮМЕНЬ): «Я ВИЖУ БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЗА КОНЦЕПЦИЕЙ ОНЛАЙН-КИНОТЕАТР НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ»

РАЗВИТИЕ СТРИМИНГА СПОСОБСТВУЕТ РОСТУ КОЛИЧЕСТВА НОВОГО КОНТЕНТА, НО НЕ ЕГО КАЧЕСТВА

CINEMARK НАДЕЕТСЯ, ЧТО СТРИМИНГОВЫЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ ЧАЩЕ ВЫХОДИТЬ В КИНОТЕАТРАХ

СПЕЦИАЛИСТЫ КИНОИНДУСТРИИИ ОБСУДИЛИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОФЛАЙН И ОНЛАЙН ПРОКАТА

СВЕТОДИОДНАЯ СТЕНА ОТ SAMSUNG ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО ПРОЕКТОРА

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Lamp specialist
Lamp specialist

Александр, позволю себе покритиковать следующее Ваше заявление “Лазерный проектор же лучше, чем лампа, потому что, как мы посчитали, его ресурса хватит почти на 20 ламп, которые сильно зависят от партии и производителя. Например, лампы компании OSRAM при сроке жизни 600 часов начинают темнеть уже через 100 часов, а лампы USHIO нормально работают до 300 часов.” В плане реальных цифр и характеристик это крайне смелое утверждение. Хотелось бы увидеть подтверждение результатми тестов, конкретными моделями проектов и ламп. Кстати, по законам физики лазерные проекторы начинают темнеть сразу после первого включения…и темнеют на 50% к концу срока службы. Но, в отличии от ламп, эта потеря света невосстановима.

Алексей
Алексей

Первым лазерам уже 5+ лет. Статистика есть. Вот цены на новые лазерные источники пока не очень известны, но плюс минус понятны. В любом случае лазеры экономичнее. Лампа тоже на 500-600 чачу не дают того света, так что общая физика одинакова.

Мотя
Мотя

Все верно. И обидно, зачем грохнули пленочный показ