Продолжаю серию статей о нелегкой судьбе нашей отрасли. Начну традиционно с анализа сборов фильмов и сравнения их с аналогами прошлых лет.
Итак, «чемпионом» сентября 2021 года становится фильм Дени Вильнева «Дюна», о непростой судьбе планеты, специализирующейся на добыче полезных ископаемых. Близость сюжета этой истории для российского зрителя очевидна. Фильм стал пятой картиной, с начала этого года преодолевшей миллиардный рубеж в российском прокате. Напомню, в первую пятерку вошли новогодний «Последний богатырь 2», семейные проекты «Душа» и «Конек-горбунок» и продолжение «Форсажа». Можно уверенно сказать, что «Дюна» стала первым «чистым» миллиардером, сделавшим свою кассу, мало того, что без помощи праздников и каникул, так и еще в разгар «низкого» кинотеатрального сезона – сентября.
Название релиза | Дата релиза | Возраст | Сборы (млн. руб) | Зрители (млн. чел) |
ОНО | 07.09.2017 | 18+ | 1 042 | 4,1 |
ОНО 2 | 05.09.2019 | 18+ | 1 108 | 4,23 |
Дюна | 16.09.2021 | 12+ | 1219 | 3,59 |
Интерстеллар | 06.10.2014 | 16+ | 1886 | 4,4 |
Довод | 03.09.2020 | 16+ | 946 | 3,1 |
Фильм обошел «сентябрьских» чемпионов предыдущих лет – «Оно», «Оно 2» и «Довод». Хотя, нужно отметить, что у «Дюны» гораздо более «доступный» возрастной рейтинг «12+». И несмотря на это, по количеству зрителей «Дюна» пока еще проигрывает ужастикам прошлых лет.
«Темная лошадка» сентябрьского проката «Шан-Чи и легенда 10 колец» проявил себя достаточно уверенно для такого неоднозначного сюжета. С одной стороны, хорошие рекомендации дал бренд «Marvel», с другой – новых героев всегда встречают несколько настороженно. Если сравнивать с другими «новичками» от студийных компаний, результат достаточно скромный, но и время выхода в прокат не самое лучшее.
Название релиза | Дата релиза | Возраст | Сборы (млн. руб) | Зрители (млн. чел) |
Шан-чи | 04.09.2021 | 12+ | 534 | 1,8 |
Черная пантера | 22.02.2018 | 16+ | 950 | 3,3 |
Мулан | 10.09.2020 | 16+ | 410 | 1,5 |
Капитан Марвел | 07.03.2019 | 16+ | 1140 | 4,1 |
Ставший уже традиционным для сентября выход очередной «главы» молодежной мелодрамы «После» приятно разнообразил репертуар, но показал результаты слабее, по сравнению со второй частью. Возможно, это связано с получением максимального возрастного рейтинга, значительно ограничивающим зрительскую аудиторию.
Название релиза | Дата релиза | Возраст | Сборы (млн. руб) | Зрители (млн. чел) |
После | 18.04.2019 | 16+ | 188 | 0,78 |
После 2 | 17.09.2020 | 16+ | 298 | 1,2 |
После 3 | 02.09.2021 | 18+ | 214 | 0,8 |
Сейчас ну очень много представители власти говорят о восстановлении экономики РФ в целом и киноотрасли в частности. И, в общем, цифры сентября подтверждают эти данные
Год | Сборы (млн. руб) | Зрители (млн. чел.) | Сеансы (тыс.) |
2018 | 3086 | 12,3 | 836 |
2019 | 2941 | 11,6 | 778 |
2020 | 1929 | 7,2 | 552 |
2021 | 3410 | 11,8 | 788 |
Однако, на мой взгляд, открывать шампанское пока преждевременно. Фильмом – маячком для меня служит вторая часть «Босса-молокососа». Это яркий представитель семейного кино, т.е. интересного всем возрастным аудиториям. И на сегодняшний день цифры по этому релизу, в сравнении с первой частью, следующие:
Название релиза | Дата релиза | Возраст | Сборы (млн. руб) | Зрители (млн. чел) |
Босс-молокосос 2 | 19.08.2021 | 6 | 911 | 3,8 |
Босс-молокосос | 23.03.2017 | 6 | 1380 | 6,2 |
Таким образом, процент сборов сиквела составляет 66% от предыдущей части, процент зрителей – 61%. На мой взгляд, эти цифры в целом характеризуют процент восстановления нашего рынка.
Несколько слов просто обязан сказать о кинорынке в Петербурге. Показанный контент вселяет определенный оптимизм и веру в будущее кинопроката, во всяком случае на ближайшие полгода. Жаль конечно, что коронавирус об этом не в курсе, и продолжит свою деятельность.
Если описывать представленный отечественный контент, то хочу отметить несколько однозначных тенденций. У нас по-прежнему снимают о Великой Отечественной Войне (“Летчик”, “Учености плоды”). Мне очень импонирует “Учености плоды”, показанный целиком, но сложный сюжет, продолжительность 180 минут и дата старта 21 октября затрудняют его постановку в кинотеатры. И ему будет значительно комфортнее в формате 4 серий выйти на ТВ.
Также можно отметить появление нового жанра – “война в Сирии” (“Небо”, “Своя война”, “Однажды в пустыне”). Учитывая неоднозначное отношение к данному военному конфликту в нашем обществе, мне кажется, с этой темой нужно обращаться очень аккуратно, и соответствующе продвигать такое кино, если нужны хоть какие-то сборы. Весь вопрос в том – нужны ли они?
Было показано некоторое количество российской анимации: “Кощей. Начало”, “Плюшевый бум”, “Бука. Мое любимое чудовище”, естественно “Три богатыря и конь на троне” и другие проекты. В целом все неплохо, семейный контент всегда встречаем на «ура», единственное я бы отметил некоторую заезженность “сказочной” темы.
Мне понравились представленные отечественные комедии – “Друг на продажу”, “Снегурочка против всех”, “Семейный бюджет”, в том числе и “Последний богатырь 3″ с «БУМЕРангом”, которые тоже можно отнести к этому жанру. И если “Богатырь” особенно в представлениях не нуждается, то у остальных работа с аудиторией и выбор даты — ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Иначе, простите за каламбур, это будет “нефутбол”.
Из ужастиков я запомнил “Ряд 19” и “Ледяной демон”. Демон действительно очень страшный, было здорово. Что сейчас происходит с аудиторией ужастиков у нас в кинотеатрах, я пока не понял – идет явный спад. Поэтому пока не ясно, что именно может “зацепить” аудиторию, так как это сделало “Время” в июле.
Отдельно отмечу большое количество артхаусных проектов. В наших кинотеатрах мы работаем с таким контентом осторожно из-за того, что крайне сложно предсказать интерес аудитории к каждому релизу. В качестве эксперимента мы взяли в прокат “Молоко” из-за его более-менее позитивной повестки, и релиз работает на уровне ожиданий.
Иностранный контент в особых представлениях не нуждается, так как “Дюна” и “Веном 2” уже сказали свое слово. Теперь на очереди Бонд, “Неисправимый Рон”, “Семейка Аддамс”, “Вечные”, “Матрица 4”, “Человек-Паук: нет пути домой” и так далее.
В сентябре в четырех наших кинотеатрах проходила акция – “счастливый сентябрь”. Её целью был поиск ответа на вопрос – готов ли зритель ради дешевого попкорна или лимонада совершить дополнительный поход в кино. Увы, значительный интерес вызвала только среда и только после старта “Дюны”. Возможно, обязательное условие – установить на смартфон приложение нашего кинотеатра, было слишком большой платой за участие. Но, в любом случае можно сделать вывод – основным драйвером похода в кино служит контент и только хороший контент!
В заключении расскажу об анекдотической ситуации по результатам нашей акции:
Приходит посетитель в кинотеатр и спрашивает: “Сколько стоит билет?». Бармен – “Билет стоит триста рублей, но если вы установите наше приложение, то сможете сходить в кино в среду всего за 150”. Приходит еще один посетитель – “Сколько у вас стоит попкорн?” Бармен отвечает – “Попкорн стоит 200 рублей, но если вы установите наше приложение, то сможете в понедельник получить его всего за 1 рубль!”. Следом заходит еще один человек – “А где у вас туалет?”. Бармен “Туалет у нас — вот там. Но если вы установить наше приложение…”
Всем удачной росписи и ВЕНОМинальных сборов!
В ТЕМУ:
ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩЕГО КИНОПРОКАТА. АВГУСТ 2021 ГОДА
БОКС-ОФИС РОССИИ 23-26 СЕНТЯБРЯ: БОЛЬШИЕ ЧЕРВИ ЗАХВАТИЛИ КИНОТЕАТРЫ
КИНОТЕАТРЫ ГОВОРЯТ О “СПБМКФ 2021”
“СПБМКФ 2021”: ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМПАНИИ “КАРОПРОКАТ”
“СПБМКФ 2021”: ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМПАНИИ “ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП”
“СПБМКФ 2021”: ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМПАНИИ “SONY PICTURES PRODUCTIONS AND RELEASING”
Что-то любопытно: а какие были ожидания от молока? У нас никак, хотя кинотеатр с разной аудиторией
На “Молоко” ожидание примерно следующие были – количество нулевых сеансов – не более 30%. Общее количество зрителей – более 100 человек. Фильм выбрал из-за более-менее комедийной повестки.
и получилось достигнуть ожидания? пустые залы тоже
К моему удивлению – да. Но сразу была цена пониже, чем у, скажем, “Венома”
У Вас на это реагируют сильно? у нас на Венома спокойно шли на нормальные цены, на Дюну нет.
Если честно, у меня даже было желание поднять цены на “Венома” и “Бонда”, в качестве эксперимента. Веном и так был дороже, чем обычно (обычно -300, Веном – 350). Никто не заметил из зрителей
Мы подняли
А что в других странах “Босс-молокосос” собрал в 3-4 раза меньше первой части это к делу отношения не имеет? Что рекламы не было особо, уменьшили бюджет и вообще все задействованные ресурсы. Типичный пример дауншифтинга, чтобы хоть-что то собрать на волне успеха первой части без особых усилий. Можно добавить ещё и то, что премьера была в середине августа, а пиратские копии гуляли с начала июля. Результаты “Венома 2” и “Дюны” наглядно как по мне показали, что 90% проблем в контенте, в репертуаре. И что 90-95% потенциальной аудитории пофиг на коронавирус. Было бы на что ходить, они бы ходили, как минимум не меньше, чем раньше.
согласна. На Дюну у нас были только фанаты, взрослые. Подросткам просто дорого. Они все пошли на Веном. Но посмотрите сетку – все, больше ничего не работает. Правда есть вопрос: что тогда случилось летом, почему все практически провалились?
Жарко, страшно, нет денег =)
А сейчас нестрашно?-))
Ядру аудитории “Венома” – нет, не страшно.Возраст такой – там все бессмертные. Да и остальным людям уже безразлично стало. Человек такое существо – даже смертельной опасности он способен бояться ограниченное время. А потом раз! и привыкает…
Про другие страны не могу ничего сказать – гораздо больше волнуюсь за отечественные сборы. Причина, я думаю очевидна. Да, с Боссом 2 был ряд моментов – так они на большинстве проектов есть, поэтому и предлагаю данный фильм, как “маячок”. Было еще много соображений про рост/падение, но решил перенести на следующий месяц. Тут много интересных данных Веном, Бонд и каникулы дадут. Так что более взвешенное мнение можно сформировать
Но чтобы получить максимально объективную картину, без сравнений с Америкой и другими странами никак не обойтись. Вот и здесь Дримворкс сварганили на скорую руку дешёвую поделку, И то, что её дома выпустили сразу онлайн даже до паники с вариантом “дельта” наглядно показывает отношение к ней. Ну с какой стати же она должна собирать на уровне первой части или даже больше? Понятно, что нам всем такого хочется, но это не аргумент. Спад у нас на 34% при падении, например, во Франции в 4 раза как раз говорит о совершенно здоровом состоянии нашего рынка и большой народной любви к первой части, на которой получилось выехать с относительно небольшими потерями. По части летнего кинопроката все стенали как всё плохо. Но на самом деле, куда ни глянь, оказавшиеся сколько-нибудь интересными фильмы отработали вполне себе по своему потенциалу или даже лучше. Вот только их было мало и потенциал их изначально был не сравним с кассовыми хитами прошлых лет. Извините, но если репертуар дохлый, не надо выдумывать других причин и строчить опусы про падение покупательной способности населения и потерю интереса к кино. Или как “Наша Даша” пыталась доказывать, что дело не в жаре, жара, мол, и раньше была. Вот только жара с нормальным репертуаром это одно, а с дохлым это совсем другое. Тем более, когда минимум треть фильмов гибридные релизы с качественными пиратскими копиями, чуть ли не в первый день проката.
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем))
точно, наш бухгалтер готов разбить телефон. Все решили, что мы можем заплатить летний треш сейчас и весь
В точку. К сожалению, ЕАИС подвис с данными прошлых месяцев, поэтому не смог полный анализ сделать