ОЛЕГ БЕРЕЗИН: “ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АКТИВА – НЕ ВСЕГДА ПРОСТОЙ ПУТЬ”

ОЛЕГ БЕРЕЗИН: "ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АКТИВА – НЕ ВСЕГДА ПРОСТОЙ ПУТЬ"

Представители российского кинопоказа ожидают мер поддержки отрасли от правительства. Обсудили с Олегом Березиным, главой компании «Невафильм» и председателем Ассоциации владельцев кинотеатров, сложности получения такого рода поддержки государства, какие шаги предпринимает Ассоциация владельцев кинотеатров, и почему они не афишируются. Конечно, в первую очередь, коснулись темы создания региональных кинотеатральных союзов и их целей. 

Что послужило причиной принятия решения о создании региональных союзов?

Ну, прям так, «региональных союзов» — это, скорее, региональные сообщества! Локальные сообщества кинотеатров существуют в некоторых регионах уже давно и вовсю ведут активную работу. И они включают, естественно, не только членов Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), не только владельцев, но и управляющих, и директоров кинотеатров региона. Часть таких сообществ достаточно активна, ну а некоторые пока не сильно себя проявляют. Самые деятельные сегодня – это «Уральская группировка» Свердловской области. А так, коммуникации на региональном уровне идут и в Петербурге, и в Белгородской области, и в Тамбовской области, и еще в ряде регионов. Основная идея продвижения формата «региональных сообществ» заключается в том, чтобы региональные кинотеатры выстраивали диалог, в первую очередь, между собой и сообща, обсуждая, находили решения каких-либо проблем. И Ассоциация заинтересована в развитии таких горизонтальных связей на уровне региона, поэтому мы активны в этом направлении.

Подчеркну, что самое важное – это осознание владельцами и руководителями кинотеатров, особенно «немного» удаленных от столицы, что они одно профессиональное сообщество, способное взаимодействовать и решать свои задачи и проблемы. Круг вопросов может быть достаточно широким – от коммуникации с региональной властью, до совместных маркетинговых и рекламных программ на уровне города или региона, борьбы с демпингом и переманиваем сотрудников друг у друга, и даже решением тех или иных вопросов с дистрибьюторами – в этих отношениях иногда тоже возникает региональный окрас.

При личном знакомстве коллег возникающие неформальные отношения – очень важны для добросовестного ведения бизнеса. Понятно, что мы, хоть и участники одного профессионального сообщества, всё равно, в той или иной степени, являемся конкурентами. Но если вы не знаете своего конкурента, так у вас ничего и не зашевелится, когда вы будете выстраивать какую-то конкурентную акцию, но если вы знакомы лично, если вы в кругу коллег публично дали какое-то слово, то ситуация уже совсем иная. Я очень верю в слово предпринимателя, данное глаза в глаза, верю, что личные отношения, даже в конкурентной обстановке, делают наш бизнес в целом цивилизованнее.

Иногда случаются удивительные вещи. Например, два с половиной года назад, когда только родилась инициатива “Уральской группировки”, и все собрались в первый раз за одним столом вместе поужинать, выяснилось, что многие владельцы кинотеатров, ведущие бизнес в одном городе уже по десять лет, не были знакомы друг с другом лично! Я думаю, что такая же ситуация есть в каждом регионе, и многие владельцы и руководители кинотеатров даже одного города лично до сих пор друг друга не знают.

Вторая цель в развитии региональных сообществ кинотеатров – это выстраивание диалога с региональной властью. Если возникает необходимость, то многие кинотеатры региона готовы объединиться и подготовить, например, письмо или обращение к главе региона. И появляется простая канцелярская проблема: от кого оформлять письмо? От всех кинотеатров – тогда надо несколько дней потратить только на сбор «живых» подписей, фотографии на смартфон не подойдут для этих целей. Если решить, что каждый пишет одно и тоже от себя, то это еще менее конструктивно. Эти десятки писем попадут, естественно, не губернатору на стол, а какому-то чиновнику рангом пониже – и можете представить, какой негатив вы получите при необходимости готовить ответ на каждое из десяти писем, написанных под копирку. Поверьте, после такого «флэшмоба» все ваши инициативы будут топиться теми самыми чиновниками рангом пониже, которых вы «достали» пачкой своих писем.

Поэтому возникла здравая идея: нам нужно в каждом регионе иметь «руководителя регионального отделения АВК». Это не просто тот, кто будет от имени всех обращаться к чиновникам, а тот, кто способен мобилизовать всех вокруг на общее дело, кто выступит и инициатором, и, возможно, арбитром в каком-то споре, кто способен не просто увлечь идеями, а еще выстроить линии правильного общения с теми же чиновниками, с другими бизнес-сообществами региона и т.д. Это не только «официальные» переговоры, но и участие в рабочих группах на уровне регионов, участие в совещаниях, которые любят проводить чиновники, подготовка каких-то ответов на запросы чиновников – и такое бывает. Здесь еще важно, чтобы и чиновники как «дважды два» знали к кому обратиться по поводу кинотеатров региона, кого позвать посоветоваться и т.д. Так, шаг за шагом, и будут выстраиваться отношение внутри делового сообщества региона и диалог с властью.

Инициируя такой подход, мы не выдвигаем никаких особых требований к такому региональному лидеру, не назначаем его «волевым решением» — это инициатива самих кинотеатров региона либо частная инициатива – достаточно только о ней заявить. Такой лидер даже может не быть членом АВК. Главное, чтобы у него был опыт, желание, навыки общения с людьми своего круга и с чиновниками, чтобы естественно был авторитет в своем регионе. И если он возьмет на себя эту миссию, то мы со своей стороны предоставим ему возможность представлять позицию Ассоциации на региональном уровне, поддержим его методически, наладим его контакты с коллегами из других регионов.

А если он столкнётся с пассивностью остальных участников киносферы на региональном уровне?

В таком случае всё просто – это никому не нужно. А если никому не нужно, значит нет проблем. У нас так в АВК построена деятельность Рабочих групп. Возникает проблема – формируется Рабочая группа для решения проблемы. Если выясняется, что желающих участвовать делом в такой Рабочей группе нет, значит просто нет проблемы. Формирование регионального актива – не всегда простой путь. Возможно, кто-то возьмет на себя роль такого регионального лидера в одиночку, подтянет одного, второго, и если все вокруг увидят дело и результат, то остальные тоже подтянутся. Проверено!

Естественно, что сверхзадачей для региональных объединений и лидеров является вовлечение как можно большего количества кинотеатров, игроков нашего рынка на всех уровнях в решение наших общих индустриальных проблем и задач.

Это как-то поможет в коммуникации с властями по поводу ограничений?

Нынешний локдаун, в первую очередь, отличается от прошлогоднего опыта тем, что в этот раз очень много «регионального разнообразия»: в каждом регионе сроки нерабочих дней отличаются, где-то кинотеатры закрывают, где-то разрешен вход по QR-кодам, где-то ограничение времени работы и прочие инициативы. Поэтому для решения насущных проблем эффективнее коммуницировать на уровне отдельного региона. Очевидно, что представители кинотеатров на уровне своего региона лучше понимают обстановку, они так или иначе общаются с представителями региональной власти, что важно. Сложно добиться таких же результатов, обсуждая региональные проблемы, особенности и тонкости работы, например, в Приморском крае из столицы.

В таком случае можно сказать, что взаимодействие на федеральном уровне сейчас неэффективно?

Конечно, это не верно! Это разные уровни решения одной общей задачи. На федеральном уровне все наши усилия не менее важны, чем на региональном. Просто на федеральном уровне такое взаимодействие эффективно по другому типу вопросов, по которому мы общаемся на уровне АВК с представителями федерального правительства и различными бизнес-объединениями. На днях, например, это было связано и с попыткой включить в программу грантов крупные сети, и с письмом по кредиту ФОТ 3.0, которое мы писали три недели назад. В итоге, его всё же продлили, правда не на 12 месяцев, как мы предлагали, а всего на полгода.

То есть коммуникация на федеральном уровне всё же есть?

Конечно! У нас есть круг задач, которые решаются на федеральном уровне, которые касаются тех или иных мер поддержки и решения общеиндустриальных вопросов.

Если сравнивать с фитнес-индустрией, ресторанным бизнесом, которые открыто заявляют о своих требованиях федеральным властям, у вас более скрытный принцип работы?

Ой, ну вы нас прямо застыдили этими «скрытными методами» работы. Я уже говорил как-то на «Кино Экспо» во время нашей конференции: не обо всем можно говорить в публичном пространстве, во-первых, потому что нас читают наши зрители – те, кому мы, в конечном итоге, оказываем услуги, во-вторых, потому что большинство (!) задач не решается просто написанием писем и их публикацией в СМИ.

В первом случае напомню про тот «хайп», который поднялся из-за проекта (тогда еще – проекта) Правил оказания услуг кинотеатрами – нам тогда этот гвалт про идею запрета проноса чужой еды в кинозал очень сильно испортил расклад… Пришлось и переубеждать, и протаскивать в проект правил те или иные задумки иносказательно. Вот тут публичность нас подвела.

Во втором случае, когда проблема решается публичным письмом, которое чиновники прочитают и примут верное решение – это вы только в телесериалах увидите. Ни одна, повторюсь, ни одна задача таким путем не решается. За всем стоят разговоры, уговоры, договоры, телефоны, смс и переписки в мессенджерах… Всё – на тонкую. И письма, как правило, это уже вишенка на торте, чтобы создать внешнюю красоту процесса.

Да, иногда мы сознательно размещаем что-то – позицию, декларацию, то или иное письмо. Иногда это от нас не зависит, а просто «журналисты узнали». Много способов уже освоено! Поэтому нет задачи в том, чтобы громче всех выступать, написав открытое письмо и получив некий «хайп» в СМИ или в Фейсбуке. Я вообще в этот способ взаимодействия очень плохо верю. Это иногда работает как выстраивание общественного мнения к чему-то, но не всегда это продуктивно, а, в итоге, может плохо сказаться на результатах. Тем более, сегодня в каждом регионе своя история, которая не позволяет создать, например, такую единую позицию по стране, как было в прошлом году, когда все кинотеатры были закрыты.

Может быть цель и заключается в том, чтобы разделить сообщество на мелкие группы?

Ну это смотря у кого такие цели. Наша цель, наоборот сплотить индустрию. Не только кинотеатры, но и дистрибьюторов, продюсеров, чиновников. Именно поэтому и было принято решение стимулировать создание региональных сообществ, в которые вкладываем две важных идеи. Первое – взаимодействие на региональном уровне, именно плодотворное взаимодействие. И ведь видно по опыту Калининградской области, по опыту Якутии, даже по Москве, где взаимодействие регионального бизнеса и региональной власти приносит реальные плоды в виде программ поддержки. Определенно у любого региона есть возможности поддержать пострадавшие отрасли в той или иной степени. Главное – правильно и вовремя донести мысль, где-то не идти в лоб, а подкинуть идеи «знакомому чиновнику» – пусть он или губернатор сам выступит с такой инициативой поддержки. Нам же результат нужен, а не штамп «сделано АВК».

Второй момент – избежать ситуации, когда вся ответственность ложится на нескольких активистов АВК, в то время как остальные участники отрасли ожидают от нас каких-то действий, а затем лишь обсуждают и критикуют принятые решения. Достаточно посмотреть на наш список представителей отдельных регионов, в котором можно увидеть далеко не все 85 субъектов. То есть пока достаточно много регионов считает, что им это не нужно, в таком случае, почему мы за них должны что-то решать?

Но пока мы с вами ведём беседу, еще один лидер региона заявился. Процесс идет, но это не моментальные результаты.

А от Министерства культуры какие-то предложения по ситуации поступали? Складывается ощущение, что они вообще не принимают участия.

Не соглашусь. То, что мы уже получили готовые три документа за последние пару месяцев (новый Приказ по тифлокомментированию, Правила оказания услуг и новый бланк БСО «Кинобилет») – наглядное доказательство активного взаимодействия.

Мы очень много общаемся сегодня с министерством – для меня лично, это вообще необычный новый опыт. Но надо понимать, что далеко не всё зависит от Минкультуры – там, за башнями, не всё просто и однозначно. Разные силы, разные интересы, группы и свои группировки. Даже прошлый год показал, что есть определённые нюансы в этом направлении, когда вдруг «неожиданно» выяснилось, что формально мы не подведомственны Минкультуры, и вопрос о правомочности выделения субсидии кинотеатрам через Минкультуры висел на волоске. Просто исторически так сложилось, что если Министерство культуры отвечает за реализацию государственной политики в области кинематографии, то все ошибочно стали приписывать и кинотеатры под их «юрисдикцию».

«Фондовские» кинотеатры всё же относятся к Министерству культуры.

Кинотеатры, открытые по программе Фонда кино, – это немного другое направление. И то они не подведомственны напрямую Минкультуры – не все так просто с этой вертикалью власти. По субсидии – да, они отвечают перед Фондом кино. По факту, кинотеатры как предприятия сферы услуг, можно отнести к Министерству промышленности и торговли. Это надо еще будет проработать… Вообще, по сути, мы должны быть под Министерством цифрового развития и связи, там где СМИ, Интернет, телеканалы и онлайн-видеосервисы – но они думают, что мы до сих пор аналоговые и с 35-мм кинопленки кино показываем!

В целом, если абстрагироваться от разделения по регионам, типам кинотеатров и прочим факторам, какие общие требования у кинотеатров в сложившейся ситуации сегодня?

Очевидно, что, в первую очередь, нужна материальная помощь отрасли. Это требует очень аккуратного решения. Опять же, просто написать «дайте» – автоматом не сработает. Мы же не одни на паперти – тут и рестораны, и фитнес, и отели, и туроператоры. Если поддержать одного, значит надо поддержать и всех остальных. Но мы прорабатываем эту тему и время покажет, что получилось, а что – не очень.

Если же мыслить более широко, тот здесь и лежит большое поле для взаимодействия с Министерством культуры. Важный вопрос сегодня – какое кино и для кого производят продюсеры за счет государственной финансовой поддержки? Какие приоритеты сегодня в кинопроизводстве? Стоит понимать, что нам, кинотеатрам, нужно соответствующее кино – большие зрелищные фильмы для коллективного просмотра на большом экране, которые люди придут по своему желанию смотреть в кинотеатр, а не останутся сидеть дома смотреть в онлайне. И все примеры этого года, начиная с российской комедии «Холоп» и заканчивая студийным «Веном 2», говорят о том, что такое кино в мире существует, и даже у нас иногда встречается. Очевидно, что если картина попадает в парадигму киносмотрения в кинотеатре, то счёт кассовых сборов идёт на миллиарды!

Можно было бы утверждать, что кинотеатры как способ смотрения «сдулись», если бы за последний год всё кино, которое выходило, собирало условно не больше 100 млн. рублей. Но мы видим, что выходят фильмы, которые люди хотят смотреть вместе на большом экране, и эти фильмы приносят миллиарды и кинотеатрам, и продюсерам.

Но в российской киноиндустрии наметилась тенденция, когда отечественные продюсеры особо не горят желанием делать кино именно для кинотеатров. Для них это сегодня некий «вторичный» рынок. Им проще снимать кино «либо на Оскар, либо на Netflix». Там меньше финансового, творческого и технологического риска. Киноэкран очень многого не прощает, зритель массового кино многого не прощает. А нам такие, безукоризненные по качеству фильмы, именно для коллективного просмотра на большом экране – сегодня очень нужны. Так что нам нужна и материальная поддержка, и отмена ограничений, и хорошее кино для кинотеатров, и, конечно, зрители! В общем, есть над чем поработать сообща.

В ТЕМУ: 

АВК СОЗДАЁТ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ КИНОТЕАТРОВ

РАЗБОР ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ СУБСИДИЙ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТРАСЛЕЙ

АССОЦИАЦИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ КИНОТЕАТРОВ ПРОСИТ ПРОДЛИТЬ ВЫПЛАТУ КРЕДИТОВ НА ОДИН ГОД

ПОЗИЦИЯ АВК ОТНОСИТЕЛЬНО НОВЫХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ БУДЕТ НАПРАВЛЕНО НА ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ

Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Татьяна
Татьяна

Спасибо за интервью. По кино четко сказано. Сейчас беспокоит, что наши прокатчики снова по понятным причинам увели кино. Что делать тем, кто работает с куарами? Ждать Москву?

Татьяна
Татьяна

В этом случае не получится говорить с дистрибьютерами регионально никак.

Яша
Яша

Олег Станиславович вы то «погулять по Питеру» во время протестов призываете, то смс и звонки с власть имущими анонсируете. Лично у меня это все невяжется, а вы когда настоящий??? С либерастами для которых сегодняшняя власть палачи, или вы болеющий за судьбы кинопроката в том числе патриотического

Ирина
Ирина
Ответить на  Яша

У нас в Ставрополье глава ассоциации предпринимателей записывает обращение к Путину. Кинотеатры не представлены. Может, субсидию ждёте и надо молчать? Так мы ип не проучим итак