Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК

ПИРАТСКАЯ БУХТА. Часть 3: КОДЕКС «ПИРАТСКОЙ ПРАВДЫ»


Cinemaplex 31.05.2016 / 21:27 0

captn

В двух предыдущих материалах мы рассмотрели неоднозначный зарубежный опыт борьбы с нелицензионным контентом в интернете, а также историю российского регулирования интеллектуальной собственности в сети. В этот раз мы попробуем понять, почему у интеллектуальной собственности так много «идейных врагов».

Авторское право — или как его чаще называют за рубежом, «копирайт» — прошло долгий путь развития: от инструмента церковной, а затем и государственной цензуры, до сложной системы, призванной защищать интересы авторов и приносить им прибыль от стороннего использования их произведений.

Идея, лежащая в основе авторского, а также ряда других схожих прав (например, патентного) достаточно проста: результаты интеллектуального труда человека являются его собственностью, а потому и обращаться с ними можно соответственно — продавать, передавать во временное пользование, извлекать из них прибыли и бережно защищать от посягательств других людей.

В основе авторского права лежат два соображения:

  • Справедливость — автор проделал интеллектуальный труд и должен иметь право распоряжаться его плодами
  • Утилитарный (прагматический) — защита интеллектуальной собственности стимулирует авторов создавать произведения искусства или изобретения.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность подобной аналогии интеллектуальной и материальной собственности (мы ведь так часто слышим утверждение «пиратство — это воровство»), далеко не все согласны с подобным подходом. Причем среди недовольных авторским правом встречаются не только пираты и «любители халявы», но и представители серьезной науки.

Пожалуй, наиболее значимыми произведениями, посвященными критике интеллектуальной собственности, являются книга американских экономистов Дэвида К. Левина и Мишеля Болдрина из университета Вашингтона в Сент-Луисе «Против интеллектуальной монополии» и монография юриста и философа права Стефана Кинселлы «Против интеллектуальной собственности».

Cмысла подробно пересказывать содержание этих трудов нет, а необходимо остановится лишь на перечислении основных аргументов противников авторского права:

  • Произведения интеллектуального труда не могут рассматриваться как собственность, поскольку не являются конкурентными (редкими) благами. Конкурентность означает, что использование блага или товара одним человеком лишает возможности пользоваться этим же благом всех остальных. Идеями и информацией может одновременно пользоваться неограниченное количество человек, а копирование не может быть воровством, поскольку не лишает обладателя исходной информации.
    Иными словами, если кто-то скушал пирожок, остальные этот же пирожок получить не могут. Однако знание рецепта пирожка одним поваром никак не мешает другому повару знать и использовать этот рецепт.
  • Интеллектуальная собственность накладывает ограничения очень широкого спектра как на использование материальной собственности (например, физических носителей информации), так и собственных неотчуждаемых физических и интеллектуальных способностей. Человек может нарушить авторское право даже случайно, неосознанно повторяя фрагмент когда-то прочитанной истории или услышанной песни в собственном произведении.
  • Опровержение утилитаристского аргумента — эконометрические исследования показывают, что патентное право не приводит к увеличению изобретательской активности. Кроме того, зачастую интеллектуальная собственность лишает автора желания создавать новые произведения искусства — он может безбедно существовать на доходы от авторского права.
  • Интеллектуальная собственность создает искусственные монополии и способствует увеличению количества рыночных барьеров, уменьшая конкуренцию. Примеры использования монопольной власти, основанной на авторском праве хорошо известны многим кинотеатрам — пакетная роспись и необходимость соблюдения многочисленных требований мейджоров.
  • Система интеллектуальной собственности приводит к получению большей части прибыли не авторами, а отдельной прослойки управляющих авторскими правами и компаний, скупающих права на распространение произведений. Таким образом вознаграждение в большей мере получает не автор, а посредник-распространитель, получивший монопольное право.
  • Любое произведение интеллектуального труда создается на основе приобретенной ранее информации (например, полученного образования), а также общедоступных знаний и поэтому не может в полной мере считаться результатом труда только лишь непосредственного автора.
  • Исторический аргумент — до XVIII века продукты интеллектуального творчества не защищались специальными правами, однако и технические изобретения, и художественные произведения создавались. Сторонники этого аргумента так же утверждают, что основа выживания и становления человеческой цивилизации — свободный обмен информацией о технологиях — таких как постройка жилищ, приготовление пищи, методов охоты и возделывания земли.

Многие из этих аргументов даже в поверхностном изложении могут показаться вполне убедительными и заставить задуматься о природе и последствиях существования интеллектуальной собственности. Однако если в «теории» доводы противников копирайта могут быть довольно сильны, то практические предложения о том, как же должна быть устроены творческие индустрии, звучат достаточно редко.

Впрочем, и они существуют. Так, одним из главных достижений борцов с авторским правом можно считать создание системы (а, возможно, и отдельного движения) «свободных лицензий» — авторских договоров, предоставляющих неограниченному кругу лиц широкий спектр прав — использования, изучения, распространения и модификации. Свободные лицензии дали возможность создания свободного программного обеспечения, поскольку без такой лицензии, авторское право по умолчанию запрещает подобное использование продукта интеллектуального труда.

Свободное программное обеспечение стало самостоятельны широким движением и привело к созданию большого количества бесплатных программ, в том числе операционных систем на базе Linux.

Так или иначе, идеология свободной информации постепенно завоевывает свои позиции — многие известные музыканты начинают выкладывать свои альбомы в сеть, предлагая пользователям добровольно оплатить скаченное, а не так давно Илон Маск, основатель и руководитель компании Tesla Motors, открыл патенты на свои изобретения в области электромобилей.

Тем не менее, киноиндустрия пока не готова к подобным изменениям и стоит на жестких позициях защиты авторского права — с пиратами борются как мейджоры, вроде Disney и Warner Bros., так и независимые авторы, вроде Василия Сигарева. И это не удивительно — на производство фильмов нужны огромные инвестиции, которые требуют максимальных гарантий возвратности и пока еще не придуман способ сохранить кинопроизводство в условиях отсутствия копирайта.

О том, какой урон наносит нелицензионный контент отрасли, можно ли его оценить и в чем мотивация «пиратов» мы попытаемся разобраться в следующей статье.

КОММЕНТАРИИ »


восемь − 5 =