Директор и владелец кинотеатра “Дом кино” (г. Тюмень) Вадим Швец четыре года назад на нашем сайте поделился своими размышлениями о тонкостях взаимоотношений кинотеатров и дистрибьюторов. За это время значительные перемены произошли не только на рынке, но и в модели работы кинотеатра “Дом кино”, который уже без посредников в лице дистрибьюторов работает напрямую с контентом. Вадим Швец в интервью Cinemaplex расскажет о внедрённом на своей площадке новом формате трансляции фильмов онлайн-платформ на большом экране.
У вашего кинотеатра необычная концепция – трансляция фильмов с онлайн-платформ на большом экране. Расскажите, как вы к этому пришли и как строится работа площадки?
На самом деле концепция онлайн-кинотеатра на большом экране не такая уж необычная, и в каждом более-менее большом городе уже некоторое время существует один или несколько таких кинотеатров. Другой вопрос – в каком направлении развивается этот формат и как широко. Из моих немногочисленных наблюдений просмотр фильмов именно в так называемых «анти-кинотеатрах» или ещё одно часто используемое название – «частных кинотеатрах», не очень-то востребован. При этом время сеанса в некоторых из кинотеатров, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, нужно бронировать за неделю или даже за две. По той причине, что используются эти заведения преимущественно как площадки для проведения небольших вечеринок с караоке, игрой в консольные игры, а также для романтических свиданий. В этом нет ничего удивительного – пропускная способность и ценовая политика не способствуют популяризации именно кинотеатрального формата. Поэтому эти заведения, изначально позиционирующие себя как некое подобие кинотеатра, со временем всё больше уходят в специализацию, связанную с предоставлением локаций для проведения ивентов. Более того, я абсолютно уверен, что как только будет придумано название для площадок такого формата, они все будут использовать именно его, а не абстрактное – «частный кинотеатр». И это печально, так как это хоть и не похоронит, но однозначно затормозит развитие нового направления. Причина низкой ликвидности именно кинотеатра весьма банальна – отсутствие компетенций. Предприниматели, открывающие такие заведения, как правило, абсолютно ничего не знают о принципах функционирования кинорынка. Может быть, оно и к лучшему.
Вернёмся к формату работы нашей площадки. Сдача залов в аренду для частного просмотра фильма или другого контента, а именно такую услугу оказывает наше заведение, не является основным источником дохода по причинам, указанным выше. Тем не менее она очень гармонично диверсифицирует нашу продуктовую линейку услуг и эффективно заполняет свободное время в залах. И в первую очередь наше заведение следует концепции кинотеатра для индивидуального просмотра как с точки зрения доступности услуги, так и позиционирования.
На сегодняшний день именно в позиционировании кроется основная проблема. В большинстве случаев аудитория не совсем понимает, что ей предлагают. Поэтому мы не используем для позиционирования заведения такие понятия, как «антикинотеатр» или «частный кинотеатр». Мы предлагаем онлайн-кинотеатр на большом экране. Эти понятия знакомы широкой аудитории, что сильно упрощает механизм продвижения данного формата. Повторюсь, уже в позиционировании заложены главные его преимущества – комбинация лучших сторон стриминговых платформ и классических кинотеатров, а именно: возможность выбора фильма и времени просмотра, а также большой экран, качественный звук и отсутствие посторонних на сеансе.
Востребован ли такой формат досуга? Зрителям нравится имеющиеся разнообразие репертуара, или они требуют последние киноновинки, идущие в других кинотеатрах?
Изначально мы планировали реализовать формат показа со стриминговых платформ путем заключения соответствующего лицензионного соглашения и создания аккаунта, на который приобретались фильмы и подписки с возможностью частного просмотра, но для разного круга лиц. Для ясности приведу пример с полисом ОСАГО. Обычный полис оформляется на конкретный автомобиль и на конкретного водителя или водителей этого автомобиля. Но также вы можете оформить ОСАГО на конкретный автомобиль с неограниченным количество лиц. Этот полис стоит дороже, однако решает проблему неопределенности пользователей автомобиля. Нечто подобное, но только с правами на контент, было предложено сделать одному из ведущих операторов онлайн-кинотеатра. Однако при общении с представителями платформы мы выяснили, что у них нет возможности предоставить такую услугу ввиду «неожиданности предложения». При этом сервис готов, при экономической целесообразности, проработать данный вопрос. Ирония заключается в том, что при разработке такой программы для одного отдельно взятого заведения ни о какой экономической нецелесообразности речи не идёт, поэтому переговоры были поставлены на паузу. Как мы выяснили позже, решение вопроса с контентом для нас не стало жизненно необходимым по нескольким причинам.
Во-первых, это касается спроса. Примерно 20% посетителей хотели бы увидеть фильмы, которые только стартовали в кинотеатрах и, соответственно, ещё не вышли на стриминговых платформах. Остальные 80%, как правило, смотрят либо классику, либо нишевое кино, которое в онлайн-кинотеатрах предоставляется по подписке или вообще бесплатно, хотя и с рекламой. Кстати, рекламные блоки большинству зрителей не мешают. В итоге спрос на платный контент практически нулевой, но это связано исключительно со спецификой деятельности нашего заведения. Хочу отметить, что опыт работы с частным просмотром в рамках обычного кинотеатра дал совершенно иные результаты в части спроса.
Во-вторых, это разнообразие пользователей предоставляемой услуги. Они разделились на три основные группы, примерно равные по численности. Первая – подписчики онлайн-кинотеатров со своим аккаунтом; вторая – с контентом на флэшке; и третья – «продвинутые юзеры», которые сами находят контент в интернете, возможно, и нелегальный, что в общем-то ни наше заведение, ни Закон РФ им не запрещает, хотя и настоятельно не рекомендует.
Какой фильм с онлайн-платформ вызвал наибольший интерес у аудитории и почему? Есть ли интерес к просмотру сериалов на большом экране?
Приведу пару показательных примеров с локальным всплеском интереса аудитории к определённому контенту. Первый – это финальный сезон всем известного эпического сериала «Игра престолов», что было предсказуемо. А вот второй пример считаю более интересным, так как он возник по причине просчета в росписи кинотеатров. Речь идет о фильме «Форма воды» режиссёра Гильермо дель Торо. После того как картина получила премию Оскар, желающих его посмотреть заметно прибавилось, но в кинотеатрах фильм уже сняли с проката, а кто-то его вообще не ставил. К счастью поклонников оскароносных фильмов, картина уже была в онлайн-кинотеатрах, и от желающих его посмотреть не было отбоя.
В целом, интерес аудитории абсолютно непредсказуем – от «Битвы за Москву» до артхауса. Предпочитают зарубежную классику, такую как «Криминальное чтиво» и «Запах женщины». Из сериалов больший интерес проявляют к индийским и среднеазиатским, но смотрят их достаточно редко.
Пользуется ли спросом отдельный кинозал для игры на приставках PlayStation и X-Box?
В первую очередь отмечу, что все залы у нас универсальные. В них можно смотреть кино, играть на приставках, петь караоке, отпраздновать день рождения и даже устроить вечеринку. Несомненно, игры на приставках занимают львиную долю времени. Если сравнить процентное распределение между просмотром фильмов и играми на консолях, то получим примерное соотношение 40/60 в пользу консолей. Но это касается только будних дней, так как все выходные практически с раннего утра до позднего вечера у нас заняты под празднование дней рождения и прочие ивенты.
Проводили ли вы в кинотеатре соревнования по киберспорту или их трансляции для этой аудитории?
Периодически проводим, но с каждым разом всё реже, так как кибер-турниры сами по себе не являются прибыльными, а работают как маркетинговый ивент-инструмент для привлечения новой аудитории и подогрева интереса к заведению. Проблема в том, что полноценно турнир можно провести только в выходной день и для него нужно достаточно много времени. А свободного времени по выходным у нас как раз и нет. Поэтому, считаю крайне контрпродуктивным отказывать в оказании услуг уже имеющейся аудитории для того, чтобы привлечь новую.
В заключении хочу сказать, что вижу большие перспективы за этим форматом. При этом не только в виде небольших заведений в шаговой доступности, а больше как интеграцию с обычными премьерными кинотеатрами. Такой практический опыт у меня был и дал абсолютно ошеломляющий результат.
В ТЕМУ:
КАК МЕМОРАНДУМУ УЖИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ?
ДИСТРИБУЦИЮ ИНОСТРАННОГО КОНТЕНТА ХОТЯТ ОГРАНИЧИТЬ
РОСТ ПОДПИСЧИКОВ DISNEY ЗАМЕДЛЯЕТСЯ, А КОМПАНИЯ СОКРАЩАЕТ ЦИФРОВОЕ ОКНО
СПЕЦИАЛИСТЫ КИНОИНДУСТРИИИ ОБСУДИЛИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОФЛАЙН И ОНЛАЙН ПРОКАТА
АУДИТОРИЮ РОССИЙСКИХ ВИДЕОПЛАТФОРМ ПОДСЧИТАЮТ
единственный вопрос после прочтения, почему это недоразумение называют кинотеатром?
“Кинотеатр — общественное учреждение для публичной демонстрации кинофильмов.”
Вроде все соответствует)
Так получается это не публичная демонстрация, а значит не кинотеатр. А если публичная демонстрация, то как же ПУ и договор? Стриминговые сервисы предлагают контент только для личного некоммерческого использования, это есть в их лицензионном договоре…
Работать под черным флагом или в серой зоне законодательства чревато. Первый же серьезный наезд со стороны правообладателя закроет эту лавку. Странно, что РАПО еще за них не взялась
завидуем креативу и смелости
а мне понравилось – нормальный план выхода из кризиса. И по делу. спасибо
Можно объединить усилия разным площадкам с dvd-залами и всё-таки закрепить как-то официально взаимоотношения с онлайн-платформами
Тем более если это выгоднее, чем катать фильмы от прокатчиков
Маша, да, согласна, вот вариант работы – бери и работай
хмм….думал, что я первый, кто так придумал сделать… А всем хейтерам посоветую прикинуть, что выгоднее было в конце мая – лишний сеанс того, что там шло, или дать 1 сеанс Армии зомби Зака Снайдера.
И как
я уточню, что недоразумением я назвал по этой причине “так как все выходные практически с раннего утра до позднего вечера у нас заняты под празднование дней рождения и прочие ивенты.” То есть это банкет холл, конференц зал, диско бар, что угодно, но не кинотеатр.
Так он и называет его антикинотеатром
Согласна с вами, что это не кинотеатр, но в тексте сказано, что его иначе позиционируют. К слову, про празднование дня рождения- из моего опыта, некоторые люди действительно проводят праздник за просмотром кино)
А сколько у вас залов и сколько мест в этих залах?
Коллеги!
Те кто пытается найти какие-то решения текущей ситуации, ОГРОМНЫЕ молодцы. Показы сериалов, классики, игры на экране. Только, к сожалению, это все не про кинопрокат и находится весьма в “серой” зоне. Глобальные проблемы явно присутствуют
Елена Х., 2 зала: один на 30 мест, второй на 3 места. Информация взята с сайта “Дома кино”
Аноним, интересно, как вы читаете: “Поэтому мы не используем для позиционирования заведения такие понятия, как «антикинотеатр» или «частный кинотеатр». Мы предлагаем онлайн-кинотеатр на большом экране. “
вот что мне нравится в синемаплексе, как затронут тему так затронут-)) может организуете сбор подписей за выделение субсидий ИП
При таком количестве мест быть окупаемым в формате официального кинопроката невозможно, даже если у тебя все в собственности. Для данного формата выбрана верная концепция, но это все-таки не кинотеатр совсем (тайм-кафе) и с правами стремно очень. Посмотрела список перелагаемых фильмов к просмотру. Надеюсь к вам после этой статьи никто не придет выяснить схему показа