В Барнауле в рамках проведения Шукшинского фестиваля на круглом столе «Нестоличное кино: перспективы развития» региональные и федеральные эксперты киноиндустрии обсудили современные проблемы кинопроизводства, в том числе о прокате регионального кино на больших экранах, где получить инвестиции на прокат и какое количество является рациональным.
В этом году мы создали Фонд регионального кино и взялись за госзаказ. Согласно ему, в течение года нужно выпустить примерно 100 документальных лент на сумму 250 млн рублей. Это огромная ответственность и даже аванс. Поскольку наша организация еще не имеет опыта съемок, — рассказал Владимир Кузнецов, председатель Алтайского филиала Союза кинематографистов РФ.
Следующая инициатива, о которой рассказал эксперт, — кинокалькулятор. Он создан для того, чтобы помочь творцам (особенно начинающим) оптимально рассчитать бюджет на свое произведение. Правда, этот «гаджет» увидит свет только через месяц-два. Создатели обещают, что все расчеты будут в открытом доступе, чтобы все желающие могли увидеть, куда уходят средства.
Президент гильдии сценаристов Алексей Алешковский считает, что одна из главных проблем не только регионального, но и столичного кино — герои, далекие от зрителя.
За региональным кино — будущее индустрии. Столичная тусовка замкнулась в себе, и в этом нет ничего хорошего. Настала пора прорубать окно не в Европу, а в Россию. Современная повестка московских и питерских лент мало соответствует провинциальной, — говорит он.
Еще один важный вопрос — соответствие результата вложенным государственным средствам.
Вспомним «Левиафан» Звягинцева. Чиновникам он не очень понравился. «Но общественный резонанс был огромный. И в городок этот, где фильм снимался, хлынул поток туристов. Вот, что нам нужно, — мощный социальный отклик. Однако ленты, снятые за бюджетные деньги, должны отвечать патриотическому запросу заказчика, и делать это не всегда просто, —говорит Алешковский.
Однако все участники сошлись на мнении, что региональным режиссерам и специалистам крайне сложно реализовать свои проекты без государственной поддержки.
Кино должно быть разбросанным, как огромный бриллиант, по всей России. Почему мы должны зависеть от Москвы и от того, попадем ли в федеральный мультиплекс?, — говорит Михаил Кулунаков, режиссер из Республики Алтай.
Владислав Кафеев, руководитель студии «Ветер перемен» из Хакасии отмечает, что развитие российского киносообщества во многом зависит от многообразия фестивалей и встреч. Они являют собой площадку для профессионалов и любителей.
Вот Красноярский край. В 2021 году местный молодежный центр получил грант на организацию питчинга проектов. На него приехали представители со всей страны. Местные власти посмотрели, вдохновились и решили повторить то же самое уже в этом году. Ну, разве не прекрасно?
Кафеев считает, что сегодня у каждого губернатора есть возможность проявить себя подобным образом и помочь развитию местного кинопроизводства. В качестве примера он привёл республику Ингушетия, в которой, по его мнению, никогда фестивали не проводили. Но после первого мероприятия, прошедшего в 2014 году, на котором не было представлено ни одной местной картины, ситуация изменилась.
А уже в 2015 году — 15 фильмов. Там были и игровые, и документальные, и короткометражные работы, — рассказывает он.
Отдельно обсудили институт кинокомиссий. Сегодня они существуют далеко не во всех областях страны. Этот факт сильно ограничивает, в том числе, столичных творцов, которые могли бы снимать ленты в провинции и о провинции, комментирует ситуацию исполнительный директор ассоциации продюсеров кино и телевидения России Ольга Жукова.
Такие организации необходимы для того, чтобы всячески помогать в съемках. Подбирать локации, оформлять разрешения, обеспечивать безопасность. А главное — вовлекать местные кадры. На данный момент кинокомиссии действуют в 32 регионах, еще в 14 — их создание только планируют — говорит Жукова.
Напомним, что только 9 субъектов РФ компенсируют затраты на съемки фильмов в своем регионе. На эти цели из бюджета выделено: 10 млн — в республике Карелия, 15 млн рублей — в Мурманской области, 14,4 млн рублей в Ленинградской области, 30 млн рублей — в Новгородской области, 40 млн рублей — в Калининградской области, До 50 млн рублей — в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях.
Тем временем, правительство Москвы вручит шести кинопроизводителям гранты за создание образа Москвы в фильмах, размещенных на аудиовизуальных платформах или вышедших в кинотеатральный прокат в 2021–2022 годах. Среди них: «Снегурочка против всех», «Будь моим Кириллом» и другие, сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
Власти Санкт-Петербурга также окажут поддержку. В августе выделят вторую часть субсидий для кинопроизводителей, которые хотят снять фильмы на территории города, сообщили в пресс-службе администрации Северной столицы. При этом сумма господдержки будет увеличена.
Напомним, что в 2021 году в Петербурге был принят закон о поддержке кинематографии. Согласно документу, Смольный может оказывать помощь не только некоммерческим студиям (НКО), но и коммерческим кинопроизводителям, если их работа социально важна для Петербурга. В мае были объявлены победители первого этапа — деньги получил 21 кинофильм: 14 документальных лент, шесть полнометражных художественных картин и одна игровая короткометражка. Информация о сроках проведения конкурсного отбора и сумме субсидий в рамках второго этапа будет объявлена комитетом по культуре в августе.
Источник: Altapress, ТАСС, Regnum
В ТЕМУ:
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ ПОТЕРПЕЛО КРАХ
Подведены итоги питчинга «Время кино» для региональных кинопроектов
ОТКРЫТ ПРИЕМ ЗАЯВОК НА КОНКУРС В ПОДДЕРЖКУ РЕГИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА