Иллюзия восстановления кинопоказа

  • Автор записи:Cinemaplex

Иллюзия восстановления кинопоказа

Сборы российских кинотеатров по итогам первой половины 2024 года выросли и приблизились к результатам аналогичного периода допандемийного 2019-го. Но количество зрителей в кинотеатрах снижается. Отметим, что по итогам полугодия этого года их было почти в полтора раза меньше, чем пять лет назад, следует из данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино.

За первые шесть месяцев 2024 года кинотеатры собрали 26,1 млрд руб. Это на 9% больше, чем за первую половину 2023-го, когда объем кинопроката составил 23,9 млрд руб. Однако доходы прошедшего полугодия на 9% меньше суммы, которую собрали кинотеатры за аналогичный период 2019-го, когда продажа билетов принесла 28,7 млрд руб. И это данные без учёта инфляции. 

Рост сборов отражает увеличение трат потребителей в кинотеатрах, но их посещаемость при этом падает.

Количество проданных на сеансы билетов снизилось в первом полугодии 2024 года на 3,6% в годовом выражении — до 73,1 млн. Годом ранее в это же время было реализовано 75,8 млн билетов. В 2019 году кинотеатры посетили 113,4 млн зрителей. Впрочем, тогда в кинотеатрах было значительно больше сеансов: в первом полугодии 2019-го их состоялось 5,3 млн, а в первой половине этого года их было на 20% меньше, чем в допандемийный период (4,2 млн).

Самым кассовым фильмом первой половины 2024 года стала вторая часть комедии «Холоп», заработавшая 3,8 млрд руб., или почти 15% от всех сборов кинотеатров за этот период. Бюджет картины составлял 768 млн руб. На втором месте оказались «Бременские музыканты» с результатом 3 млрд руб. при бюджете 1,2 млрд руб. Замыкает тройку «Мастер и Маргарита» со сборами 2,3 млрд руб. при бюджете 1,2 млрд руб.

В топ-20 самых кассовых фильмов полугодия также вошли две короткометражки, не имеющие официального прокатчика. Короткометражка «Сколько весит облако» за полугодие заработала около 253 млн руб. (ее общие сборы — 434 млн руб.), а «Минуточку» — 164 млн руб. (общие сборы — 336 млн руб.).

Иностранный фильм в топ-20 самых кассовых картин полугодия только один — боевик режиссера Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» с Генри Кавиллом в главной роли. Из-за первоначального отказа Минкультуры в выдаче прокатного удостоверения релиз этой картины был задержан почти на месяц и состоялся одновременно с онлайн-премьерой на «Кинопоиске». В результате ее суммарные сборы достигли 424 млн руб., в общем рейтинге фильм занял 11-е место.

За первое полугодие 2024 года тюменские кинотеатры заработали 292.4 миллиона рублей. По сборам среди городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек они занимают второе место, сообщили в Фонде кино.

Первое место в этой категории занимает Владивосток. Там кинотеатры за полгода заработали 301 миллион рублей. На последнем месте — Кемерово, кинотеатры в этом городе заработали 82 миллиона. В целом по стране самые большие сборы в кинотеатрах Москвы — 4.3 миллиарда рублей, Московской области — 2.1 миллиарда и Санкт-Петербурга — 1.7 миллиарда.

Если судить по суммам сборов, то мы восстановили допандемийный уровень и даже его превзошли. При этом структура проката кардинально пересмотрена не была. Можно было познакомить людей с киноискусством других стран и континентов. Например, мы совершенно не знаем киноискусство Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки. В прокате по-прежнему доминируют американские и европейские киноленты, – рассказала киновед Дарья Митина.

Итоги первого полугодия владелец бренда сети кинотеатров «Люмен», член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Павел Поникаровский назвал «удручающими».

Причину провала в первую очередь мы видим в катастрофической нехватке качественного контента. За исключением двух-трех релизов, мы не увидели в прокате фильмов, которые были бы способны привлечь массовую аудиторию. Этого количества явно недостаточно для стабильной работы кинотеатров, — объясняет он.

Глава киносети «Каро» Ольга Зинякова назвала «достаточно уверенным» начало года. Но лето, по ее прогнозу, не может конкурировать со стартом года, поскольку кинотеатрам на этот период «не хватает мощного контента».

Если бы была пара-тройка сильных релизов, они бы спровоцировали интерес и к менее заметным, но качественным фильмам. А пока поддерживают тепло лишь холдоверы, время от времени собирают локальные новинки. Очевидно, что пиратские показы отнимают у официального проката своего зрителя, и пока этот вопрос не решится, легальный контент будет терять в кассе, — считает глава «Каро».

Кинотеатрам необходимы «активные усилия продюсерских компаний по рекламному продвижению» кино, отмечает Поникаровский.

Давно понятно, что сами по себе зрители в кино не придут, особенно на незнакомые релизы. Но для их привлечения сейчас, к сожалению, не делается почти ничего. Да, кинотеатры уже привыкли по возможности продвигать фильмы самостоятельно и за свой счет, но нашей собственной активности и бюджетов не может быть достаточно для привлечения зрителя, — объясняет он.

В качестве примера Поникаровский привел недавний выход фильма «Самая большая луна» (снят при поддержке Фонда кино), премьера которого состоялась 4 июля.

Совершенно непонятно, как фильм с бюджетом почти 300 млн руб. и росписью на тысячу экранов может собрать за уикенд в прокате всего 14 млн руб. Для кого был снят этот фильм?, — задаётся вопросом он.

Второе полугодие может показать лучший результат, чем первое, прогнозирует глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. В запланированной сетке релизов, по его словам, уже есть несколько премьер с хорошим потенциалом.

Но для заметного роста нужны кардинальные перемены, соответствующие масштабу перемен в мире, — отмечает эксперт.

Убытки исчисляются миллиардами, ситуация близка к катастрофе. Подавляющее большинство российских фильмов в прокате проваливаются. Убытки только за последние полгода составили свыше восьми миллиардов рублей. Все наши кинодеятели, депутаты кричали, что нужно сократить количество американского кино в российских кинотеатрах. Сократили, большой Голливуд ушел. Оказалось, что зрители как не хотели смотреть российское кино, так и не хотят. Сейчас некоторые кинотеатры собираются объединяться с ресторанами, чтобы выжить, — сказал кинокритик Давид Шнейдеров.

Эксперт пояснил, что для улучшения ситуации необходимо возвращать на российские экраны большой Голливуд.

Чтобы российское кино поднималось до уровня голливудского, должна быть конкуренция. Когда кричат о феноменальном успехе “Чебурашки”, который собрал больше шести миллиардов рублей в кинопрокате, не следует забывать, что параллельно в западном прокате шли “Аватар 2” и “Кот в сапогах 2”. Если бы эти два фильма вышли параллельно с “Чебурашкой” в России, от “Чебурашки” остались бы уши, они бы его “растерзали”. Падение сборов было бы раза в три, если не больше. А вместо создания конкурентной среды Минкульт расчищает площадку, отодвигая условного Гая Ричи во имя выхода российского фильма “Блиндаж”, который позорно провалился в российском прокате, — добавил кинокритик.

Шнейдеров объяснил, почему зрители все чаще выбирают онлайн-платформы.

В случае с онлайн-платформами человек сидит перед телевизором, может нажать на паузу, может посмотреть фильм в любое удобное для себя время, а в кинотеатре этого нет — человек идет на определенный сеанс и тратит деньги. Эффект кинозала никто не отменял, но сейчас люди, конечно, предпочитают платформы, потому что там можно найти фильмы и сериалы, которых нет в кинотеатрах, — подытожил он.

Ранее Шнейдеров, говоря о состоянии российского кинематографа на сегодняшний день и стремлении индустрии избавиться от всех конкурентных факторов, провел аналогию с автомобилями. По его словам, если с дорог убрать все BMW, Audi и Volvo, то Lada Kalina не станет Mercedes.

Киновед Дарья Митина обратила внимание на ценовую политику в московских кинотеатрах премиальных кинотеатров. Например, в здании бывшей гостиницы «Москва», что на Охотном Ряду, он работает по клубной системе. Стоимость просмотра фильма составляет от 5000 до 6000 рублей, но, чтобы получить право приобрести билет, нужно положить на специальную карту депозит в 100 000 рублей.

В «Романов синема» в Романовом переулке депозитной системы нет, но цены тоже гуманными назвать нельзя: от 3000 за утренний сеанс до 7000 – за вечерний. Схожая ценовая политика и у кинотеатра «Времена года», что на Кутузовском проспекте. Любой сеанс обойдётся в 6000 рублей.

Эти невероятные неадекватные цены на билеты, которые практикуются, – одна из самых отвратительных и неприглядных черт нашего капитализма. Не очень понятно, за что там взимается плата. Исключительно за понты. Вообще, культурная политика – это не политика зарабатывания бабла. Культурная политика – это политика просвещения, – подчеркнула Митина.

По её мнению, билет в кино должен стоить не более 400 рублей. Всё, что выше, она назвала «грабиловкой» и «набиванием карманов». Эксперт добавила, что цены на билеты для малообеспеченных граждан должны быть 50–100 рублей, чего можно добиться за счёт субсидирования со стороны государства.

Источник: РБК, НСН, Абзац, NashGorod

Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Иван
Иван

Давид Шнейдеров всё по делу сказал. Приятно, когда в статье есть люди, которых приятно почитать. А сравнивать 26млрд в 2024г году и 28млрд с 2019г, по меньшей мере, странно. Это сейчас совершенно другие деньги. Если посчитать реальную инфляцию и выросшие затраты кинотеатров, то отставание будет куда как значительнее

Евгений Буслейко
Евгений Буслейко
Ответить на  Иван

Поддерживаю. Инфляция как минимум 50%. В этом году должно быть 28+14=42 млрд

Алекс
Алекс
Ответить на  Евгений Буслейко

Есть вариант бойкотировать все национально-патриотические «блокбастеры» (свидетель, позывной пассажир, блиндаж). При настойчивости и гордости можно чтобы все частники бойкотировали и новогодние фильмы (холоп, Чебурашка, последний богатырь). Не спорю, лишитесь прибыли значительно. Зато не будет грызть совесть, что в трудную годину показываете то на что государство ставит высокую ставку и возлагает на ваши экраны огромную миссию.