
Эксперимент над зрителями
В 2019 году во время московской премьеры фильма Надава Лапида «Синонимы» произошёл необычный эксперимент над зрителями, о котором они даже не подозревали. В течение всего показа каждые 30-40 минут режиссёр просил киномеханика немножко увеличивать громкость: в первый раз на 0,5, каждый последующий — на 0,2 пункта. К концу фильма звук был на 20% громче, чем в начале.
Замысел Лапида заключался в том, чтобы зрители не привыкали к фильму, постоянно испытывали дискомфорт — не слишком сильный, чтобы заметить его сознательно, но достаточный, чтобы раздражать слуховую систему, уже адаптированную к предыдущему уровню звука. Самое интересное, что пока зрители приспосабливались, сам Лапид потягивал кофе в кафе кинотеатра и в случайные моменты решал увеличить громкость, даже не зная, что сейчас происходит на экране.
Помимо прочего, этот эксперимент показал, насколько мы чувствительны к звуку и как даже незаметные изменения могут вызвать дискомфорт. Но что, если для некоторых людей этот дискомфорт перестаёт быть временным? Для многих пожилых кинозрителей изменённое восприятие громкости не является частью художественного переживания. Это часть их повседневной жизни.
Как устроен слух
Для своей диссертации на степень MBA я проводил в прошлом году интервью с людьми старше 55 лет и заметил одну интересную особенность: все мои респонденты отметили, что «в последние годы фильмы стали громче». Как человек из кинотеатрального бизнеса, я точно знаю, что уровень звука в последние годы не менялся, как и не менялись значительно стандарты звукосведения. Тем не менее каждый сотрудник кинотеатра знает: если зритель жалуется на слишком громкий звук, это всегда человек в возрасте. Странно, правда? Вообще-то обычно принято считать, что с возрастом слух ухудшается, а не становится более тонким.
На самом деле все гораздо сложнее. Наш слух — это не только уши, но в первую очередь мозг, который обрабатывает и интерпретирует звук. И именно здесь в дело вступают возрастные изменения.
С возрастом многие процессы в нашем мозгу начинают работать по-другому, в том числе и обработка звука. Исследования в области слуховой нейронауки показывают, что когда начинает снижаться физическая способность слышать, подход мозга к интерпретации и обработке звука тоже меняется.
Пожилые люди часто испытывают повышенную чувствительность к началу звучания, возникновению звука после относительной тишины, из-за чего внезапные или многослойные звуки кажутся более резкими, чем они есть на самом деле. Кроме того, мозг начинает хуже отличать речь от фонового шума или музыки, из-за чего сложная звуковая среда — фильм в кинотеатре — может казаться слишком громкой и при этом малоразборчивой. Вот почему, даже если уровень децибел остается одним и тем же, саундтрек фильма может показаться более агрессивным или несбалансированным для человека за шестьдесят, чем более молодому зрителю.
Но что самое интересное — мозг приспосабливается. Так же, как аудитория Лапида неосознанно приспосабливалась к постепенно увеличивающейся громкости, слуховые системы пожилых людей постоянно пытаются компенсировать эти изменения — иногда успешно, иногда нет. И когда им это не удаётся, то, что когда-то было захватывающим переживанием, становится неприятным опытом.
Новый формат кинопоказов
Кинотеатры, как и любые другие культурные учреждения, давно научились приспосабливаться к потребностям своей аудитории. Но, например, библиотеки предлагают книги с крупным шрифтом для тех, кому уже трудно читать обычный шрифт, и никто не сомневается в их необходимости. Однако, когда зритель в годах жалуется в кинотеатре на слишком громкий звук, довольно часто от него отмахиваются фразами: «У нас всё по стандарту», вместо того чтобы воспринять это как ещё один сигнал к адаптации. Но если звуковое оформление фильма, созданное для погружения в атмосферу, в итоге отталкивает часть зрителей, не стоит ли об этом задуматься?
Решение кажется довольно очевидным: организовать специальные показы для пожилых так же, как организуем их для детей — сделать звук тише, добавить что-нибудь ещё, чтобы посещение кинотеатра стало приятным событием. Но простое уменьшение громкости не решает проблему. Когда мы подкручиваем ручку на звуковом процессоре, мы уменьшаем громкость всех звуков в фильме, включая диалоги. А это точно не улучшает зрительский опыт. Возможно, настало время пойти немного дальше. Дистрибьюторы и продюсеры ведь могут создавать специальные версии, где диалоги сведены громче, а звуковой ландшафт слегка приглушён. Или же пресловутые субтитры для слабослышащих, которых как огня боятся все кинотеатры, — они могут быть прекрасным решением для таких специальных сеансов.
Мы часто приспосабливаемся к изменениям в жизни, не всегда замечая этого, как зрители на премьере «Синонимов» приспосабливались к нарастающей громкости. Но адаптация — это не только индивидуальное усилие, это то, в чём заинтересованы в том числе и кинотеатры, и кинодистрибьюторы, и продюсеры. Если уж столько усилий вкладывается каждый кадр и каждый звук фильма для достижения нужного эффекта, то почему-то бы не приложить ещё одно маленькое усилие, чтобы этот эффект был достижим для всех без исключения?
У меня два вопроса. Первый: понимает ли автор отличие между громкостью и динамическим диапазоном? И второй: есть ли в стране хоть один зал, который все фильмы воспроизводит на «семерке» процессора, то есть тот калиброванный (в теории) уровень, под который фильмы, собсно, и должны (в теории) сводиться звукарями?
Это всё-таки больше зависит от шумомера, который используется при настройке аудиопроцессора в зале (точности его измерений). Я в больших (~200мест) залах работаю на 6,5.
Автор понимает разницу, да. Но и речь в колонке идёт о нейрофизиологии, то есть сочетании физиологических и когнитивных факторов. Проблема не в разборчивости звука как такового и идеального сведения для модельных мониторов/ушей, а в том, что с возрастом замедляется нейроответ мозга на обработку звука, в особенности в стадии возникновения (Anderson et al., 2012). Также, даже в отсутствие определяемого аудиометрическими тестами ухудшения слуха, есть феномен «скрытого» ухудшения слуха, вызываемый повреждением волокон слухового нерва у людей старше 50 лет, что усиливает ощущение громкости в сложных акустических сеттингах (Plack et al, 2014). Могу отослать также к исследованиям Herrmann et al. (2021) и Abdollahi (2017), которые также раскрывают именно когнитивные изменения в восприятии громкости, звука и разборчивости.
Колонка написана популярным языком, поэтому многие вещи приходится упрощать, чтобы донести главную идею: у людей старшего возраста есть другие потребности и их нельзя игнорировать, особенно в свете неизбежного старения населения и стремительно худеющей прослойки молодёжи.
Про калиброванные залы — конечно есть, в частности на студиях. Но в былые времена и во многих кинотеатрах калибровались. Другой вопрос, что стандарты сведения отечественными студиями довольно часто принимались, мягко говоря, за рекомендации, которым следовать не обязательно 🙂
Источники:
Abdollahi, F. Z. (2017) Speech Perception Difficulty in Noise in Elderly, Global Journal of Otolaryngology, 7(3), [online] Available at: https://juniperpublishers.com/gjo/GJO.MS.ID.555715.php
Anderson, S., Parbery-Clark, A., White-Schwoch, T. and Kraus, N. (2012) Aging Affects Neural Precision of Speech Encoding, The Journal of Neuroscience, 32(41), pp. 14156–14164.
Herrmann, B., Maess, B. and Johnsrude, I. S. (2021) A Neural Signature of Regularity in Sound is Reduced in Older Adults, [online] Available at: http://biorxiv.org/lookup/doi/10.1101/2021.02.18.431898
Plack, C. J., Barker, D. and Prendergast, G. (2014) Perceptual Consequences of ‘Hidden’ Hearing Loss, Trends in Hearing, 18, p. 233121651455062.
Каждый мнит себе экспертом….
В математике ошибка. «В первый раз на 0,5, каждый последующий — на 0,2 пункта». Допустим, что накрутили один пункт (одно деление) на процессоре к концу фильма в итоге. Каждый пункт (деление) на процессоре это 3dB. Увеличение на 3dB по громкости это увеличение в два раза по мощности (Gain). То есть вы подняли громкость не на 20%, а на 100%. И при этом, ручаюсь, это не воспринималось в зале как катастрофическое повышение громкости (разницу меньше 1 dB человек в принципе не воспринимает). Вот так у человека странно устроены уши.
Спасибо за ваш комментарий! Вы подтвердили то, о чём идёт речь в колонке в части описания эксперимента Лапида. Про проценты действительно может быть неточность, я считал не в децибелах, а в пунктах процессора: допустим, в начале было 6,0, в конце 7,4 — разница округлённо 20 % (точных цифр не помню уже, увы).
Интересно! Замечала, что на показах новых фильмов звук ужасно громкий, и зачастую нельзя к нему привыкнуть до конца сеанса. Но вот отметила однажды для себя и с тех пор постоянно к этому возвращаюсь: на перепоказах старых кинолент (например, 20- и более -летней давности) звук идеальной громкости. С другой стороны, может, это особенность именно петербургских кинотеатров Ленфильм, Дом кино и Родина, где их прокатывают…
Ладно, громкость фильма мы еще можем выставить, но вот что делать с вшитыми трейлерами, сделанные нашими рукожопами, извините, но накипело, которые орут громче самого фильма раза в два. Причем, не все, некоторые и нормально сделаны, вот как с этим бороться?