Интервью Ксении Собчак с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым зацепило за живое Вашу Дашу, и она в своем стиле прокомментировала заявления директора киностудии.
Вот вам времена и нравы. Кино пропало, а интервью с Ксенией Анатольевной осталось. Собчак в этот раз пригласила к себе на беседу самого режиссера и генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова и поговорила о проблемах российского кинематографа, правда, без плача о судьбах отечественных частных кинотеатров, которые, по установке партии и правительства, «не жили богато – так и нечего привыкать» и…
Хорошо, пишу простыми предложениями.
Интервью прошло без упоминания о судьбах кинотеатров, потому что их судьба уже там кем-то сверху предрешена, и этот кто-то еще тогда в пандемию решил, что эта сфера досуга россиянам больше не нужна. Или типа свято место пусто не бывает. Не добили тогда – добьем сейчас. Или… Все, поняла, не отвлекаюсь.
К Шахназарову.
Мастер говорит следующее:
С одной стороны [уход американского кино] – потеря, а с другой стороны – это шанс. Другой вопрос, насколько мы им воспользуемся. Насколько наша буржуазная элита, которая сегодня является тем классом, который находится у власти в России, сможет организовать процесс. Потому что на самом деле конкурентов нет, они ушли. Фактически, наш рынок был схвачен американцами. Все эти доклады о том, что у нас тут всё хорошо – нет. Вот они ушли. Что делать? К сожалению, я слышу, что наши прокатчики сидят и ждут, когда всё закончится и всё вернётся. Но я ни разу не слышал, что надо бороться. Что давайте построим систему, которая будет производить не сто фильмов, а триста. Давайте подумаем, как это сделать, найдём новые рынки. А рынки есть – азиатский, где первоклассное кино. Есть латиноамериканский. Есть, между прочим, европейский, который, кстати, никуда не уходил. Но ведь и его не было на российском рынке.
Наконец.
В стране оказывается было капиталистическое государство, потому что у нас есть буржуазная элита даже в кино. Йес. Это ответ тем, а че это было до 2022 года. И Шахназаров, если что, не та самая буржуазная элита. Задумалась. А кто это тогда? Главред не знает, бабуля тоже. Конкурентом российского кино было американское. Так. Оно ушло. Хорошо. Наш рынок фактически был схвачен американцами. Представила себе захват инопланетянами нашей индустрии – любопытное зрелище получилось. Чего его было захватывать, оно итак стояло с поднятыми руками. Ну, может, бусики нашим показали. Вариант. Или представляю, стоит такой Marvel с пушками наперевес (не путать с «Пушкинской картой»), говорит нашим киноконцернам, а ну давай вали отсюда, кляпами им рты закрывает, руки и ноги связывает, к шкафам привязывает. Сами сдались, Карен Георгиевич, за фантики, бусики, возможности получать гранты и бонусы, и участие в международных выставках и форумах. Запад – наше все. Мы у них учимся. У нас же, как там лучший топ нашей лучшей киносети недавно заявил, только лет десять назад, как индустрия начала строиться. До этого ни опыта, ни знаний, ни кинотеатров не было. Люди страны нашей кино не видели, на ветках сидели и бананы ели. Сорян, бананы – это к Африке. Семечками щелкали. А узнали мы об этом только тогда, когда зарубежные вороги (как словцо! Бабуля подсказала) кинули нас и убрали свои бусики и зеркальца отсюда. Чудо какое – своего-то мало, почти нет, чтобы кинотеатры свободно кормить.
Что там у него дальше? О как обычно – я ни разу не слышал, как кинопрокатчики будут бороться. Карен Георгиевич, дорогой, ладно Вы, мы в редакции не слышали, как наши прокатчики будут сами с собой бороться. А кто у Вас прокатчики? Студии? Кинотеатры? Я не поняла, честно. Потому что дальше Вы предлагаете прокатчикам построить систему, которая будет производить 300 фильмов. Давайте, Карен Георгиевич, а от кого Вы требуете ее построить, не побоимся задавать Вам вопрос. От красноярского кинотеатра «Луч» или от кинотеатров Евгения Буслейко? Эти ребята рады были, но у них нет киноконцернов. От дистрибьюторов, которые перепродают проект за проценты? Читаем всей редакцией с бабулей (не спрятать, не скрыться от нее) – Вы же ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КИНОКОНЦЕРНА. Что мешало Вам за эти годы построить ту самую конкурентную систему в кинопрокате, которая бы позволяла выпускать не 200, не 300, а все 500 фильмов в год. Не спрашивает Вас об этом Собчак, а наш бы Главред спросил.
Ох, вот тут бы Вам, Карен Георгиевич, вопрос задал наш лучший аналитик из всех имеющихся в стране аналитиков – Сергей Лавров. Он бы вот так, уверена, спросил, а Вы чего вообще не в курсе, что прокатывали на российском рынке? Как это у нас нет европейского кино? А что тогда делали Сергей Ершов, Надежда Мотина, ребята из «Парадиза», «ПроВзгляда», «Иного кино», «Пионера», простите, кого забыли перечислить? Даже как-то неприлично такие вещи говорить. Работали, прокатывали. Иногда довольно успешно. Но Вы, Карен Георгиевич, почему-то этого не знаете. Про корейское, латиноамериканское и другое кино – мы Вас просим, оставьте эти мантры – не работают быстро. Про корейское у меня вообще сомнение, что Вы его видели, иначе вы бы с Ямпольской его не допустили бы никуда и никогда. Посмотрите его на досуге сами.
Ух, завелась. Есть, правда, большой плюс, что Мастер за конкуренцию на рынке (нам это нравится):
Я считаю, что должен быть рынок. Я не считаю, что нужно господдержку оказывать. Только так наше кино может быть действительно важной и мощной индустрией. Если вы хотите создать мощный современный кинематограф, который будет превалировать на ваших экранах, да, вам надо перейти на рынок. Надо сделать то, что сделали китайцы. Они закрыли рынок. Попробуй что-нибудь туда продай. Это целая история. Но внутри китайские режиссёры работают без господдержки. Они делают сегодня 700 картин, и каких! У нас вообще не знают китайское кино. Сегодня китайский рынок стал первым в мире, они обогнали американцев. И американцы делают всё, чтобы попасть на китайский рынок. Вкладывают деньги в китайское кино — это они [компартия Китая] допускают. Ты, чтобы попасть на китайский рынок, должен снимать картину в Китае. Это бизнес, это правильно. Я считаю, что китайская модель – сочетание жёстких протекционистских мер и рыночного механизма – правильная. Боюсь, что мы в России этого не будем делать.
На этом месте мы разводим руками. Как и другие его коллеги, он говорит о том, что на рынке разбитое корыто. Им нужно время придумать новую модель, новые темы и сюжеты, новых героев, а кинотеатрам что делать? Они ждать уже не могут. В редакции каждый день боевые сводки о ситуации от брошенных государством предпринимателей. Наверху только оценивают, анализируют, обвиняют, укоряют, размышляют. Но ничего не делают для спасения кинотеатров, которых убивали с 20-го года. Я вот что думаю: когда у меня нет ответа на вопрос в универе для препода, я начинаю рассказывать все, что знаю, и жду, когда ему надоест. Всем уже надоело это забалтывание ситуации, Карен Георгиевич, честно. Кто-то там кого-то куда-то допустил, кому-то что-то дал или недодал, – кинотеатрам все равно. Вложены денежные средства, государством навязаны в пандемию льготные кредиты, ребята жалуются, что налоговая выставила требования по оплате УСН, который многим отложили, но не кинотеатрам. А если Вам вот такую сейчас ситуацию не в госкиноконцерне, а в Вашем личном ИП или ООО? Вы как бы ответили условному Мастеру тогда?
что-то хочется в партизаны
За последние 10 лет наши киноделы и так производили 250-300 фильмов в год, в прокат из которых выходили 130-150, остальные – “распылялись” по ВПП… Убытки от кинопроката этого кино за 20 лет составили $4 млрд, от ВСЕХ – примерно ещё $6 млрд, как минимум. “Титаник” возродил кинопоказ в РФ, а “Аватар” – завершил цифровизацию кинотеатров, собрав немыслимые $119 млн/14.22 млн зрителей /Ханс-Бодо и Вадим Смирнов проиграли мне спор, когда я сказал осенью 2009 года на кинорынке в “Космосе”, что блокбастер Кэмерона заработает в РФ более $100 млн). Карен Георгиевич, где были в это время ваши “блокбастеры”? У “Всадника по имени Смерть” 2004 года смешные $1.33 млн в кинопрокате…
Напомнили о таких временах, Сергей. И о таких людях.
Да, и Бодо и Смирнов смеялись надо мной и “крутили пальцем у виска”, и я начал сомневаться в $100 млн для “Аватара”. Но в декабре 2009 года, когда он вышел у нас, и я не попал в IMAX (билеты продавали спекулянты от 5 до 15 тыс руб, и люди их брали) на Речном вокзале, понял, что касса будет рекордной… Посмотрел его там только в марте 2010 года и был страшно разочарован. Поэтому и не жду “Аватар 2″…
Букеры Диснея так же отреагировали, когда я сказал в предпремьерные показы, что Зверополис большое 2 лрд соберёт. Затем не верили, что первый “Крайний богатырь” соберёт больше 1 млрд. Других аналитиков у меня для вас нет)))))
Я помню этот кинорынок… Ханс-Бодо вышел на сцену, если не изменяет память, с ведром с песком и воткнул в него палку, застолбил место под Аватар…
Я не заходил на презентации компаний, потому что бегал среди дистрибьюторов и собирал у них прокатные планы, напечатанные тогда на бумаге и общался в коридорах со многими известными гостями Кинорынка.
И я
Вот были и эти времена
А я помню Ханса, когда он зашел на рынок и увидел, что у Гемини не висит банер “Терминатора” на стенде)) Как он ставил задачу по устранению этого недочета – слышно было даже на цокольном этаже Космоса, где обычно стояли поставщики оборудования)) Я тогда как раз обсуждал с Сергеем Медниковым именно этот фильм)
Я его никогда “в гневе” не видел.
Напоминает рассуждения мужа-импотента, последний раз исполнившего супружеский долг 30 лет назад. Впрочем, у нас первая пятерка творцов вся такая. Им вечно кто-то мешает творить. А так бы они еще о-го-го!, всем бы показали класс 🙂
вчера случаем чего-то включила. Или позавчера. с умным лицом философствовал о ЕвроСоюзе. Потом куда-то переключила – Михалков с обвинениями Шольца в деде нацисте. А кина нет и нет-(((
Лара ждем от вас кино, с нетерпением. Предлагаю встать и сделать, ниша сейчас свободна как никогда
Ну вот начинаешь читать и хочется трезвости от автора как никогда, но после слов “Интервью прошло без упоминания о судьбах кинотеатров, потому что их судьба уже там кем-то сверху предрешена” – понимаешь…. ни о чем.