
Поправки в Трудовой кодекс
Минтруд разработал поправки к Трудовому кодексу (ТК). Чиновники закрепляют в нем новые признаки трудовых отношений. Как объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке, до сих пор часть российских работодателей уклоняется от законного оформления трудовых отношений.
Когда работники, ранее работавшие по договору ГПХ, обращаются в суд, судьи, как правило, руководствуются признаками трудовых отношений, указанными в статье 15 ТК, а также Постановлении пленума Верховного суда (ВС) РФ от 29 мая 2018 года №15. Однако, указывают авторы проекта, если добавить характеристики из постановления непосредственно в ТК, это позволит уменьшить число спорных ситуаций в судах.
Пленум ВС зафиксировал у трудовых отношений 11 признаков, в том числе их стабильный характер, наличие у работника дополнительных гарантий, выполнение работы по указаниям работодателя, интегрированность работника в организационную структуру работодателя и т. д. Как сообщил замминистра труда Дмитрий Платыгин, эти критерии были сформированы на основе действующих норм Трудового кодекса, судебной практики, правоприменительной практики, поэтому уточнение перечня «поможет работникам и работодателям самостоятельно корректно классифицировать отношения при заключении договора, а также позволит ускорить судебное делопроизводство по восстановлению прав работника, поскольку суд сможет опираться на конкретные признаки трудовых отношений».
Помимо критериев трудовых отношений, этим же проектом закона Минтруд предлагает дать трудовым инспекциям право подавать иски, касающиеся трудовых отношений, в суд. Впрочем, новые полномочия, возможно, будет некому исполнять: в 2025 году Роструд может сократить число инспекторов из-за снижения финансирования их работы.
ОКВЭД для блогеров
С 1 мая предприниматели из медиасферы могут зафиксировать в качестве своей основной деятельности распространение информации или рекламы в социальных сетях. Блогерство приравнивается к трудовой деятельности, обороты отрасли будут официально учитываться и прогнозироваться, сообщали ранее в Федеральной налоговой службе. Добавить новые ОКВЭД через «Госуслуги» или личный кабинет в налоговой смогут официально зарегистрированные в Роскомнадзоре контент-мейкеры.
Напомним, что подсчет блогеров попытались ввести в ноябре 2024 года. Тогда всех контент-мейкеров с аудиторией от 10 тыс. человек обязали сообщать о себе сведения в Роскомнадзор. На начало апреля, по данным зампреда комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина, в РКН поступило более 214 тыс. заявлений от блогеров. При этом ведомство зарегистрировало только 134 тыс. из них. Владельцев небольших комьюнити в соцсетях также могут обязать заявлять о своей деятельности, считает президент национальной ассоциации блогеров Ольга Берек.
Перебои поставок чипсов
PepsiCo предупредила торговые сети о перебоях в поставках самых популярных у россиян чипсов Lay’s и Cheetos. Производитель сообщил, что в мае-июле не может гарантировать стабильные поставки из-за сложностей у поставщиков упаковки. Нехватка упаковки у крупнейшего производителя чипсов возникла на фоне запуска в России с 1 мая обязательной маркировки снеков. Ключевые поставщики упаковки столкнулись с проблемами в работе оборудования: из-за недостаточной скорости нанесения кодов запас маркированной упаковки у производителей оказался ниже необходимого. Но оператор системы маркировки ЦРПТ говорит, что PepsiCo «по каким-то внутренним причинам» не размещала заказы упаковки до апреля, и сделала это лишь за месяц до вступления в силу требований об обязательной маркировке.
Торговые сети, тем временем, запаслись чипсами, попкорном и другими снеками. Ассоциация компания розничной торговли нехватки чипсов в случае возможных перебоев в поставках не ожидает.
Анализ деятельности юрлиц от налоговой
Федеральная налоговая служба (ФНС) получит полномочия по проведению анализа деятельности юридических лиц и предоставления результатов такой работы в виде выписок — самому проверяемому лицу или другим организациям, в частности, при осуществлении государственных закупок. Соответствующие поправки в законодательство разработал Минфин, их одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности.
Поправки предлагают дополнить закон «О налоговых органах» статьей 6.3, согласно которой ФНС получит право «проводить анализ (оценку) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице, имеющихся у налогового органа», и формировать результаты такой оценки «для их предоставления в виде выписки» юрлицу или в случаях, предусмотренных законом, «иному лицу по его запросу». По умолчанию результаты такой оценки являются налоговой тайной.
Предполагается, что налоговые органы будут проверять показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций и иных сведений о компании. При этом техническое решение и методика проведения оценки де-факто уже разработаны. В проекте отмечается, что результаты оценки сведений о финансово-хозяйственной деятельности могут быть представлены иным лицам, только если они вправе получать такие сведения.
Предупреждение вместо штрафов
Правительство России поддержало законопроект, согласно которому юрлица могут быть освобождены от административной ответственности, если заключат соглашение об устранении нарушений. По задумке, компании-нарушители, которые не могут исполнить предписания в срок, запустят «долгосрочную инвестиционную программу по устранению [замечаний]». Госорганы же не будут применять к ним административные санкции. Соглашение заключается с контролирующим ведомством. Оно должно предусматривать сроки, в которые будут устранены нарушения. Если компания не выполнила договоренность, административное производство будет возобновлено. Также юрлицо потеряет право на новое соглашение.
Планируется, что законопроект должен мотивировать добросовестные компании предотвратить вредные последствия и создать условия, чтобы нарушения не повторялись. Он также направлен против ситуаций, когда организация не может нормально работать из-за необходимости устранить все нарушения сразу. А бюджетным организациям не потребуется платить штрафы в государственный бюджет.
Применять [механизм] предполагается, когда приведение бизнеса в порядок требует больших вложений, а его остановка несет в себе экономические и социальные риски, — отмечается в сопроводительных материалах.
Противодействие нелегальной занятости
Правительство также подготовило план мероприятий по противодействию нелегальной занятости в России на период 2025–2027 годов. Документ разработан Минтрудом и согласован с заинтересованными ведомствами, следует из сопроводительных материалов.
План состоит из 18 мер на федеральном и региональном уровне, которые касаются сбора новой информации о рынке труда (например, о неработающих гражданах трудоспособного возраста), усиления практической роли регионов в борьбе с нелегальным наймом и профилактики нарушений трудового законодательства, в частности подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
Ряд мер из нового плана ориентирован на неработающих граждан трудоспособного возраста. В первую очередь планируется провести анализ численности таких россиян, оценить их половозрастную структуру — согласно документу, эту задачу должен будет выполнить Роструд в срок до 15 июля 2025 года. Далее на основе этой аналитики Минтруд совместно с подведомственными организациями сформирует «комплекс мероприятий, направленных на вовлечение в трудовую деятельность неработающих граждан трудоспособного возраста» и направит в аппарат правительства до 1 марта 2026 года.
Проектом правительственного плана также запланировано устранение условий, способствующих совершению правонарушений в сфере трудовых отношений. Так, Роструд совместно с МВД в срок до 15 июля 2025 года должен будет провести «комплекс мероприятий, направленных на профилактику, выявление и пресечение фактов осуществления трудовой деятельности граждан с нарушением порядка оформления трудовых отношений» и отчитаться об этом в правительстве.
В частности, планируется проводить ежеквартальный мониторинг выявления нелегальной занятости — он предполагает актуализацию сведений по фактам такой занятости, определение географических и отраслевых границ ее распространения, анализ состава и признаков выявленных административных правонарушений. Отдельный трек будет посвящен недопущению подмены трудовых отношений гражданско-правовыми: до 1 ноября 2025 года Минтруд с заинтересованными ведомствами должен будет проанализировать существующую практику по таким нарушениям и подготовить предложения по тому, как их предотвратить.
Бороться с нарушениями призван также мониторинг реализации приказа Минтруда, закрепляющего перечень индикаторов, указывающих на риск нарушений обязательных требований в сфере трудового законодательства (по этим основаниям контрольные органы могут назначать выездные проверки).
На 2027–2029 годы регионы получат новые KPI по выявлению нелегальной занятости, следует из проекта плана. Минтруд должен будет направить их в правительство в срок до 1 ноября 2026 года.
Кроме того, проектом предполагается усиление полномочий межведомственных комиссий по выявлению теневой занятости в регионах. А именно:
— проработка вопроса наделения комиссии полномочиями по вынесению решения о включении в реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости. Реестр ведется Рострудом с 2025 года, по состоянию на 25 апреля в него вошли 100 работодателей;
— рассмотрение вопроса о введении административной ответственности за неявку работодателей на заседания межведомственных комиссий.