Исследуя кинорынок России в 2017 году, компания Nevafilm Research проанализировала репертуар российского кинопроката, отметив произошедшие за 2017 год изменения в структуре предложения и спроса.
Авторы: Ксения Леонтьева, Александр Стоев (при участии Эллины Саттаровой)
Мы продолжаем следить за репертуаром российского кинопроката, используя классификацию фильмов в зависимости от их целевой аудитории. В 2017 году структура предложения и спроса несколько изменилась по сравнению с 2016-м.
Лидерами рынка по доле посещений остаются блокбастеры, детские и семейные картины зарубежного производства, однако по числу релизов семейное кино уступило в 2017-м молодежным лентам: их количество выросло сразу с 21 до 72. Расширение предложения кинолент для молодой аудитории вызвало и волну спроса: фильмы этого класса собрали 16% посещений (по сравнению с 2% в 2016 году это серьезный успех) – самым популярным стал триллер ОНО.
Что касается изменения структуры предложения и спроса на отечественный контент, то в 2017 году российские продюсеры выпустили немного больше попкорн-блокбастеров, комедийного кино для взрослых и артхаусных лент; при этом из проката ушел российский артмейнстрим. Большего успеха в прокате в 2017-м удалось добиться таким классам российских фильмов, как попкорн-блокбастер, детское и семейное, молодежное и комедийное взрослое кино (лидерами в каждой категории стали соответственно ВИКИНГ, ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ и ЕЛКИ НОВЫЕ. Сильнее всего снизилась в прошлом году доля серьезных фильмов для взрослых (среди них максимальное число зрителей привлекла МАТИЛЬДА).
В 2017 году посещения на один фильм в классе попкорн-блокбастеров оказались ниже, чем в 2016-м, так же как и у семейных фильмов и картин для взрослой аудитории; у молодежных фильмов число зрителей, напротив, выросло.
Самая высокая загрузка сеансов по-прежнему у блокбастеров и семейных лент (более 20 зрителей). А хуже всего себя проявили в прошлом году артхаус и комедии для взрослых (менее 14 человек на показе).
Высокие результаты в прокате лидирующим группам фильмов обеспечивает не только количество релизов, но и благоприятная роспись проектов. Традиционно наибольшее число кинотеатров показывают такие картины, как попкорн-блокбастеры (85% от числа действовавших в стране на момент релиза), семейные (более 60%) и молодежные фильмы (около 50%). В 2017 году мы наблюдаем сокращение предложения в российских кинотеатрах всех остальных классов кинолент: особенно заметно сузилась широта росписи на серьезном взрослом кино (с 45% до 26%), артмейнстриме (с 34% до 16%) и артхаусе (с 20% до 8%). Эти классы фильмов можно посмотреть не только во все меньшем числе площадок, но и на меньшем количестве сеансов: если артхаусу всегда доставалось менее 1% экранного времени, то в прошлом году доля сеансов артмейнстрима сократилась с 3% до 1%. Тогда как три наиболее популярные категории картин занимали в прошлом году уже 74% сеансов, что обеспечило им 78% от общего числа проданных кинобилетов.
В ТЕМУ
ПРОКАТ РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО В 2017 ГОДУ
ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК NEVAFILM НА КИНОТАВРЕ: НУЖНЫ ЛИ ДРУГ ДРУГУ КИНОТЕАТРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ?
АНАЛИЗ КИНОПРОКАТА 2016 ГОДА (1): КЛАССЫ ФИЛЬМОВ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ
Само название жанра “Артхаус” – какбэ намекает что надо дома смотреть