Министерство культуры составило перечень оснований для отказа в выдаче прокатного удостоверения фильмам, следует из текста проекта постановления правительства, размещенного на Едином портале раскрытия информации, сообщают “Ведомости“.
Документ регламентирует порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм. Такое удостоверение прокатчикам выдает консультационный совет Минкультуры – как известно, его наличие обязательно для показа фильмов в российских кинотеатрах.
Отдельное постановление о порядке выдачи этого документа министерство разработало после того, как прошлым летом в России был принят закон о “запрете мата” в СМИ и в фильмах – первыми силу этого закона на себе испытали фильмы КОМБИНАТ “НАДЕЖДА”, “ДА И ДА” и “ЛЕВИАФАН”.
Внимательно ознакомившись с текстом проекта акта, мы обнаружили, что список запретов гораздо шире:
9. Основания для отказа в выдаче прокатного удостоверения:
– если на фильм, в отношении которого подано заявление, уже выдано прокатное удостоверение другому лицу, являющемуся обладателем исключительных прав на данный фильм;
– если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности;
– если фильм содержит материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности Российской Федерации, а также подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации;
– если фильм содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости;
– если в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;
– если фильм содержит нецензурную брань (за исключением выдачи прокатного удостоверения на прокат фильма на материальном носителе);
– в иных определенных федеральными законами случаях.
В случае принятия Министерством решения об отказе в выдаче прокатного удостоверения, заявителю в письменной форме направляется решение об отказе в выдаче прокатного удостоверения на фильм с указанием причин отказа. Указанное решение направляется по почте, или выдается на руки заявителю в течение десяти рабочих дней со дня регистрации документов.
__________________
Идеология принятия этого документа, с которым необходимо ознакомиться всем организациям, занимающимся кинопрокатом (в тексте прописаны нормативы и строгий порядок получения ПУ), и поставленные государством цели очевидны.
Самая большая проблема данного проекта заключается в том, что он не содержит четкие указания критериев, по которым фильму может быть отказано в получении ПУ. Исполнение закона будет базироваться на персональной оценке консультационного совета Минкультуры (надеемся, что полный список его участников будет открытым). Многие проекты, прежде всего независимые, окажутся в прямой зависимости (вот такая ирония слов!) от того, понравится ли содержание фильма в Минкульте.
Если вольно использовать трактовки, сформулированные в проекте, то тогда вполне может оказаться, что и социальная драма ДУРАК, и “народная комедия” ГОРЬКО! 2 никак не могут быть выпущены в прокат – по одному основанию. Хорошо известна позиция Владимира Ростиславовича Мединского, которому не понравился фильм ЛЕВИАФАН. В дальнейшем эта практика может привести к целому ряду прецедентов.
А если американский блокбастер окажется богат “клюквой” – ему тоже прокатное удостоверение не выдадут?
Интересно, что уже состоялось “общественное обсуждение документа”. Трудно сказать, кто из участников отрасли (продюсеры, кинотеатры, дистрибьюторы) принял в этом активное участие – скорее всего, это осталось совершенно без внимания индустриальной общественности.
Однако есть сводка поступивших предложений (всего их было 17). Она также представлена в открытом доступе.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство (16 из 17) предложений по итогам общественного обсуждения не были учтены. В частности, один из участников обсуждения (его имя неизвестно) заметил, что “критерий наличия или отсутствия указанных выше материалов носит оценочный характер. Под указанный критерий может быть, при желании, подведен любой российский или зарубежный фильм. В этой связи полагаем, что вопрос о наличии или отсутствии в фильме подобной информации может решаться только судом“. Эта позиция не нашла понимания.
Пока неизвестно, когда документ поступит в правительство, которое возглавляет Дмитрий Медведев. Ответственные лица не смогли ответить на этот вопрос, заданный журналистами.
Интересно, какая реакция последует со стороны киносообщества, когда этот проект будет принят. Не будет ли слишком поздно? Ранее министр культуры Владимир Мединский говорил, что необходимо ограничить количество фильмов, которые негативно сказываются на имидже России: в частности, государству не стоит выделять средства на подобные фильмы, поддерживать фестивали, где показывают “неудобные” картины. Замечания министра нельзя не воспринимать всерьез.
“В России необходимы более строгие ограничения при выдаче прокатных удостоверений, чем это существует сейчас”, – считает эксперт государственных органов по вопросам государственной политики и развития отечественной кинематографии Олег Иванов. Почти в любой стране, по его словам, есть система защиты от вредной информации или оскорбительного содержания. Иванов считает, что вводить запреты нужно на основании профессиональной экспертизы содержания фильмов, которую должны проводить авторитетные эксперты и общественные организации.
В противовес данному мнению высказываются деятели киноиндустрии. По словам Сергея Сельянова, известного продюсера и главы компании СТВ, с точки зрения киноиндустрии принятие такого документа означает введение цензуры как в советские времена. В любом фильме можно найти моменты, после которых его можно запретить.
Останется ли за кинематографистами право на критические высказывания?
В ТЕМУ
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ CINEMAPLEX ПО ТЕМЕ “ЦЕНЗУРА И ОГРАНИЧЕНИЯ”
“Скрытые вставки воздействующие на подсознание” это они на полном серьёзе про 25-й кадр?)
Про подсознание – “ваще агонь”, как пишет молодежь. Я даже сейчас не про смысл сказанного (это характеризуется только нецензурно), а про форму. Это позорище какое для МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ – не знать, что “подсознание” – это неграмотное, разговорное слово. Есть термин – “бессознательное”. А “подсознание” не используется со времен ранних работ Фрейда. Неужели Минкульту подсказать некому? Хоть бы в Википедию заглянули, что ли.
Отвечаю Яне: Яна, я с ними весной 2014 г. часто общался – это тёмный лес, мягко говоря. Им главное вытянуть из бюджета ещё 3 млрд на производство “Новогоднего российского позорища”, а дальше хоть трава не расти…
Началась компания травли “Левиафана” в наших СМИ, а сами на него деньги дали (ФК стоит в рядах производителей на постере). Интересно узнать размер отката, хотя им бы не мешало сначала сценарий почитать…
“Сериал” “Горько – Горько 2” запретить, прокатчика оштрафовать.
Уважаемых, Сергея Сельянова (Студия “Мельница”) и Станислава Говорухина (студия “Вертикаль”) премировать, за достойное воспитание подрастающего поколения, Спасибо Вам за ваши работы! И дать зелёный свет их добрым фильмам для детей!
Привет, Северная Корея.
А об отказе в выдаче прокатного удостоверения фильмам снятым с применением объективов почему ни слова?