БОРИС СОБКО: “ЗА ВСЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ В ОТРАСЛИ Я ТАКОЕ НЕ ВИДЕЛ НИКОГДА”

БОРИС СОБКО: "ЗА ВСЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ В ОТРАСЛИ Я ТАКОЕ НЕ ВИДЕЛ НИКОГДА"

В Омской области с 30 октября начала действовать система проверки QR-кодов у посетителей учреждений культуры, в том числе и кинотеатров. Cinemaplex поговорил с Борисом Собко, управляющим киноцентром «Вавилон» (г. Омск), о том как эпидемиологические ограничения повлияли на работу кинотеатра, и перспективах отрасли кинопоказа в новых реалиях в целом. 

Расскажите о работе вашего кинотеатра в новых реалиях. Какое влияние на посещаемость и сборы оказала система проверки QR-кодов, и как к ней относятся зрители?

Реакция у зрителей на QR-коды протестная. Когда мы опубликовали новый порядок посещения кинотеатра, в социальной сети Instagram от нас сразу отписалось порядка 50 человек, а также мы получили около 150 негативных отзывов. Нас обвиняли в фашизме, желали нам побыстрее закрыться или подталкивали к закрытию кинотеатра в качестве протеста.

И с каждым днём ситуация становится все хуже и хуже. Вчера в кинотеатре было 125 человек за день, при том, что в будние дни обычно ходило около 1200 человек. При таких цифрах невозможно платить зарплату, налоги и оплачивать прочие расходы. В целом деятельность предприятия невозможна. Из-за этого мне пришлось сократить время работы кинотеатра, поэтому с утра начинают работу только 3 зала, и постепенно, ближе к вечеру, начинают работать остальные залы.

Конечно, очень сильно подвел репертуар – второй важный момент, который сейчас подрывает деятельность работающих кинотеатров и доводит их до грани закрытия. Конечно, дистрибьюторы тоже считают свои деньги. Но я хочу напомнить, что, когда в начале года продюсеры получали средства поддержки в размере 2,1 млрд рублей, то утверждали, что на полученное финансирование будет снято хорошее кино, которое потом и поможет кинопоказу. Ну и где же ваше хорошее кино? Почему релизы не вышли именно в этот момент и нас не поддержали?

Потому что нужно честно называть все своими именами – Министерство культуры по какой-то причине кинопоказ в стране не интересует. Вопрос, в первую очередь, в системности, соблюдении законности и финансовой дисциплине. Если Владимир Мединский, предшественник текущего Министра культуры, запустил программу модернизации кинозалов, то почему они сейчас даже не обращают внимания на кинотеатры? То есть инициативу просто забросили? В итоге, выделенные деньги просто пустили на ветер. Если Ольга Любимова не может проконтролировать эти вопросы, то, возможно, ей стоит заниматься чем-то другим, а не занимать место министра культуры.

Третье – это разрозненность в нашей отрасли. Ни мы, отдельные кинотеатры, ни представители АВК в этой ситуации сделать ничего не можем. Потому что каждый сам за себя. Даже в этот сложный период дистрибьюторы умудряются заставлять меня держать определённое количество сеансов. И их совсем не интересует тот факт, что мой кинотеатр из-за оптимизации может работать только половину дня.


К слову о дистрибьюторах – как обстоят дела с продвижением проектов?

Продвижение и реклама отсутствуют совсем. По ТВ в основном продвигаются онлайн-платформы. Если раньше мы видели рекламу с призывом – «смотрите в кино», то сейчас фраза поменялась на «смотрите в «Окко» или в другом онлайн-кинотеатре. Только недавно, отечественные продюсеры выходили на сцену на осеннем кинорынке в Петербурге и заявляли, что они против сокращения кинопрокатного окна. Но спустя пару месяцев мультфильм «Кощей. Начало» выходит одновременно и в кинотеатрах, и онлайн.

В общем, кинотеатры входят в список отраслей, как сказал Олег Березин, «наиболее опасных для предпринимательства». Это абсолютная правда. Проработав 16 лет в кинопоказе, сейчас я в некотором разочаровании, что выбрал этот бизнес. Если раньше он мне казался перспективным направлением, в котором интересно работать, в отличие от того же ритейла, сейчас же складывается ощущение, что этот бизнес вообще никому не нужен. И чего таить, сегодня каждый собственник кинотеатра, как в фильме «Берегись автомобиля», мечтает его продать.

То есть перспектив у отрасли сейчас нет?

Перспективы есть, но в декабре, когда выйдут хорошие фильмы. Сейчас все живут и надеются только на этот период. Ждут Матрицу, Человека-Паука, Богатыря.

А «Вечные» как себя показали?

Вечные прошли очень слабо, посещаемость совсем низкая. Только в кинотеатры с залом в формате IMAX зрители более-менее приходили. Конечно, в первую очередь, свою роль в прокате фильма сыграли QR-коды.

За все время работы в отрасли я такое не видел никогда – таких цифр, сборов, абсолютно пустое фойе кинотеатра и зевающий от скуки персонал.

Хоть какая-то поддержка была оказана?

В качестве поддержки государство выделило по одному МРОТ на работника, но это критически мало, и средств хватило ровно на неделю. Не буду напоминать, сколько мы должны поставщикам. Финансовую поддержку я направил на расчет с дистрибьюторами, потому что они за копейку «душу вытащат» и еще ключи не дадут.

Я попытался с ними переговорить, но они заявили, что не обязаны нас кредитовать. С одной стороны, они, конечно, правы, и кинотеатр должен отдать им половину заработанного. Но с другой стороны, хочу напомнить, что это игра в одни ворота – не будет нас, не будет и их.

Как я понимаю, уйти в онлайн у них не получится, потому что там уже все поделено.

Конечно, нет. Особенно это касается персонала, с которым мы общаемся по почте и телефону, а точнее тех, которые нам по количеству сеансов «выносят мозг». На платформах им точно места нет, так как там уже другая специфика работы – люди занимаются закупкой контента, сеткой вещания, продвижением и прочим.

Что же касается перспектив, как я уже сказал, мы рассчитываем на декабрь. Но это больше похоже на «инсулиновую зависимость» отрасли. Увы, кинопоказ сейчас как старый «инсулинщик» – ему нужны дозы все больше и больше. И декабрь – как раз такая доза. Только тогда станет понятно – поможет ли это продержаться еще чуть-чуть или сил уже не хватит. Сомнения у меня только из-за QR-кодов, которые могут разрушить все ожидания.

Расскажу пару примеров. На каникулах я наблюдал как родители вталкивали детей в кинотеатр, потому что им QR-код не нужен, а сами не заходили.

Также недавно в Омской области ввели ограничения еще и для общепита. И когда к нам приходят посетители и спрашивают, «можно ли без QR-кода пообедать у вас?», вы представляете, я отвечаю – нельзя. Бред-то какой!

Раньше я занимался тем, что организовывал мастер-классы с актёрами, проводил предпремьерные показы и встречи киноклубов. Жизнь кипела! А сейчас я занят тем, что проверяю – есть ли у меня антисептик, надета ли маска, работает ли на телефоне связь с Госуслугами, чтобы проверять QR-коды.

Уверен, что настроение, о котором я сейчас рассказываю, присутствует в каждом кинотеатре, каждого региона, за исключением Москвы и Московской области, у которых нет системы QR-кодов.

Раз зашла речь о Москве – планируете посетить МФ «Российский кинобизнес»?

Меня уже многие спрашивали, но, увы, я не смогу приехать, так как просто не хватает финансов. Сейчас для меня важнее заплатить поставщикам и дистрибьюторам, чтобы подготовиться к Новому году. Программа мероприятия, конечно, красивая, но я не хочу снова слушать продюсеров, которые «против отмены кинотеатрального окна». Понятно, что они сами, как и мы, не знают, что будет дальше – закроют кинотеатры на Новый год или разрешат работать.

В Омской области, чтобы не делали, уровень заболеваемости населения продолжает расти, смертность очень высокая. Губернатор обещал всех закрыть, если ситуация станет ещё хуже. Но при этом дата следующего заседания опертштаба пока не объявлена.

В таком отвратительном состоянии находится не только наша отрасль, но и рестораны. Они сокращают персонал, которого раньше катастрофически не хватало. Люди, скорее всего, поедут в ту же Москву, составлять конкуренцию местным. В регионах люди итак уезжают, но сейчас это достигнет огромных масштабов. Это очень грустное и тяжелое время.

Конечно, всё, что мы сейчас переживаем, можно было пройти куда легче, если бы в свое время подготовились. Мы уже проиграли эту борьбу, когда стала поступать негативная информация о прививке. Но это уже тема для отдельного разговора.

В том случае, если новогодние праздники пройдут хорошо, то после них кинотеатры снова ждёт запустение в репертуарной сетке, так как качественного и сильного продукта у отрасли для поддержки кинопоказа в этот период, скорее всего, не будет.

Тревожит меня еще одна тенденция. На осеннем кинорынке мне удалось поговорить с Гевондом Андреасяном, который рассказал мне, что не стремится снимать большое кино и больше ориентирован на платформы, от которых поступают деньги и заказы. То есть те, кто создавал кино, отвернулись от кинотеатров. И то, что сейчас происходит будет иметь долгосрочные серьезные последствия, без потерь не обойдется.

Последние события также обнажили отсутствие сильного российского кинематографа, который последние годы в основном выдавал только слабые картины. И мало того, под эти релизы искусственно «раздвигали» даты старта зарубежных проектов.

Надеюсь наша беседа вызовет отклик среди представителей индустрии, и мы получим хоть какое-то движение или единение в отрасли.

Увы, единения не будет. Текущая ситуация напоминает 90-е, когда кинотеатры стояли пустые, зато в видеосалонах было битком. Сейчас такая же история, только аудитория перетекает в онлайн. И кинотеатр будет жить ровно столько, насколько хватит финансовой подушки собственника. Как только она истощится – площадка закроется.

Как я понимаю, у многих «подушка» уже истощилась, и они перешли на «матрас».

О чем я и говорю. Многие представители отрасли уже планируют, чем заняться дальше. И затягивать с этим никто не будет – либо перепрофилируются, либо отдадут помещение под аренду, если не придумают что-то иное. Поэтому я живу только ближайшей неделей и надеюсь на то, что население привьется и придет в кинотеатры в декабре.

В ТЕМУ: 

ТОТАЛЬНАЯ “КЬЮАРИЗАЦИЯ” И СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КИНОПОКАЗА В РОССИИ

ХРОНИКА САНИТАРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РОССИИ. НЕРАБОЧИЕ ДНИ НЕ ПОМОГЛИ

КИНО – НЕ КУЛЬТУРА

РАЗБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СУБСИДИЙ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ

АНАЛИЗ КИНОАУДИТОРИИ ВО ВРЕМЯ ЛОКДАУНА

ОЛЕГ БЕРЕЗИН: “ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АКТИВА – НЕ ВСЕГДА ПРОСТОЙ ПУТЬ”

ОБЪЯВЛЕНА ПРОГРАММА МФ «РОССИЙСКИЙ КИНОБИЗНЕС»

Подписаться
Уведомить о
guest
29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Людмила
Людмила

Честно. По делу. Спасибо

Андрей
Андрей

Присоединяюсь к благодарности. Отрасль кинопоказа просто принесли в жертву даже не борьбе с коронавирусом, а показательной отчётности об этой борьбе.

валя
валя

Четкий вопрос к Министерству культуры. Какое отношение это ведомство имеет к платформам. Яндекс постоянно крутится там. Почему такое игнорирование кинотеатров? Это поддержка недобросовестной конкуренции. Борис, Евгений, давайте вместе действовать.

лавров сергей
лавров сергей

Вале – Потому что Минкульт и ФК планируют со следующего года финансово и безвозвратно “поддерживать” ВСЕ платформы, которые будут показывать российское кино и сериалы.

Людмила
Людмила
Ответить на  лавров сергей

Доброе утро, Сергей, испытываю искреннюю радость, когда Вы здесь появляетесь. Вопрос, а разве это не очевидно – что это не нужно самим зрителям и когда-либо кто-то сверху обратит на это внимание?

Анонимус
Анонимус
Ответить на  лавров сергей

А отрасль кинопоказа не такая! Она под власть никогда не ляжет! Только рука рынка расставит всё по местам… Вот только руки эти, как оказалось, растут не из правильного места. Пытались наладить диалог с властью? Немногие. Вот результат

лавров сергей
лавров сергей

Людмиле – К сожалению, нет. Там всем “рулит” Толстой, который будет “поддерживать” росс. киноиндустрию до 2024 года. Там очень много людей “кормится” от господдержки. И при этом ВСЕ ВСЁ прекрасно знают…Много фильмов ВООБЩЕ не выходят никуда и существуют часто только “на бумаге”.

Людмила
Людмила
Ответить на  лавров сергей

И никак этот змеюшник не растолкать? Страдает же зритель, кинотеатр.

Яша
Яша

Эта тема очень сложная с одной стороны мы хотим уйти от налогообложения, с другой хотим деньги от государства получить. Там продюсеры которые снимают шляпу, за деньги налогоплательщиков., и приобрести в процессе съёмок тачки или квартиры. Мы все хотим друг друга на@бать, мы прокатчиков и государство, они государство и нас. Я не знаю, заколдованный круг. И рыбку съесть и на люстре покачаться, и я а том числе((

валя
валя
Ответить на  Яша

не поняла, Яша, не ругайтесь, а как кто кого? мы себе работаем и честно все пробиваем.

Анонимус
Анонимус
Ответить на  валя

Со всеми кинотеатрами, с кем бы я не контактировал по работе, один из животрепещущих вопросов был – как наи@ть дистрибов. Абсолютно у всех. Причём, дистрибы об этом знают. Это они мне тоже многократно лично говорили.

лавров сергей
лавров сергей

Людмиле – Им, к сожалению, наплевать и на кинотеатры и на зрителей. Главное – получение госденег на питчингах…

Миша
Миша
Ответить на  лавров сергей

Сергей, это же видят все уже. Громко говорят. Уже во всех телегах. Вы сколько говорите. я на радио Вас слушал – честно и прямо. И ни прокуратуру ни СК ни-ни?

Анонимус
Анонимус
Ответить на  Миша

Оказывается коррупцию не выключить даже “щелчком Таноса”! Очень трудный и длительный процесс.

лавров сергей
лавров сергей

Мише – Пока, увы, нет никаких подвижек в этом направлении. Коррупция разъела все слои госвласти. Счётной Палате и Кудрину лично на это наплевать, пока если только Президент РФ “не даст отмашку”. Следственный комитет этим тоже заниматься не будет, они с утра до вечера “борются с коррупцией”… Наши киноделы снимают и снимают, а никто не смотрит и не будет смотреть то, за ЧТО никто и никогда не ответит. Вот в чём проблема. Кинотеатры, в основном, частные, а кинопроизводство почти на 99% – государственное.

Миша
Миша
Ответить на  лавров сергей

не китай, да

Анонимус
Анонимус

Вот представьте, у вас на аренде в фойе стоит кафешка, которая платит – 200 000 руб. в месяц. Потом стоит магазинчик нелицензированных самоделок по мотивам Дисней/Марвел за 50 000 руб. И какой-нить виртуальный шлем за 3500 руб. в месяц. И вот вам приходиться закрыться на пару-тройку месяцев из-за очередной “волны”. Всё идёт кувырком, все через ж.. А тут еще и арендаторы, наседают, мол денег не будет, потом может заплатим, когда жизнь станет лучше. Вопрос: на кого вы реально потратите время и силы, чтобы удержать. А от кого просто отмахнётесь, если начнёт рисовать вам условия?

Анонимус
Анонимус
Ответить на  Анонимус

А реальность такова, что если брать отраслевой баланс всей киноотрасли, то он минусовой. Очень жёстко минусовой. Поэтому кинотеатры в вышеуказанном мной примере не кафе, как вы понимаете, и даже не магазин поддельного мерча. И, ого, даже не ларёк с ЭВМ-шеломом! Надеюсь разъяснил ситуацию. Трудно смотреть со стороны, когда ты внутри. Как говорил Лобановский, “самое красивое в игре – счёт на табло”. И он не в пользу кинотеатров.

Анонимус
Анонимус
Ответить на  Анонимус

И на какие-нить театры бесполезно пенять. Они реально востребованы, причём даже очень – на западе. И на метро переполненное и прочие общественные места так же бессмысленно кивать. Закрыть метро или кинотеатры? От чего реально граждан порвёт, отгадайте. Вначале всегда жертвуют самым ненужным. Бесполезным. Времени на становление правильного кинопоказа было достаточно. Но все думали только о себе. А оно эвон как обернулось.

Миша
Миша
Ответить на  Анонимус

ничего не понял

Светлана
Светлана

Все правильно сказал. Меня возмутило, почему в Москве и Московской области нет системы QR-кодов? Все директивы исходят из Москвы, а для себя они делают послабление. Безобразие. А мы в маленьких городах, где один кинотеатр, где больше и сходить то некуда, совсем останемся без всего.

Вадим
Вадим
Ответить на  Светлана

Много всего сказано, написано про разрозненность представителей кинобизнеса. И пост Светланы, к сожалению, наглядно демонстрирует, как обстоят дела. Она сетует не на то, что власти в ее регионе могли бы постараться хоть в чем то брать пример с Мск, а на то, что Мск без куар кодов работает. Конечно, у Мск и любого региона разные ресурсы, тут сложно спорить. Но вот эта вот озлобленность в адрес Мск, мол, опять у этих маскалей лучше… ни к чему хорошему не приведет. Предположу, что если бы не Мск с МО, то переезды фильмов продолжились бы, а сейчас, вроде, затишье… и есть надежда… тьфу-тьфу-тьфу)

Миша
Миша
Ответить на  Вадим

правы

лавров сергей
лавров сергей

Мише от Лаврова – В Китае ВСЁ кинопроизводство – частное. На госденьги снимается 2-3 фильма в год к датам. Все остальные – инвесторы идут в банк, снимают прибыльное кино и т.д. Вторичные платформы показа (ВПП) дают в Китае примерно ТРЕТЬ от кассы кинопроката. Инфа от моей студентки во ВГИКе.

Ольга
Ольга
Ответить на  лавров сергей

вообще этого не знала, думала, что все государственное. как же так им удается совместить идеологию с частными деньгами.

лавров сергей
лавров сергей

Ольге – Потому что они стремятся сделать ПРИБЫЛЬНОЕ и и интересное кино для собственных зрителей, поэтому их кинопоказ процветает без Голливуда. Он им не нужен, и янки мечтают залезть в их кинопрокат. Господдержка существует только в России, поэтому нашим продюсерам кинопрокат нафиг не нужен…

Анонимус
Анонимус
Ответить на  лавров сергей

Во многих странах существует господдержка. Во Франции, например.

лавров сергей
лавров сергей

Анонимусу – Да, она есть во многих странах. Но не превышает 25% от общего бюджета фильма. У нас она порой составляет от 75% до 100% производственных затрат!

Последний раз редактировалось 7 дней назад лавров сергей ем
Анонимус
Анонимус
Ответить на  лавров сергей

А, понял. Спасибо за инфо.