Алексей Воронков: «Мы даем зрителю то, что он хочет смотреть»

  • Автор записи:

Алексей Воронков: "Мы даем зрителю то, что он хочет смотреть"

Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков считает, что несмотря на то, что кинотеатры сначала пострадали от пандемии, а позже от ухода зарубежного контента, в 2024 году состояние отрасли стало намного лучше, чем было в 2020 году. Однако пока кинотеатры не достигли показателей выручки (минус 30%) и посещаемости (минус 37%), то есть до сих пор не восстановились.

Большая радость и победа — первый квартал 2024 года, который показал максимальные результаты по выручке за пять лет. Хотя зрителей все еще меньше, чем в 2019 году, на 20%. Интересно это тем, что всю выручку сделал российский контент, иностранного не было совсем. Вышли «Холоп-2», «Бременские музыканты», они собрали суммарно больше 6,5 млрд. «Мастер и Маргарита» вышли 25 января, это у кинотеатров считается «новогодней ямой», выпускать фильм в эти даты — некоторое самоубийство. Но когда выходит действительно сильный продукт, ему без разницы, когда выходить. И фильм тоже отработал, тоже больше двух млрд. Февраль вытащил на себе «Лед-3». В марте удивительным образом выстрелил «Онегин». Очень не повезло большой картине «Летучий корабль» — их выход совпал с жесточайшей трагедией в «Крокусе», это очень сильно потеребило семейную аудиторию, — считает Воронков.

По мнению руководителя АВК, если кинопроизводители смогут за два года прийти к тому, что такое количество фильмов будет раскидываться по всему году (а не только зимой), то в течение 3–5 лет кинотеатры смогут прийти к полной независимости отечественного кинопоказа от Голливуда и сторонних производителей.

На лето продюсерам идти страшно. И для кинотеатров это проблема. До кризиса летом кинотеатры выживали на иностранном контенте. Голливуд никогда не боялся выпускать летом, — напоминает Алексей Воронков.

АВК разговаривает с дистрибьюторами и продюсерами на эту тему.

Говорим: давайте нам хороший контент летом, и мы будем пробовать устраивать вам эксклюзивные окна — когда неделю будет стартовать только один сильный фильм, а остальные будут в докатке. Несомненно привлекло бы также, если бы Фонд кино начал, например, выдавать в чуть большем объеме субсидии производителям, которые выходят летом. Не секрет, что многие фильмы отрабатывают себя уже на этапе создания субсидиарными деньгами. Или, например, если бы появилась программа по маркетинговой поддержке дистрибьюторов, которая выделяла бы дополнительные 50–100 млн руб. на продвижение фильма в летний период. – рассказывает топ-менеджер.

Чем больше будет российских картин в целом, тем больше они будут распределяться по году и заполнять летний период, уверен Воронков. Рынку нужна конкуренция, чтобы перезапустить индустрию.

Он также отметил, что в пакете фильмов, которые будут выходить в конце 2024 года, в 2025 году, есть действительно большие картины, из которых могут получиться миллиардники по сбору средств.

Этого не было еще два года назад, тогда мы смотрели в будущее и побаивались. Сейчас российское кино начинает набирать силу, кинотеатрам надо еще пару лет потерпеть, — заявляет председатель АВК.

Воронков также признался, что ошибки в прогнозировании кассовых сборов фильмов нередки, и привел как пример ситуацию с ожиданиями профессионалов от проката картины «Сто лет тому вперед». Предполагалось, что фэнтези заработает не менее 2,5 млрд рублей. В условиях отсутствия голливудских конкурентов этого сделать не удалось. При этом техническое качество российского контента становится заметно лучше.

Нужно просто усиливать этот эффект и увеличивать количество больших картин, — добавляет Воронков.

Пока идет переходный период, будет еще в каком-то виде появляться предсеансовое обслуживание, но это уже самовымирающая история, заявляет руководитель АВК.

Если говорить об иностранном контенте — его количество, как минимум фестивального контента, растет. Однако возврата Голливуда — «Диснея», «20 век фокс», «Сони» — в том формате, в котором они были, в ближайшей перспективе не будет точно, и надеяться на это не надо, предупреждает он. Тем не менее качественный иностранный контент начинает проникать в Россию. Через посредников, через прокатные удостоверения.

Год назад мы не предполагали, что Гай Ричи может в принципе появиться в России. Но фильм «Министерство неджентльменских дел» пошел, его закупили, его протащили. Понятно, что это не первая голливудская студия, но, по крайней мере технически, механизмы обхода прямых санкций работают абсолютно везде. Как в промышленности, так и в кино. Ни одна студия не готова терять даже 3–4% своего мирового оборота, для них это тоже боль, — говорит Алексей Воронков.

Важно отметить, что фильмы режиссёра Гая Ричи прокатная компания Вольга успешно выпускала в российский прокат всё время с момента ухода голливудских студий. Так, 12 января 2023 года в отечественных кинотеатрах демонстрировался фильм «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», а 1 июня того же года вышел боевик «Переводчик». 

По его словам, кинорынок начинает устраиваться. Летом кинотеатры, чтобы продержаться, будут уходить на фестивальное кино, на старое кино.

Надо создать маховик, который постоянно притаскивает людей в кино. Сейчас мы зимой людей затаскиваем, а летом все понимают: там нечего смотреть. В прошлом году осенью, например, выходил фильм «Повелитель ветра» Бондарчука. Интересная картина. Но они выходили первыми после лета. И если бы до них сработал какой-нибудь другой фильм, который с лета затащил людей в кино, то «Повелитель ветра» собрал бы больше. Фильм как бы хедлайнер, а им пришлось выступать «на разогреве». А пока будут такие большие провалы летом, мы будем скакать — то набирать, то падать, — считает он.

Алексей Воронков признал, что в трудной ситуации, когда кинотеатры вынуждены сами заботиться о своем выживании, кинопоказчику пришлось взять на себя функцию отборщика и цензора.

Мы понимаем, например, что ЛГБТ (международное движение, признанное экстремистской организацией и запрещенное в РФ) в России — это нет. Пусть нас называют нетолерантными, но кинотеатры сами отслеживают это и говорят — нет, мы это не берем. Я не готов показывать это своим детям. В любом случае есть индивидуальные кинотеатры, которым вообще все равно, что показывать. Но это не массовая история, — говорит он.

Что касается поддержки, то кинотеатры после 2022 года поддержали только арендодатели, а именно торгово-развлекательные центры. Они поняли, что контента нет, что кинотеатры закроются — и снизили для этого вида бизнеса арендные ставки. В 2023–24 гг. руководство ТРЦ столкнулось с разного рода экономическими проблемами, в том числе с пересмотром кадастровой стоимости объектов и увеличением налоговой нагрузки.

И сейчас они говорят — либо что-то придумывайте, либо сокращайте залы, либо мы будем что-то другое искать, потому что нам тоже надо выживать, — рассказал о ситуации Воронков.

Первое, что делают кинотеатры — сокращают расходы: на рекламу, сокращение персонала на лето, возможно временное закрытие нескольких залов, чтобы сэкономить на коммуналке.

Большие сети за 2022 год закрыли 138 кинозалов, это много, — считает Воронков.

Отметим, что в целом в стране сейчас больше кинозалов, чем было до 2020 года, поскольку продолжала работать программа по господдержке открытия малых кинозалов в небольших городах.

Все, что не выживает, будет закрываться, на их место будут приходить новые концепции. Некоторые кинотеатры, не отказываясь от помещений, идут по пути создания на свободных площадях ресторанов, VR-клубов, коллаборации с детскими развлекательными центрами.

Предприниматель обратил внимание, что если в 2022 году у собственников кинотеатров не было планов развиваться дальше и стояла задача лишь сохранить кинозалы, то сейчас некоторые владельцы готовы рассматривать индивидуально предложения о коммерческой аренде для новых объектов.

Запчасти для проекторов производить в России нецелесообразно из-за небольшого количества кинотеатров, поэтому эта часть рынка активно использует схемы параллельного импорта. Отдельно Воронков отметил, что сроки доставки удлинились и цена на оборудование значительно выросла.

Тему контента для премиальных форматов недавно поднимал Генеральный директор киносети «Синема парк-Формула кино» Алексей Васясин, который рассказал об отсутствии контента при наличии технического оборудования для показа таких фильмов. Воронков согласен с тем, что такая проблема на российском рынке существует.

Фильмы аттракционного формата — одна из наших болей. Мы пытаемся донести до продюсеров, что нам это надо. Один из наших посылов — давайте придумаем программу, которая будет субсидировать не кинотеатры, а кинопроизводителей для создания аттракционных форматов, — предложил Алексей Воронков.

Председатель АВК ожидает, что цены на кинобилеты поднимутся до 400–500 рублей, а в Москве еще больше. Потому что растет себестоимость из-за подорожания ремонта оборудования, повышения зарплат.

Эта волна по всей стране идет и за год-два снесет не один бизнес. Себестоимость одного сеанса подобралась к 4 тыс. руб. за сеанс. Если у вас пятизальник и минимум 30 сеансов в день, то это 120 тыс. руб., которые нужно окупить. Если вы продаете билеты дешевле 400 рублей, вы работаете в убыток. Работать в убыток можно, либо понимая, что вы когда-то продадитесь, либо если вы не платите аренду, как муниципалы, не вкладываете в ремонт и выжимаете из кинотеатра последние соки, — говорит он.

В том числе поэтому выгодно уменьшать залы, считает Воронков. В проекторе большого зала раз в месяц нужно менять лампу, стоимость которой составляет 120 тыс. руб. Если зал меньше, то мощность лампы необходима меньше и менять ее можно реже. Кроме того, четыре зала — это более разнообразный репертуар и можно привлечь больше зрителей. А стационарные кинотеатры, по его мнению, содержать дорого и потому нерентабельно.

Источник: Российская газета

Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Максим
Максим

«МЫ ДАЕМ ЗРИТЕЛЮ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ СМОТРЕТЬ» ??? точно?

Владимир
Владимир

И пора прекратить российским кинопроизводителям делать фильмы продолжительностью три часа! два часа максимум.

Максим
Максим

«субсидировать не кинотеатры, а кинопроизводителей»- может хватит кинопроизводителям? более 200 фильмов в производстве с господдержкой, а с учетом того, что они все хотят выходить только в НГ уикенд, (реально поместятся 4 фильма) то на 50 лет вперед есть что показывать на НГ. Что делать остальные 50 уикендов, вот в чем проблема. Как вариант можно несколько НГ праздновать, хотя мы и так празднуем 2 НГ, но сборов это не прибавляет.

Elliot78
Elliot78

Какой же поток откровенного бреда, обмана, манипуляций и лицемерия. Разбирать это и тыкать носом в каждую строчку, себя не уважать.

Лара
Лара
Ответить на  Elliot78

Почему вы так считаете? Жестко очень.

Elliot78
Elliot78
Ответить на  Лара

Да там от каждой строчки буквально уши вянут. Кино в регионах по 500 рублей он сам будет смотреть. Жадностью всё губят только.
Себестоимость одного сеанса подобралась к 4 тыс. руб. за сеанс. Бессовестное враньё.
Какое-такое ЛГБТ кинотеатры отслеживают и не берут? Можно пример хоть один? Какое-такое не получившее ПУ ЛГБТ онм могли взять и не взяли?
Год назад мы не предполагали, что Гай Ричи может в принципе появиться в России. Год назад в январе шла «Операция Фортуна», а в июня «Переводчик».
Предсеансовое обслуживание вымирающая история? Ну-ну. Все прекрасно помнят короткометражки со средней посещаемостью за 100 человек на сеанс. Сейчас просто совпало ещё так, что в Голливуде печально всё.
Предполагалось, что фэнтези заработает не менее 2,5 млрд рублей.Кем предполагалось? Чушь и дичь.

По мнению руководителя АВК, если кинопроизводители смогут за два года прийти к тому, что такое количество фильмов будет раскидываться по всему году (а не только зимой), то в течение 3–5 лет кинотеатры смогут прийти к полной независимости отечественного кинопоказа от Голливуда и сторонних производителей. Бессовестный обман и сладкая ложь в подпев ура-патриотам вместо реального представительства интересов.
Санкции? Никаких санкций не было и нет. Никто не выгонял, никто не мешает вернуться в любой момент. Кроме политической ситуации и общественного мнения.
Летом кинотеатры, чтобы продержаться, будут уходить на фестивальное кино, на старое кино.Чушь собачья. Голливуд будут показывать при наличии возможности. А не будет её, будут плакать и залы закрывать. Могу и продолжать, но есть чем другим заняться.

Пират Пиратыч
Пират Пиратыч

Пиратим и даем

Сергей
Сергей

Безграмотность Воронова только удивляет. «Голливуд не боялся выпускать фильмы летом» — если Воронков не знает, то просветим: у Голливуда лето кассовый сезон, т.к. Америка летом массово едет в отпуски на побережья (Майами и т.д.) и там активно тратит деньги на развлечения (Диснейленд, кино, и прочее). И Голливуд ориентируется сначала на внутренний рынок и только потом на внешние рынки.

Сергей
Сергей

Любимая тема Воронова: поднять стоимость билетов. Может пора ему немного изучить историю? Псевдо бизнесмен, который знает только один способ монетизации: поднять стоимость билета. В Америке в период Великой депрессии любой бродяга мог купить билет в кино (даже не имея стабильного заработка), в СССР — стоимость кинобилета была доступна практически любому потенциальному зрителю (10-20 коп). Голливуд на такой стоимости был максимально окупаем, СССР так же не жаловался на сборы. При текущем уровне доступности цифровых платформ (от 1 рубля подписка) и пиратского контента — задирать стоимость — это очередной шаг к убийству отрасли.

Сергей
Сергей

«Эффективному менеджеру» Воронкову нужно как-то доказывать свою «эффективность» перед собственниками, ну и теперь перед киносообществом. Но, по факту, он выглядит как «поп Гапон» образца 2024 года. Либо штрейкбрехер, либо что-то похуже. Время покажет..

Иван
Иван

Вот есть же отличная фраза «не можешь сказать ничего умного — лучше помолчи». Вот и здесь тот же случай. Пора бы перестать давать интервью и позориться