День российского кинобизнеса в рамках KinoPoisk Film Market для редакции CINEMAPLEX принес массу драматических переживаний и интересных открытий, так что публикация только самого интересного займет несколько недель напряженной работы. И пока наши специалисты анализируют возможные последствия махинаций Министерства культуры с присвоением возрастных рейтингов (и контрмеры отрасли), мы готовы начать с обзора мероприятия «Школа молодого кинотеатра», которое посетили более 20 демонстраторов, получивших субсидии по линии Фонда кино на модернизацию кинозалов.
Перед собравшимися выступили представители компаний «Невафильм», «Тикет Софт», «Деловая Русь», «Рамблер / Касса», «Оптима кино», которые рассказали молодым кинотеатрам о различных аспектах ведения кинопрокатного хозяйства. Открыли же 2-часовую сессию, которая затем продолжилась индивидуальной работой в группах, сотрудники Фонда кино — Екатерина Соснова рассказала о необходимом взаимодействии демонстраторов с Фондом после получения господдержки, а Татьяна Бочкова — о работе с ЕАИС (как подключаться и как отчитываться). Также мы получили ответы на вопросы, которые задавали наши читатели на страницах CINEMAPLEX перед этим мероприятием.
Екатерина Соснова начала свое выступления с небольшого рассказа о том, каких результатов добилась программа модернизации кинотеатров в городах с населением менее 100 тысяч жителей на первом этапе, которая включала в себя 2 волны конкурса. В обще сложности было распределено чуть менее 1,5 млрд рублей:
Необходимо отметить, что «кинотеатры первой волны», получившие господдержку в конце 2015 года, должны начать свою работу до конца текущего года.
Также был дан старт для запуска третьей волны — выделение субсидий для модернизации кинотеатров в городах с населением до 500 тысяч жителей. Желающие участвовать могут обратиться в Фонд кино, чтобы узнать детали подачи заявок и их рассмотрения, а также критерии, по которым члены экспертного совета будут сравнивать заявки и выбирать победителей из пула кинотеатров-соискателей.
Как работать с Фондом кино, после того как был заключен договор?
Необходимо изучить предложения на рынке — какие организации предоставляют оборудование для кинопоказа. Новое (не использовавшееся ранее), современное, цифровое — это важные условия для его приобретения. Так как кинопроектор — это самая дорогая покупка для всего процесса модернизации,то его характеристики (на предмет соответствия необходимым условиям) можно посмотреть на товарном коде.
Все цифровые кинопроекторы сегодня производятся за рубежом — это заметно удорожает бизнес кинотеатров, но пока это единственный путь. Рекомендуется взаимодействовать с официальными представителями поставщиков оборудования на рынке РФ, которые имеют возможность контролировать действия контрагентов.
После выбора поставщика оборудования — на всякий случай согласуйте смету с Фондом кино. На что можно потратить выделенные средства — представлено в приложении №2 договора. Нужно быть внимательным, чтобы не использовать выделенные средства на затраты, которые Фонд кино не сможет принять (потому что они не входят в утвержденный перечень расходов). Изменить или скорректировать его нельзя.
Период расходования средств (пункт 2.2 договора) завершается через месяц после согласованной даты открытия модернизированного кинозала. В тот день, который был определен в качестве открытия, должны быть обязательно проданы первые билеты на сеансы, и в ЕАИС будут зафиксированы данные, что кинопоказ состоялся.
После открытия кинозала график его работы, расписание сеансов и другие хозяйственные вопросы — все это находится в компетенции самого демонстратора, и Фонд кино эту деятельность не регламентирует. В процессе подготовки к открытию зала и монтажа оборудования — установить отношения со всеми дистрибьюторами, которые могут предоставить фильмы для кинопоказа. Фонд кино не является правообладателем фильмов, которые могут быть показаны в кинотеатре!
Вновь открывшиеся кинотеатры могут работать с дистрибьюторами напрямую или через посредников, которые будут договариваться о предоставлении копии на площадку. Самое главное:
Эту долю необходимо держать при любом раскладе, потому что невыполнении данного взятого обязательства неумолимо приведет к расторжению договора, возврату выделенных на модернизацию финансовых средств и даже штрафным санкциям. Квартал считается календарный, независимо от того, когда состоялось открытие кинотеатра. Если площадка открылась , например, 25 сентября, то до конца третьего календарного квартала на площадке должны стоять 50% сеансов отечественных фильмов. В Фонде кино региональные менеджеры еженедельно следят за исполнением данного условия и в случае необходимости выходят с демонстраторами на связь.
Далее участники мероприятия получили возможность задать свои вопросы спикеру.
Наталья Фазлыева («Вега-Фильм»): «Я ранее подавала заявку для участие в конкурсе для города с населением 116 тысяч, но она была отклонена как не соответствующая критериям отбора. Сейчас я снова буду подавать документы — уже для городов с населением до 500 тысяч. Будут ли в данном вопросе Фондом расставляться какие-то приоритеты в вопросах выбора заявок?» — «Нет, приоритетов не будет».
Всем желающим принять участие в новом конкурсе необходимо поторопиться с подачей документов — срок установлен в 3 недели, и он истекает 9 ноября. Как считают в Фонде кино, этого времени будет достаточно для подготовки заявочного комплекта документов (ранее соискателям предоставлялись 4 недели). Все организации, чьи заявки будут приняты, будут списком размещены на сайте Фонда кино.
Учитывая, что Фондом будут распределены 739 млн рублей, а на зал выделяется по 5 млн, победителями станут где-то 147 залов (естественно, количество организаций кинопоказа будет значительно меньше).
Татьяна Бочкова продолжила презентацию Фонда кино с рассказом о том, как новым демонстраторам нужно работать с ЕАИС. Со всеми необходимыми документами по нормативно-правовой базе можно ознакомиться на сайте (и там же пройти процедуру регистрации).
С июля этого года внесены некоторые поправки Кодекс об административно-правовых нарушениях, которые вступают в силу, если приведенные выше пункты не выполняются — кинотеатр не подключен к ЕАИС, не передает данные в ЕАИС, передает данные несвоевременно или некорректно.
Контрольные закупки билетов в настоящее время осуществляются во всех субъектах РФ — они осуществляются не только со стороны Фонда кино, Минкульта, но и дистрибьюторов фильма, правообладателей. Одно можно сказать с уверенностью: чем чаще демонстратор будет лично контролировать выгрузку данных в систему, тем меньше будет возможностей для ошибки, и какие-то проблемы можно будет устранить максимально оперативно.
Как начать работу с ЕАИС?
Часто демонстраторы задают вопросы о том, как действовать, если данные в ЕАИС отправляются через посредника.
Каков порядок предоставления данных в ЕАИС через посредника, который подключен к ЕАИС? Закон это допускает, но не ясен порядок передачи. Может ли посредник передавать за демонстратора данные в ЕАИС через свой «личный кабинет» с предоставлением уточнений, что данные передаются за третье лицо, являющееся демонстратором?
По словам Татьяны, демонстратор может заключать соответствующие договоры о передаче сведений, но по закону всю ответственность о передаче данных несет исключительно демонстратор (юридическое лицо, осуществляющее кинопоказ по указанному адресу), а не третье лицо. Таким образом, эту функцию можно передоверить, но контролировать передачу данных лучше всего самостоятельно через личный кабинет.
Важный момент: для каждой площадки с ее уникальным идентификационным номером нужно указывать соответствующее юридическое лицо, чтобы данные отправлялись корректно.
Если в системе будет зафиксирована ошибка, то демонстратор сразу сможет увидеть в личном кабинете информационное оповещение.
Как передавать в ЕАИС сведения о прокатном удостоверении, если речь идет об иностранных фестивальных фильмах, на показ которых прокатное удостоверение не требуется?
«Для отчетности в ЕАИС нужно вносить «0» (нуль) в графу № прокатного удостоверения — система корректно воспримет и обработает полученную информацию».
Допустимы ли предварительные продажи билетов на фильмы ДО ТОГО как на эти фильмы будут выданы прокатные удостоверения? Как в этом случае передавать данные в ЕАИС, если на момент продажи номер прокатного удостоверения еще не известен, а указание номера прокатного удостоверения является обязательным?
«В целом законом не запрещено осуществлять такую продажу, но запрещено показывать фильм без прокатного удостоверения. Так что если к четвергу ПУ не будет получено, то демонстраторам уже придется решать проблему со своими зрителями, так как демонстрировать кино без наличия соответствующего документа нельзя.
При передаче данных о предварительных продажах главное правильно указать точное название фильма на русском языке без каких-либо ошибок. Система примет эти протоколы, но пока они будут находиться «в ошибках» (без номера ПУ система не сможет собрать данные воедино). При получении номера ПУ и к моменту старта фильма можно внести соответствующие изменения. Нарушением это являться не будет».
Алексей Васясин («Рамблер / Касса»): «В Бланке строгой отчетности (БСО) номер ПУ является обязательным полем.Как действовать в этом случае?»
Федор Соснов (Фонд кино): «Формат предварительной продажи билета без ПУ предполагает реализацию права (опцион) на будущую покупку билета. Честно говоря, мы не рекомендуем вводить практику масштабных предпродаж билетов, у которых еще нет ПУ. Либо как возможность избежать административных проблем: сделать так, чтобы ваше программное обеспечение фиксировало факт реализации права на покупку билета, и после того как БСО (билет) выдан на кассе покупателю, только потом отправляло данные о его продаже в систему».
Возможно, в ближайшем будущем упростит работу с системой внедрение мобильного приложения для ЕАИС, где в личном кабинете также можно будет следить за корректной передачей данных о продажах.
В настоящий момент законом допускается только автоматическая выгрузка данных в ЕАИС. В системе на настоящий момент зарегистрировано 2 224 демонстратора, и 92% из них передают данные в полном соответствии с требованиями законодательства. Полную информацию обо всех демонстраторах и сборах получают оператор ЕАИС, Министерство культуры и РАО (аккредитованная организация), по своим релизам — заявленные правообладатели и дистрибьюторы.
Ситуация со штрафами изменилась в лучшую сторону: если раньше результативность контрольных закупок была очень высокой, и было выявлено много нарушений (до 40% от всех закупок), то теперь она составляет около 10%».
В ТЕМУ
KINOPOISK FILM MARKET: ДЕТАЛИ ДЕЛОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КИНОТЕАТРОВ 22 ОКТЯБРЯ















Задавались ли вопросы, озвученные Олегом Березиным?
Алексей, спасибо за Ваш комментарий! Я озвучил его инициативы на мероприятии и, естественно, мы получили позитивный отклик от участников-кинотеатров.
Представители Фонда кино не могли их прокомментировать, так как являются исполнителями, а не инициаторами подобных нововведений. Будет ли проявлена солидарность в отрасли, чтобы лоббировать их принятие, сказать невозможно. Все ли получившие господдержку кинотеатры готовы поставить свою подпись, чтобы она получила развитие?
О теме прокатных удостоверений мы поговорим отдельно — там ситуация еще более взрывоопасная. Публикация готовится.
Вы говорите — поставить подпись. Под чем? Под вопросами Березина? Поставлю я и, думаю, многие из «малышей» поставят.