САМ СЕБЕ ЦЕНЗОР: КАК КИНОТЕАТРЫ ИДУТ НА УСТУПКИ МОРАЛЬНОЙ ИСТЕРИИ

Протестный плакат на демонстрациях в Париже в мае 1968 года

Тревожные новости о запрете в регионах России  к показу тех или иных картин  или ограничения их жесткими временными рамками по причинам “угрозы нравственности” особой огласки  пока не получают, но печальные эпизоды вполне могут стать тенденцией.

До недавних пор единственной европейской страной, где запрещали показ НИМФОМАНКИ Ларса фон Триера, оставалась Румыния. После широкой огласки и давления общественности фильм торжественно вернули в широкий прокат, а директора национального рейтингового агентства демонстративно сняли с должности за самодеятельность. У нас не Румыния, никакие государственные регуляторы картину не запрещали и не ограничивали, а лишь справедливо присвоили ей рейтинг “18+”. Но, как это часто случается в России, их функцию на себя взяли блюстители морали на местах.

С 17 февраля график показов НИМФОМАНКИ в частных кинотеатрах Краснодарского края неожиданно изменился – теперь фильм показывают только в ночное время. В муниципальных кинотеатрах картину к показу попросту запретили.

Причиной послужило письменное обращение членов МОО “Православный Союз” к министру культуры Кубани Галине Соляниной. В письме, активистов, в частности, говорится:

Фильм охарактеризован самим режиссером фильма как “порнодрама” – то есть, попросту говоря, это порнография (…) Сегодня, когда руководством страны предпринимаются все меры для оздоровления атмосферы в обществе, государством тратятся немалые средства на патриотическое и нравственное воспитание, когда губернатором Кубани Александром Ткачевым объявлен курс на возрождение в обществе нравственных и духовных ценностей, ведется борьба за традиционную для России многодетную семью, владельцы кинозалов выпускают на широкий экран воспаленную порнографическую фантазию иностранного режиссера! (…) Чего стоит работа сотен общественных объединений и церковных приходов по возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей?! Прошу Вас предпринять все возможные способы для снятия данного фильма с широких доступных экранов Кубани.

В ответ на это чиновники регионального Минкульта выразили “обеспокоенность возможным отрицательным влиянием картины” и запретили ее показ в муниципальных кинотеатрах, а частным предприятиям рекомендовали “воздержаться от публичного показа или демонстрировать фильм только на киносеансах после 00:00 часов, а также не продлевать ранее установленные сроки проката”. Теперь НИМФОМАНКУ в Краснодарском крае действительно можно посмотреть только после полуночи, а активисты “Православного союза” могут с удовлетворением переключить все силы на борьбу с новым врагом – анатомической выставкой “Тайны тела”.

Письменный ответ Министерства культуры Краснодарского края

Письменный ответ Министерства культуры Краснодарского края

Письменный ответ Министерства культуры Краснодарского края

Впрочем, руководитель PR-отдела  крупной региональной киносети “Монитор” Андрей Попов прокомментировал данные рекомендации довольно спокойно:

“Мы и без этого ставили сеансы НИМФОМАНКИ на поздневечернее время, так что не думаем, что это серьезный удар по прокату. Фильм имеет своего зрителя, а мы, выполняя  требования по возрастным ограничениям, спрашиваем документы и людям младше 18 лет билеты не продаем. Письмо носит рекомендательный характер, и, повторюсь, мы изначально ставили фильм в расписание, руководствуясь коммерческими задачами и пониманием аудитории этого фильма,  не назначая ранние сеансы.

Мы не выделяем НИМФОМАНКУ как-то особо.   В рамках наших показов фильмов на языке оригинала, с субтитрами мы также демонстрировали ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ. Вообще, фильмы с ограничением 18+ постоянно присутствуют в прокате, и с точки зрения актуальности, проблемой скорее является насилие на телеэкране, на общефедеральных каналах, чем фильм в кинотеатре, на который мы пускаем фактически по паспорту”.

Когда новость об изменении графика показа НИМФОМАНКИ была выложена в группе сети кинотеатров “Монитор”, неожиданно выяснилось, что зрители не очень спешат бороться с “отрицательным влиянием картины”:

Pro nimfomanku

***

Еще одна новость пришла из другого оплота защитников духовных скреп – Санкт-Петербурга. 20 февраля в местном киноцентре “Родина” состоялась премьера режиссерского дебюта Сергея Тарамаева и Любови Львовой ЗИМНИЙ ПУТЬ. Однако в последующий прокат фильм не поступил.

Как объяснила директор киноцентра  “Родина”  Марина Васильевна Масленок, фильм никто с проката не снимал, он не поступил в прокат из-за отсутствия подписанного договора с создателями.  Причина же неподписания договора – неприемлемые финансовые условия.

Продюсер фильма Михаил Карасев утверждает, что договор о прокате, им лично подписанный,  был отправлен в кинотеатр еще 14 февраля, и к моменту премьеры всё было основано на устных договоренностях, в том числе были согласованы и условия проката. Здесь можно заметить, что в кинопрокате вообще принято строить взаимоотношения на доверии и, как правило, кинокопия того или иного фильма поступает в кинотеатр для проката не дожидаясь окончательного подписания документов, которые оформляются параллельно.

Режиссер Сергей Тарамаев видит причину совсем в другом: “… здесь видят гей-пропаганду. Потому что главный герой у нас гей”, сказал он в интервью корреспонденту “Эхо Петербурга”.

 Марина Васильевна категорически отвергает такую мотивировку: “Вы видели этот фильм? У нас на премьере было 78 человек приглашенной прессы и никому в голову не пришло вменять фильму гей-пропаганду”.

Как бы то ни было, на сегодняшний день, 26 февраля, ЗИМНИЙ ПУТЬ отсутствует в расписании киноцентра “Родина”, а создатели картины всё же надеются, что им удастся решить вопрос с прокатом фильма на этой площадке.  Косвенным свидетельством того, что прямых указаний “сверху”,  скорее всего, не было, служит тот факт, что в Санкт-Петербурге другая городская площадка, выпустившая на свои экраны релиз –  кинотеатр “Художественный” – все еще показывает фильм в нормальном режиме.

Также хочется надеяться, что решится  вопрос и с прокатом фильма в Москве, в Киноцентре “Соловей” – замечательном кинотеатре, любимом всеми столичными киноманами. Есть тревожные сведения, что и его руководство отказалось от демонстрации ЗИМНЕГО ПУТИ.

Почему такие сложности сопровождают прокат именно этой картины – не совсем ясно. Судя по отзывам кинокритиков этот фильм абсолютно невызывающ, более того, полон художественных достоинств:

Фильм зимний путь — это кино фестивального уровня. То есть он спокойно бы смотрелся как в Берлине, так и в Каннах, так и Венеции. Это очень сильная, очень красивая работа об одиночестве.

Татьяна Шорохова, Кинопоиск.

…формально — да, в кадре упоминается однополая любовь, но не больше чем в фильмах «Далласский клуб покупателей», «За холмами» или «Грязь» (…) Это крайне целомудренное кино без единого намека на откровенные сцены (…) Как во всех хороших, не спекулятивных гей-драмах, приставка быстро отпадает и фильм оборачивается драмой о невозможности любви.

Максим Сухагузов, Воздух.Афиша.

“Это настоящее кино — делающее невидимое видимым, с мощным столкновением противоположностей. Этот фильм тронул мое сердце. Тема гомосексуализма в фильме совершенно не играла для меня никакой роли (даже метафизически). Для меня этот фильм приближается к шедевру исключительно благодаря его кинематографическим качествам”.

Йос Стеллинг, цитата в  Коммерсанте

Не имеет смысла даже контурно пересказывать сюжет этой картины, поскольку она крепится не на фабульных подпорках (кстати, вполне прочных), а на живописной и музыкальной драматургии. Это величайшая редкость для современного российского кино, которое мучительно выдумывает истории, способные захватить и покорить как можно больше зрителей, но теряет при этом чувство пластики, ритма и вообще всякое отношение к искусству. “Зимний путь”, несомненно, произведение искусства кино, среди соавторов которого оператор Михаил Кричман и актеры Евгений Ткачук, Алексей Франдетти, Владимир Мишуков, не просто разыгравшие, а словно вылепившие свои роли из чистых эмоций.

Андрей Плахов, Коммерсантъ

_____________________________________________________________________________

Тревожный вывод заключается в том, что в обоих случаях официально прокат картин никто не запрещал. Если есть фильм, получивший прокатное удостоверение в России, то по закону нет никаких оснований для того, чтобы внезапно снимать его с проката или ограничивать жесткими временными рамками. Есть лишь возрастное ограничение, действие которого должен обеспечить на территории своего кинотеатра показчик. Но мы видим, как на местах владельцы кинотеатров без боя уступают “рекомендациям” локальных чиновников или им подобных доброхотов, опасаясь возможных выпадов самопровозглашенных представителей “возмущенной общественности”.

Можно понять (но не оправдать), когда такое происходит в Армении или Киргизии, но когда речь идет о втором в Европе кинорынке и светском демократическом государстве со 140 млн населения – назревают неприятные мысли.

По понятным причинам, уязвимыми врагами для мракобесов издавна становятся именно авторские релизы – такие картины изначально направлены на провокацию чувств и мыслей, а не отформатированы маркетологами в качестве увлекательного и безобидного пятничного досуга с эффектом вовлечения максимально широкой аудитории. Большинство игроков рынка не обращают серьезного внимания на такие прецеденты, допуская их как статистическую погрешность. Но в последнее время отчетливо видно, что в России, не только в области кинопроката, таких статистических погрешностей становится все больше – и, возможно, стоит лишний раз обратить внимание и не снять с проката забракованный православными гееборцами мелкий релиз, чтобы в один прекрасный день не проснуться уже в совсем другой стране.

В ТЕМУ

 

ЭТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ: НИ О КАКОЙ ЦЕНЗУРЕ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ!?

Депутаты заставят регистрировать сайты в Роскомнадзоре

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Капиталист
Капиталист

К вопросу о крайней необходимости принудительной психиатрической помощи православнутым и прочим ряженым казакам.

Вова
Вова

Безусловно, секс на экране приносит ущерба гораздо больше, чем демонстрация убийств и насилия. То, что в российских фильмах расстреливают, перерезают горло, насилуют, душат, плюют на права личности — это всё фигня… Вот трахаются — это аморально!!!