АЛЕКСАНДР ЗЕНИН: “ДЛЯ ИНДУСТРИИ ПРОЕКЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В БУДУЩЕМ МОЖЕТ ПРИЙТИ КОНЕЦ”

  • Post author:
  • Запись опубликована:30 июня 2021

Технологии не стоят на месте и активно продолжают развиваться. Тем не менее не всегда новое технологическое направление применимо в той или иной отрасли и оказывается лучше уже имеющихся наработок. Мы поговорили с Александром Зениным, техническим директором компании Incine, ст. научным сотрудником НИКФИ, о первом сертифицированном DCI светодиодном экране и попытались разобраться, насколько такая техническая новинка подходит для кинопоказа и стоит ли кинотеатрам следовать новым трендам.

Недавно стало известно, что первый китайский светодиодный экран для кинотеатров был сертифицирован DCI. Что это значит для отрасли? Какие еще компании занимаются производством сертифицированных экранов?

Насколько мне известно, DCI сертификат пока получила только одна компания, которая их производит. Притом, что первыми светодиодные экраны выпустили крупные корпорации, например, компания LG. Но почему-то сертификат получила именно компания из Китая.

Конечно, у светодиодных экранов масса проблем, тем не менее для индустрии проекционной техники в будущем может прийти конец. Но пока эти светодиодные экраны довольно дорогие и имеют множество недостатков, а также нет никакой информации по их долговечности, так как никто ещё не эксплуатировал их больше года. Выгорают они сегментами, т.е. ваш экран может покрыться большими разноцветными квадратами. Нельзя близко расположить первый ряд, иначе будет видно пиксельную структуру. По опыту эксплуатации коллег из ОАЭ, они не вандалоустойчивые, так как защитного покрытия на них нет, и светодиоды легко отковыриваются детьми. Для кинотеатров при использовании светодиодных экранов самая большая проблема — это организация звука, когда центральная звуковая дорожка построена на отражениях, и это не сравнится с тем, когда акустическая система стоит за экраном. Но это неправильно, потому что у людей с разной локализацией звука, в зависимости от места в зале, могут возникнуть расхождения, что этот звук идёт от экрана, а с совершенно другого направления. К тому же они делают экраны пока небольшого размера, хотя у нас последние кинотеатры вообще строятся с экранами до 10 метров.

С точки зрения существующих в нашей стране противопожарных требований, в зрительном зале мы не имеем право размещать силовое оборудование. Также по пожарным требованиям запрещена установка усилителей за экраном. То есть нельзя размещать ничего кроме слаботочных акустических систем и в крайнем случае лебёдки, которая включается 2 раза в день, чтобы открыть и закрыть занавес. Проектор изолирован либо в проекционной, либо в ящике со своим воздухообменом, а светодиодный экран, который потребляет довольно много электроэнергии, сопоставимо с тем же проектором, представляет собой огромную электрическую плитку, которая греет зал, потому светодиоды охлаждаются естественным способом, и у них нет никакого принудительного охлаждения. А это влечёт за собой необходимость увеличения мощности системы кондиционирования. И тут встаёт вопрос рентабельности.

Светодиодный экран состоит из сегментов или имеет цельную структуру? Судя по рекламным материалам, у него нет стыков. Или это обман зрения?

Сегмент светодиодной панели

Это обман зрения. Сейчас уже научились делать светодиодную стену, которая монтируется так, что стыков квадратных сегментов не видно. Невозможно сделать единое полотно, потому что из-за просадки напряжения яркость по всему полю будет распределена неравномерно. Поэтому каждый квадрат, из которых состоит экран, имеет отдельный котроллер, и через ПО можно провести настройку его цветности, яркости и подогнать так, чтобы все параметры были одинаковые. За счёт этого достигается отсутствие стыков и цельность экрана. Но светодиоды имеют особенность неравномерно деградировать, поэтому все равно через какое-то время будет видно отдельные сегменты. Например, матрица цифрового кинопроектора деградирует равномерно.

А какие положительные стороны у светодиодных экранов?

Положительная сторона – контролируемая яркость, которая в любом случае выше, чем у проекции, а также высокая чёткость из-за того, что не будет сбиваться фокус. К сожалению, у многих производителей, даже у лидеров, например, Barco, есть глобальная проблема, которая не решается на протяжении более 10 лет, у их проекторов сбивается резкость. Не далее как сегодня, я это видел в большом крупном кинотеатре, у которого завтра пресс-показ. И зрители смотрят кино с такими дефектами. А контролировать это некому, потому что киномехаников уже почти нет.

Проблему отсутствия кинокадров мы с вами уже ранее обсуждали. В таком случае отпадает вопрос, для каких кинотеатров такое оборудование будет предпочтительнее. Видимо для тех, у кого маленькие экраны?

Возможно, пока это подходит только для маленьких экранов. Не стоит забывать про достаточное расстояние до первого ряда, чтобы пиксели не было видно.

Мне не совсем понятно, как эта китайская компания добилась сертификации DCI, потому что динамический диапазон, который воспроизводят светодиоды, гораздо хуже, чем та же цифровая проекция. И я не знаю, как они обошли стандарт DCI-P3 о цветовом пространстве. Насколько мне известно, ни одна даже самая крутая светодиодная стена не позволяет воспроизводить весь спектр.

Публичной демонстрации этого оборудования пока еще не было?

В России точно не было. Может быть, в Китае показ проводился, но я бы не стал пока верить этой информации. Конечно, мне хотелось бы посмотреть, как выглядит стандартный DCP файл на такой стене. И если бы презентация экрана проходила в нашей стране, мы бы обязательно посетили такое мероприятие.

Но, на мой взгляд, это невозможно, и я не понимаю, как должны быть устроены светодиоды, или они должны быть совершенно иного класса. А если они другого класса, например, как те, которые используются для прожекторов в кино, то это очень и очень дорого. Ни о какой рентабельности речи быть не может. Хотя они заявляют довольно мелкий шаг, около миллиметра, что может обеспечить качество 4К и 8К. Также там указаны фиксированные размеры, которые связаны с разрешением.

Значит, есть определенные масштабы для таких экранов?

Конечно. Например, мы можем собрать светодиодную стену любого размера, любого количества пикселей, потому что в любом случае контент будет оптимизирован. Например, в кинотеатрах, в которых изображение с помощью объектива невозможно собрать или растянуть на экране, электронным способом через матрицу делают дробление пикселей, что запрещено нормами DCI. Я не знаю, почему эта функция есть в цифровых кинопроекторах, когда она запрещена. По идее мы можем только отключать пиксели и обрезать изображение. Соответственно, количество пикселей на экране должно соответствовать их количеству в матрице или на панели. В связи с этим у них проблемы в том, что размеры экрана могут изменяться только в пикселях. Эта компания заявляла о том, что у них ограниченный размер экрана, из разряда 3 на 7 метра, и связано это только с умещением пикселей.

Существуют ли ограничения и сложности в плане установки и эксплуатации? Помимо необходимого температурного режима и специфики звуковой дорожки.

Светодиоды очень сильно зависят от влажности. К тому же сама конструкция далеко не такая легкая, как натяжной экран. В первую очередь это довольно массивная рама, которая несёт на себе множество панелей. И вся конструкция достигает нескольких тонн.

То есть очень важный момент – качественная установка?

Да, конечно. Если экран мы можем натянуть на самую кривую раму и полотно вытянется как нужно и будет ровным, то здесь такой номер не пройдёт. Правильная установка очень важна, потому что, если допустить хоть какую-то погрешность, то станут видны стыки.

Проводить замену панелей также проблематично?

В принципе, как они заявляют, не очень. Сегмент держится на защёлках и разъёмах, и он спокойно извлекается специальной присоской и заменяется. Гораздо сложнее провести калибровку каждого квадрата по той причине, что если менять отдельный сегмент, то новый может попасться из другой партии, которую сделали немного иначе.

Расскажу о процессе производства. Кристаллы выращивают на заводе стереолитографическим способом (послойное объёмное выращивание), и они получаются разных размеров, соответственно: у них разное сопротивление, разная степень свечения, и даже спектр может меняться в зависимости от люминофора, который использовался при производстве. И сделать светодиоды с идеально одинаковыми характеристиками практически невозможно, и я не знаю ни одного примера, когда лампочки даже из маленькой выборки одинаково светили.

В Зеленограде есть завод, который делает светодиоды. И у них количество бракованных изделий доходило до 30%. Это именно то, что выбивалось даже на довольно большой диапазон характеристик светодиода. Поэтому это довольного дорогое производство. Хотя при массовом изготовлении получается достаточно дешево. Тем не менее, хорошие светодиоды всегда стоили дорого.

Также они боятся перегрева, поэтому в зале необходимо поддерживать соответствующий температурный режим, и для этого нужна система, которая стоит немалых денег.

Продолжение следует…

В ТЕМУ: 

КАТЕГОРИЙНОСТЬ КИНОТЕАТРОВ. ЧАСТЬ 3

СВЕТОДИОДНАЯ СТЕНА ОТ SAMSUNG ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО ПРОЕКТОРА

АННА ВОСТРЕЦОВА: «КИНОТЕАТРЫ ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДЛАГАТЬ ТОТ ЖЕ ТИП УСЛУГ, ЧТО И СТРИМИНГ-СЕРВИСЫ»

СОКРАЩЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ОКНО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СОКРАЩЕНИЮ СБОРОВ В 2022 ГОДУ

Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Тамара
Тамара

Супер крутой материал, спасибо

Яша
Яша

А на улице можно будет использовать такой экран?

Петр
Петр

А сколько стоит маленький экран, можно его ставить в итоге на площадь до 109 кВ м?

Алексей
Алексей

Заголовок не соответствует тексту.

Вика
Вика

а что сейчас чему-то соответствует, кто в итоге поставщик и куда смотреть и есть ли на все это лизинг

Вика
Вика

а кто-то вообще работал с лизингом

Ветеран
Ветеран

При всем уважении, хотелось бы узнать в каком нормативном документе указано – ” Также по пожарным требованиям запрещена установка усилителей за экраном”???