Сегодня музыкальное кино переживает заметный ренессанс. БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ собирает баснословные деньги по всему миру, РОКЕТМЕН становится источником скандалов, а АЛАДДИН – фаворитом и зрителей, и критиков. Что нового можно привнести в жанр музыкального фильма после стольких лет экспериментов? Режиссер Дэнни Бойл и сценарист Ричард Кертис нашли крайне оригинальный ответ на этот вопрос, предложив зрителю картину в жанре альтернативной истории – каким будет мир, в котором никогда не существовали The Beatles?
Долгое время после второй части ТРЕЙНСПОТТИНГА следующим проектом Дэнни Бойла числился двадцать пятый фильм о Джеймсе Бонде. Пожалуй, самый популярный на сегодняшний день британский постановщик долго работал над юбилейным фильмом об агенте 007, пока не покинул проект из-за творческих разногласий. В итоге новой работой Бойла стала экранизация сценария автора РЕАЛЬНОЙ ЛЮБВИ и РОК-ВОЛНЫ Ричарда Кертиса о том, как парень-меломан оказывается в альтернативной реальности, в которой люди никогда не слышали о группе Beatles. Герой встает перед соблазном принести в этот мир песни легендарной ливерпульской четверки, присвоив их тем самым себе, или оставить все как есть, но тогда наследие Пола, Джона, Ринго и Джорджа исчезнет из вселенной навсегда.
YESTERDAY уже вышла в североамериканский и мировой прокат, где уже заработала почти $100 млн. Их них на США и Канаду приходится $57,6 млн. Картина пользуется стабильным спросом, уже месяц держась в топ 5 по сборам. Максимальное падение наблюдалось на второй неделе и составило всего 41%. Российская премьера фильма состоялась 19 июля в рамках открытия фестиваля Strelka Film Festival by Okko.
ТРЕЙЛЕР
Ролик ловко объясняет довольно непростое фантастическое допущение, на котором строится весь сюжет фильма – пострадавший в аварии в момент загадочного глобального скачка энергии главный герой остается единственным в мире человеком, который помнит про Beatles. Зрителю дают понять, что на данном “что, если…” строится подавляющая часть шуток фильма, а также классическая история испытания славой и деньгами. Самых пытливых зрителей привлечет вопрос, как в картине будет обыгрываться идея альтернативной реальности – попал ли герой в параллельную вселенную или просто спит в коме после столкновения с автобусом?
Данный локализованный трейлер был опубликован на канале UPI в феврале и уже набрал почти 1,6 млн просмотров.
ПРОСМОТР
Фильм старается не терять времени и запускает свое исходное событие довольно быстро – по истечении десяти минут Джек Малик (Химеш Патель) уже оказывается на больничной койке после “встречи” с автобусом. У постели он видит свою преданную подругу и организатора его концертов Элли (Лили Джеймс), которая еще со школы помогает по мере сил развивать его музыкальную карьеру. Зрители понимают, что рано или поздно героев притянет друг к другу романтическое напряжение. Пока же они перекидываются парой фраз, по которым Джек начинает подозревать неладное – Элли не узнает сказанных в проброс цитат из Beatles. Позже Джек погуглит и его замешательство получит разъяснение – каким-то образом из реальности стерты любые упоминания о существовании “ливерпульской четверки”, поэтому ему ничто и никто не мешает выдать многие их знаменитые песни за свои собственные. Так начинается его карьерный путь на самую вершину шоу-бизнеса, где он подвинет с пьедестала самого Эда Ширана, и разберется в своих чувствах к лучшей подруге и окружающему миру.
Первое, что важно упомянуть в связи с YESTERDAY – это фильм в большей степени Ричарда Кертиса как автора РОК-ВОЛНЫ и БОЙФРЕНДА ИЗ БУДУЩЕГО, чем Дэнни Бойла. Да, в фильме можно найти достаточно монтажных и визуальных решений, в которых узнается автор МИЛЛИОНЕРА ИЗ ТРУЩОБ, но главный битломан из тандема авторов – именно Кертис. Именно от него фильму досталась самозабвенная любовь к Beatles, и именно Кертис угадывается в ключевом фантастическом трюке фильма – описании знакомого мира, при этом лишенного не сразу заметной, но существенной детали. Похожим сочетанием остроумия и изящества отличалось фантастическое допущение Кертиса в последней его режиссерской картине БОЙФРЕНД ИЗ БУДУЩЕГО, где главный герой получил трогательную в своей малой практичности способность – ненадолго отматывать назад прожитое время.
Позволим себе мини-спойлер – герой Химеша Пателя не находится в коме или каком-то другом измененном состоянии сознания, а на самом деле в мире фильма попадает в параллельную реальность без Beatles. Кстати, в этом измерении исчезнет не только главная музыкальная группа XX века, но и некоторые другие явления, предметы и бренды, что неизменно будет вызывать недоумение Джека и смех зрителей в зале.
Не обидно ли будет наблюдать на мир без Beatles преданным битломанам? Ровно наоборот – связь с реальной историей группы фильм поддерживает максимально остроумным образом. Например, в результате запустившей всю цепочку фантастических событий аварии Джек потерял два передних зуба и ранил губу. Почти то же самое произошло с Полом МакКартни в 1966 году. И это лишь одна из многочисленных “пасхалок” и подмигиваний для фанатов, которые найдут в фильме ярые битломаны. Авторы фильма предложат крайне оригинальное “оправдание” мира без Beatles – самые преданные поклонники явно оценят один из финальных финтов от создателей. На этом остановимся и не будем ничего рассказывать. Намекнем лишь, что во вселенной фильма Beatles не существуют не потому, что Пол или Ринго не родились, а потому что четверка не встретилась и не создала группу.
Отметим, что немеломаны могут совершенно не переживать – на YESTERDAY можно идти совершенно любому зрителю (при минимальном багаже в поп-культуре прошлого, конечно). Универсальность фильма достигается за счет мелодраматической составляющей, которая начинает превалировать в фильме во второй половине, когда уже подавляющую часть шуток про Beatles авторы уже пошутили. Здесь мы наталкивается на единственный заметный вопрос к картине – возникает ощущение, что Кертис сначала придумал изначальную фантастическую условность (перенесем музыканта в мир без “Битлов” и посмотрим, что будет!), а романтическую линию вставил уже потом, чтобы фильм было легче нацелить на конкретную аудиторию. Поначалу героев мы знаем мало и влюбляемся в них уже по ходу сюжета, когда нас посвящают в их предысторию через флэшбеки. Сюжет, тем не менее, в фильме не рассыпается и воспринимается достаточно цельным.
При всей внешней простоте и универсальности фильма, у Кертиса и Бойла получилась довольно многослойная история, богатая на множество смыслов. Безусловно, в первую очередь, это признание в искренней любви к Beatles и утверждение актуальности их музыки во все времена. В то же время это манифестация первичности таланта в творчестве и размышление о том, откуда именно берется в человеке талант – точно ли мы знаем, из каких таких высших сфер реальные “Битлы” получили свои песни? Чем дальше развивается действие, тем сильнее обостряется конфликт таланта и коммерции, и авторы позволяют себе смешной стеб в адрес правил современного маркетинга, по которым живет сегодня не только музыкальная, и но кинематографическая индустрия. Романтическая линия фильма содержит свой месседж – не упускай свой шанс в любви, который, как правило, находится у тебя на расстоянии вытянутой руки.
Безусловным зрительским достоинством ленты является его блистательный актерский ансамбль, в котором трудно выделить кого-то одного. Здесь и трогательный в своей растерянности Химеш Патель, и лучезарная Лили Джеймс (ЗОЛУШКА, МАЛЫШ НА ДРАЙВЕ), и сдержанно-эксцентричная Кейт МакКиннон (ШПИОН, КОТОРЫЙ МЕНЯ КИНУЛ). Но больше даже самих битломанов фильму YESTERDAY будут рады поклонники современного эстрадного кумира Эда Ширана, который появляется в роли самого себя. Ширан уже не раз доказывал свой актерский талант, когда “заходил на огонек” в третью часть БРИДЖИТ ДЖОНС или появлялся в эпизоде ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ. В YESTERDAY у него уже полноценная и самоироничная роль одного из друзей главного героя, который помогает ему в продвижении на музыкальный олимп.
YESTERDAY – душевная музыкальная мелодрама в лучших традициях британского романтического кино, которая понравится всем ценителям РЕАЛЬНОЙ ЛЮБВИ и других творений Ричарда Кертиса. Фильм можно смело советовать как заядлым меломанам (для них картина превратится в парад “пасхалок”, от которых они получат отдельное удовольствие), так и самой широкой аудитории. Остается надеяться, что дистрибьютор сделает максимум, чтобы вывести фильм из ниши специфического кино для британофилов (РОК-ВОЛНА и БОЙФРЕНД ИЗ БУДУЩЕГО собрали у Ричарда Кертиса на нашем рынке всего по 35 млн) на территорию более жанрового кино, где YESTERDAY может ждать судьба “спящего хита” по аналогии, например, с ЛА-ЛА ЛЭНДОМ.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Главным образом, битломаны и меломаны всех мастей, которым в первую очередь будет интересно посмотреть на мир без Beatles. Не пропустят фильм и поклонники Дэнни Бойла и Ричарда Кертиса, а если брать шире – всего британского романтического кино. Потенциальная аудитория – молодежь и хипстеры, которых привлечет мелодраматическая составляющая истории.
РЕФЕРЕНСЫ
МАМА МИЯ 2 (53,5 млн на старте / 115,5 млн) – базовый эстимейт на фильм предлагает другой мюзикл от UPI, построенный вокруг творчества ABBA. YESTERDAY интереснее играет со своим “первоисточником” и имеет больше шансов понравиться мужской аудитории. Также сюда можно добавить две другие недавние музыкальные картины ЗВЕЗДА РОДИЛАСЬ (45,6 млн на старте / 170 млн) и РОКЕТМЕН (27,8 млн без учета превью / 71,3 млн), опиравшиеся на фанатов Леди Гаги и Элтона Джона соответственно.
ЛА-ЛА-ЛЭНД (79,5 млн на старте / 312 млн) – не удивимся, если YESTERDAY вслед за фильмом Дэмьена Шазелла соберет минимум в четыре раза больше своего стартового результата.
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Душевное, трогательное, атмосферное кино с целой россыпью обаятельных актеров, которое непременно понравится зрителю, а поэтому имеет серьезные шансы на сильный “сарафан” и культовый статус.
В ТЕМУ:
108-Й КИНОРЫНОК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ UPI — ДЕЛИМСЯ РАДОСТЬЮ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
зрители спрашивают.ждем
интересный материал, хорошо пишет