ПУ ЗА 5 МЛН, ИЛИ VPF ПО-РУССКИ

  • Автор записи:
  • Запись опубликована:25 января 2017

Ксения-ЛеонтьеваАвтор – Ксения Леонтьева, ведущий аналитик НЕВАФИЛЬМ RESEARCH

В ночь на 24 января 2017 года российская киноиндустрия не спала, бурно обсуждая новости о возможном введении пятимиллионной госпошлины за выдачу прокатного удостоверения, обязательного для выпуска фильмов в кинотеатрах нашей страны. Когда первый шок прошел, мы решили провести бриф-анализ ситуации в прокате прошлого года, представив, как бы выглядел этот прокат, будь такое постановление введено в 2016-м.

Поскольку чаще всего кинотеатр оставляет себе 50% кассового сбора от проката фильма, то только для того, чтобы окупить хотя бы затраты на выплату госпошлины в 5 млн руб. (не считая расходов на копии, рекламу и выплаты создателям картины), кассовый сбор должен составить 10 млн руб. – иначе картина просто не сможет появиться на российских киноэкранах. Поэтому мы проанализировали результаты 2016 года по этой границе – 10 млн руб. кассового сбора.

Мы рассмотрели отдельно фильмы общероссийского проката (443), отметив среди них лауреатов ведущих кинопремий и фестивалей 2016 года (всего 9), а также прокат ограниченный: 34 региональных фильма и 111 программ альтернативного контента, информация о которых имеется в отраслевой прессе на сегодня. На графиках мы отобразили доли всех фильмов в прокате от общего числа шедших на киноэкранах страны программ (включая региональные и альтернативные) по четырем категориям: число фильмов в целом; число фильмов, имеющих награды; суммарное число кинотеатров, которые эти фильмы демонстрировали (этот показатель сейчас заменяет использовавшееся прежде число экранов; к сожалению, более информативный индикатор – число сеансов – имеется только в ЕАИС и достать его оттуда не так-то просто, а Фонд кино не публикует полного списка всех фильмов в прокате с кассой, посещаемостью и сеансами); а также их кассовые сборы.

 

Доли рынка фильмов, собравших больше и меньше 10 млн руб., в кинопрокате России-2016

 Итак, судя по приведенным графикам, в 2016 году лишь 36% демонстрировавшихся фильмов/программ собрали больше 10 млн руб. и, следовательно, смогли бы окупить расходы на получение ПУ; в том числе 9% составили отечественные фильмы. При этом мы смогли бы увидеть лишь треть фильмов, получивших награды престижных фестивалей и мировые премии в 2016 году, среди них – ни одного российского.

В прокат не вышел бы ни один альтернативный проект и лишь один фильм регионального производства – то есть эти сегменты, которые смогли появиться лишь в эпоху цифрового кинопоказа благодаря снижению затрат на выпуск, оказались бы полностью вымыты из проката. А ведь среди альтернативного контента преобладают спектакли, оперные и балетные постановки и документальные и анимационные фильмы, сборники короткометражек – они выполняют важные социально-культурные фукнции.

Да и развитие регионального кино в последнее время, казалось, стало одним из приоритетов Министерства культуры и Фонда кино (вспомним активно обсуждаемые системы «рибейтов» в регионах). Ведь всем компаниям, даже работающим с отечественными фильмами, надо будет сначала где-то взять 5 млн руб. на каждый релиз (а в регионах максимальные бюджеты на съемку фильмов доходят лишь до 1 млн руб.!), чтобы потом каким-то образом получить обещанную «компенсацию» от государства. И главное, всем им придется эту компенсацию просить – подавать заявки, возможно, участвовать в конкурсе. Это ли не ограничение предпринимательской деятельности, свободы творчества и, в конце концов, цензура?

 Доли рынка  региональных фильмов и альтернативного контента в кинопрокате России-2016

 Любопытно, что инициаторы повышения госпошлины аргументируют свою позицию тем, что «фильмы категории «Б» занимают драгоценное экранное время, которое могло бы быть отдано отечественным «шедеврам». В условиях отсутствия открытых данных по числу сеансов каждого фильма мы можем судить о том, так ли это, лишь по числу кинотеатров в росписи; при этом получая меньшее число площадок, очевидно, фильм получает и меньшее число сеансов в каждой из них. Итак, зарубежные картины, заработавшие в прокате меньше 10 млн руб. в 2016 году заняли лишь 7% кинотеатров, участвовавших в годовой росписи; отечественные широкого проката – 2%, региональные – 0,3%, альтернативный контент – 4%.

Игроки рынка удивлены – неужели 7% кинотеатров, демонстрирующих на небольшом числе сеансов зарубежное некассовое кино, действительно должны перестать это делать, чтобы «освободить место» под отечественное кино? Аргументами, как прокатчиков, так и кинотеатров являются и неотъемлемое право зрителя получать более широкий выбор фильмов и самому решать, что смотреть, и, зачастую, более высокое качество зарубежных лент, даже не самых популярных, по сравнению с отечественными, и право независимых дистрибьюторов диверсифицировать свои пакеты, выпуская не только рискованный артхаус и артмейнстрим, но и жанровые проекты (которые как раз и получают от минкультуры клеймо «категории «Б»). Представители Фонда кино, принявшие участие в стихийном обсуждении на страницах Facebook парируют, что предлагаемая мера призвана бороться с пакетным программированием со стороны студий-мейджеров, которые навязывают кинотеатрам вместе с явными хитами «огромное количество некачественных зарубежных поделок». Однако так ли это? Взглянем на сегмент зарубежного кино, собравшего в 2016 году менее 10 млн руб.: это 30% наименований в прокате – львиная доля из них (87%) выпущена независимыми дистрибьюторами! Именно они занимают 7% кинотеатров страны, участвующих в годовой росписи, – мейджеры получают лишь 0,2% кинотеатров! Причем из четырех картин-призеров 2016 года, не собравших 10 млн руб., половину выпустили мейджеры, половину – независимые. Так, по кому ударит предлагаемая инициатива?

Доли рынка  фильмов, собравших менее 10 млн руб., по типам выпускавших их дистрибьюторов в кинопрокате России -2016

Таким образом, сегодня в России всерьез обсуждается вопрос введения своеобразной версии «платы за цифровую копию» (VPF) – некоего налога в пользу отечественных продюсеров за право дистрибьюторов выпускать как жанровое, так и арткино (далеко не всегда фестивальное). И ложится этот «налог» тяжелым бременем, прежде всего, на плечи независимых дистрибьюторов, которые воспользовались было «цифровой революцией» и существенно увеличили выбор российских зрителей (вспомним, что в 2009 году на экраны вышло 315 фильмов – в 2016-м в прокате было, по предварительным данным, 588 картин). И вместо того, чтобы, как во всем мире, поддержать независимых прокатчиков, покупающих контент часто на стадии его производства и до получения им наград на фестивалях (т. е. не имея заранее гарантии освобождения от этого побора), или поддержать кинотеатры, определив категорию артхаусных залов и выдавая им ежегодную господдержку, или же заставив всех дистрибьюторов платить всем кинотеатрам настоящий VPF, помогая окупить затраты на цифровые проекторы, мы, как всегда, «идем своим путем». Цифровая эра в России не становится благом, расширяющим культурные горизонты зрителя и облегчающим предпринимательскую деятельность. Нет, по мнению властьимущих, за эти блага придется платить, и больше всех – самым слабым в пользу сильных…

© 2017, НЕВАФИЛЬМRESEARCH

Подписаться
Уведомить о
guest
17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Федулов
Федулов

Очень хорошая и взвешенная статья. Но на ход мыслей консультантов и экспертов министерства культуры, активно видоизменяющих правовое поле вокруг ПУ, она повлиять не сможет. Увы, курс на закручивание гаек принят твердо (и не ими).

Алексей
Алексей

Закручивая гайки можно резьбу сорвать. Отсутствие жанрового разнообразия серьезно уменьшит привлекательность мультиплексов, а как следствие и посещаемость (в том числе и российских релизов. А потенциальное увеличение сеансов за счет освободившихся экранов никоим образом не увеличит продажу билетов. Не видел, чтобы человек желающий увидеть к примеру Экипаж не смог на него попасть. Исключение – новогодние каникулы, когда люди реально не попадали на желаемые сеансы НО, в НГ и не было релизов “категории Б”. Так что даже в этом случае эффекта не будет.

Михаил Бублевский
Михаил Бублевский
Ответить на  Алексей

Алексей, не могу с Вами согласиться. Избыточное жанровое разнообразие приводит к убыткам. В свой последней работе (Введение в теорию короткого хвоста) я показал, что 20% фильмов по наименованиям дают до 94% от всей кассы. Соответственно, оставшиеся 80% дают только 6 %. Надо больше сеансов давать блокбастерам, надо дольше ими работать. А расширение репертуара приводит к пустым сеансам на никому не интересных фильмах

Алексей
Алексей
Ответить на  Михаил Бублевский

Михаил, не готов с Вами согласиться. Правильная работа букера позволяет мультиплексам собирать деньги на “малых” релизах. Примеров достаточно. Из последних “Коллектор”, “Девушка в поезде”, “Маленький Принц”. Наличие выбор позволяет потенциальному зрителю гуляющему по ТЦ найти то, что ему нужно. Это повысит его лояльность именно к этому киноплексу и впоследствии он примет решение смотреть даже блокбастер именно у тебя. Одинокий любитель артхауса придя в кинотеатр где показывают только ненавистного Викинга и Богатырей в 10 залах никогда туда не вернется. Вы же считаете голую арифметику, а бизнес давно уже тригонометрия с алгеброй.

Дмитрий
Дмитрий
Ответить на  Алексей

Алексей, всё верно, особенно насчет арифметики и тригонометрии) Показывать только блокбастеры – это путь к постепенному сокращению аудитории – путь, который и предвещает нам М.Бублевский. Расширение репертуара – путь к постепенному увеличению аудитории, даже в однозальниках. Даже если в однозальник очень изредка микроформатом ставить фильм независимых – на это всегда найдётся пусть небольшое, но всё же благодарное число зрителей, которые будут иметь постоянный интерес к твоему кинотеатру. Проверено собственным опытом) У меня крайне редко стоит три, или меньше, фильма в плане.
А минкульт вдёт к тому, что высокая цена за ПУ будет только для зарубежных фильмов. В итоге получим для расширения репертуара вместо голливудовского В-класса – отечественный С-класс, если не хуже.

Алексей
Алексей
Ответить на  Михаил Бублевский

И живой пример – умирающий Аймакс, в котором кроме 2 фильмов месяцами смотреть нечего.

Юрий Кириллов
Юрий Кириллов
Ответить на  Алексей

И кто вам сказал, что Аймакс умирает??? У нас в сети на лазерный Аймакс лом народа, и кинотеатр в целом работает в полтора раза выше наших самых оптимистичных ожиданий. То есть тема с Аймакс полностью окупаемая и невероятно прибыльная. Не слушайте злопыхателей и завистников 🙂

Алексей
Алексей
Ответить на  Юрий Кириллов

Как говорится Москва – это не Россия. Да и сравнивать надо не валовую выручку, а реальную экономику зала Аймакс и обычного зала. Боюсь она будет не в пользу Аймакс, с учетом роялти и стоимости оборудования. Если у Вас так все здорово с этим форматом готов предоставить Вам прекрасную площадку в центральном ТЦ областного центра. Аренда разумная, инфраструктура готова (8 зальник), помещение строилось именно под Аймакс.

Алексей
Алексей
Ответить на  Михаил Бублевский

И еще один пример – монозальники, где никто не мешает месяцами крутить Форсаж. Однако по отзывам зрителей предпочитающих мультиплексы слышно только одно – “у вас смотреть нечего”. Для понимания – в нашей сети два однозальника и 8 зальный мультиплекс.

Михаил Бублевский
Михаил Бублевский

Алексей, спорить с цифрами бессмысленно, если Вас не убеждают мои выкладки (80% фильмов дают только 6% кассовых сборов), то и Олег С. Березин даёт похожие цифры (40% всех фильмов дают всего-навсего 1% кассовых сборов). Возможно такие фильмы интересны Вам и ещё паре-тройке зрителей Вашего кинотеатра (как Вы пишите одиноким любителям артхауза), но не массовому зрителю, которому нужны только блокбастеры. В противном случае, доля обсуждаемого нами контента было бы значительно выше.
И проблема малозальных кинотеатров не отсутствии широкого предложения по репертуару, а в больших промежутках времени между сеансами
Мультиплекс выигрывает не за счёт большого количества фильмов, а за счёт увеличения комфорта зрителя, который придя в любое время в кинотеатр не будет долго ждать сеанса блокбастера

Дмитрий
Дмитрий
Ответить на  Михаил Бублевский

Михаил, это не в тему публикации, но Ваша интерпретация цифр и понимание проблем однозальников подчёркивают исключительно теоретический взгляд.

Алексей
Алексей
Ответить на  Михаил Бублевский

Крайне упрощенное описание. Ожидание сеанса – это час-полтора-два (для 1-2 зальников). Это не критическое время для уикенда, особенно понимая, что до 50% зрителей спокойно покупают билет онлайн, зная точное время начала сеанса. Именно жанровое разнообразие позволяет молодому человеку привести в кино девушку и уже там решить что им посмотреть. Если следовать Вашей логике, то в обувном магазине должны стоять только лабутены и Угги, в баре только водка и виски (никакого Егермайстера не дай бог). Так что арифметика 2 класса плохое подспорье в бизнесе.

Андрей Жирютин
Андрей Жирютин

Михаил Бублевский, вы точно думаете, что в большом городе (в голове держу Екат) если все кинотеатры, условно, навтыкают сеансы трех фильмов через каждые 15-20 мин только в одном многозальнике – то посещаемость каждого сеанса останется такой же, как если бы сеансы стояли через час? Аудитория, она как бы пропорционально расшириться?

Юрий Кириллов
Юрий Кириллов

Мысли Михаила Бублевского безусловно правильные. Действительно, основную кассу делают блокбастеры, и действительно, более половины релизов с коммерческой точки зрения относятся к разряду мусорных. На этом сайте я подробно разбирал этот вопрос.
Но, будучи исключительно марксистско-ленинским теоретиком от кино, Михаил Бублевский всегда пытается рассматривать сферического коня в вакууме, ведь в реальном кинобизнесе он работал несколько пятилеток назад. То есть в командной системе при отсутствии конкуренции роспись одного лишь блокбастера принесет максимальный результат. Приказано смотреть Викинга!, и никуда не денешься, будешь смотреть только Викинга. А в условиях рынка зрителям нужно предоставлять выбор. Поэтому кинотеатр, иногда в ущерб себе, вынужден расширять репертуар. Даже чуть проигрывая в деньгах на коротком отрезке, кинотеатр зарабатывает себе репутацию и лояльность зрителей, а значит выигрывает в долгую.
Короче, коллеги, оставьте споры с теоретиком. Он вас не поймет, а вы его.

Алексей
Алексей

Задам вопрос. Утрированный, но хорошо иллюстрирующий спор. У вас есть возможность показать 20 сеансов. И два релиза на уикенде ЗВ и Бердман. Кто как распишет? И как Вы больше соберете 20+0, 19+1мли например 16+4? Почему то уверен, что все реально работающие в индустрии поставят минимум 1 сеанс Бердмана. А Михаил не поставит. У него арифметика

Юрий Кириллов
Юрий Кириллов

Алексей, что значит “готов предоставить прекрасную площадку”? Вы владелец ТЦ? Тогда пожалуйста свяжитесь со мной через этот сайт (у Т.Лещинской есть мои координаты), и все обсудим.

Алексей
Алексей
Ответить на  Юрий Кириллов

Проще киньте тестовое письмо на lupi@mail.ru