41-Й ММКФ: “КАПКАН”, “ИМПРОВИЗАТОРЫ”, “НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ”

В Москве уже во всю идет 41-й Московский Международный Кинофестиваль. Основная и внеконкурсные программы в этом году пестрят разнообразием, предлагая зрителю абсолютно разные по жанру и духу ленты из разных уголков земного шара. Первые дни московского смотра открылись фильмами из Турции, Японии и Якутии.

КАПКАН (основной конкурс)

7230
Пятеро рыбаков живут на острове посреди озера. Женщины даже поговаривают, что это место проклято, ведь здесь мало у кого получается успешно завести детей и продолжить род. Загадочная смерть одного из них запускает цепь мистических событий. Вскоре на острове появляется волк, желание прикончить которого приводит к необратимым последствиям.

Очень холодный и размеренный фильм-притча турецкого режиссера Сейида Чолака. В прошлом его короткометражные фильмы ИГРА и ЧЕРНЫЙ СНЕГ получили множество наград на национальных и международных кинофестивалях и подарили постановщику статус одного из самых перспективных кинематографистов страны. И в целом опыт Чолака в коротком метре виден невооруженным взглядом. КАПКАН напоминает растянутый короткометражный фильм, и это его основная проблема.

Несмотря на усложняющий восприятие повествования минималистичный киноязык, мораль этой экзистенциальной истории доходит до зрителя очень быстро. Речь здесь идет о взаимосвязи и отдалении человека от природы. О влиянии наших поступков на то, как сложится наша судьба. Одного ее невидимая рука карает за плохое поведение, другого – вознаграждает за добродетель. Всё это Чолак в целом выражает четко, но слишком долго “тянет резину”. Основные достоинства ленты – фактурный актерский ансамбль и живописная работа оператора. Хотя иногда кажется, что выразительные статичные пейзажи нужны автору исключительно для того, чтобы растянуть хронометраж.

ИМПРОВИЗАТОРЫ (основной конкурс)

7237

В этой японской картине три героя, истории которых пересекаются в развязке. Хироси – популярный музыкальный исполнитель, у которого масса пожилых фанаток. Одна из них похищает его в ночь перед большим концертом и заставляет написать балладу в свою честь. Другой персонаж – Такэру, добрый и наивный парень, исправно совершающий по три дела в день. Он уверен, что добродетель приведет к чуду, и его любимая девушка выйдет из комы. И последний – вышедший из тюрьмы молчаливый парень Тэтцуо. Он отомстил подставившим его бандитам и везет через ночной город свою бабушку, дабы исполнить ее последнюю волю. Тем временем, оставшиеся в живых головорезы обьявили на него охоту.

Одноразовая, но эффектная и энергичная лента режиссера Сабу, при просмотре порождающаяя ассоциации с фильмами Такеши Китано и Пак Чхан-Ука. Картина по-хорошему абсурдна. Ее постмодернистское повествование наполнено черным юмором и безумными эпизодами, среди которых нашлось место даже нескольким достойно поставленным экшн-сценам в духе ОЛДБОЯ.

В целом, все три сюжетные линии позволяют Сабу завести речь о карме и добродетели – добровольной, вынужденной и данной. Пожалуй, одна из самых динамичных картин в основном конкурсе, которую портит явно недоработанная драматургическая структура. К концу фильма, одно из ответвлений истории начинает стоять обособленно от двух других, и ее завершение не несет того эффекта, но который расчитывал постановщик. А жаль, ведь линия невозмутимого Тэтцуо является главным плюсом ИМПРОВИЗОТОРОВ. Но именно она кажется слегка недокрученной.

НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ (основной конкурс)

7224

Набирающий популярность в интернете вайнер Алтан поссорился с отцом. По настоянию своего дяди он уезжает работать на звероферму. На Крайний Север. У моря Лаптевых ему предстоит провести целый месяц в одиночестве. По крайней мере, так он думает, пока у него не появляется сосед – старик Байбал. Он доживает здесь свои последние дни и просит Алтана похоронить его рядом с могилой жены. Сначала парня отпугивает чудаковатый старец, но постепенно они становятся настоящими друзьями. Алтан узнает о том, что у Байбала пропала дочь и решает помочь ему. Он создает развлекательный видеоблог, основная цель которого – найти родню старика и скрасить его последние дни.

Дебютная лента якутской постановщицы Любови Борисовой вышла немного куцеватой и стилистически неоднородной. Недоумение вызывают и дидактический месседж с навязчивой критикой зависимого от интернета поколения, и порой довольно неуместные вставки в стиле бекмамбетовского screen-life. И тем не менее, перед обаянием этой ленты к финалу практически невозможно устоять. Несмотря на множество неумело выраженных сюжетных мотивов, сценарий здесь крепко скроен по лекалам предназначенного для самой широкой аудитории голливудского feeling-good movie.

И большая часть очарования этой якутской картины рождается из центрального актерского дуэта, состоящего из молодого артиста Ивана Константинова и чудесного Степана Петрова. Особенно стоит выделить последнего, ведь старик Байбал – настоящая душа фильма. С его появлением по началу слегка корявая картина оживает и умело играет с эмоциями зрителя до самого конца. Да, всё это можно назвать манипуляцией, но “Надо мною солнце не садится” простым и понятным языком искренне говорит о правильном и светлом. И будет довольно неожиданно, если именно этот фильм не получит “Приз зрительских симпатий” московского смотра. В этом плане конкурентов у него практически нет.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Роман
Роман

Тоже нравится, много разного и интересного.