
Кредитование восстановления объектов культурного наследия
Программа льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия запущена в России, сообщил заместитель генерального директора ДОМ.РФ Алексей Ниденс.
Она позволит привлечь на цели восстановления объектов культурного наследия 300 млрд рублей внебюджетных средств, — сказал он.
ДОМ.РФ совместно с Минкультуры России разработали меры поддержки для участников программы по восстановлению объектов культурного наследия, пояснили в госкомпании. Получить льготный кредит можно на разработку проектной документации, восстановление и приспособление к современному использованию памятника архитектуры, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Срок реализации проекта не должен превышать 8,5 года. При текущих значениях ключевой ставки Банка России для инвесторов будет действовать льготная ставка в 7% для 24 пилотных объектов культурного наследия в 8 регионах — Забайкальском крае, Новгородской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Самарской, Нижегородской и Тверской областях, а для всех остальных объектов культурного наследия — в 17%.
На сегодня в России насчитывается более 157 тыс. объектов культурного наследия, сообщил на пресс-конференции директор департамента управления делами и инвестиций Министерства культуры РФ Николай Никифоров.
К сожалению, состояние почти 14 тыс. памятников архитектуры характеризуется как неудовлетворительное. Поэтому очень важно вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемые памятники истории культуры, которые наиболее подвержены разрушению, в том числе осуществлять передачу в частную собственность или аренду с обязательствами по их восстановлению и дальнейшему сохранению, содержанию, — сказал он.
Госкомпания планирует объявить торги на первые объекты культурного наследия для восстановления до конца 2024 года. Кроме того, ДОМ.РФ планирует повысить привлекательность объектов культурного наследия на торгах. Так, предлагается модернизировать механизм реализации объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, объединять их в один ликвидный лот с дополнительным объектом недвижимости, земельным участком или имущественным комплексом. Поправки в законодательство в начале декабря были направлены в правительство РФ.
Механизм «зонтичных» поручительств Корпорации МСП
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, которым устанавливается бессрочность действующего механизма «зонтичных» поручительств и независимых гарантий Корпорации МСП для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Документ, инициированный группой депутатов от фракции «Единая Россия», вносит поправки в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
«Зонтичные» поручительства — один из высоко востребованных бизнесом инструментов господдержки, который помогает решать проблему нехватки или отсутствия залога при обращении в банки за финансированием. Инструмент способствует снижению ставки кредитования, что особенно важно в текущих условиях: покрывая до 50% от суммы кредита, поручительства позволяют предпринимателям успешно кредитоваться у партнеров Корпорации МСП, указывала депутат.
Штрафы за несвоевременное уведомление о начале предпринимательства
За несвоевременное уведомление о начале предпринимательской деятельности оштрафуют на сумму до 60 тыс. рублей. При открытии магазина, кафе, точки бытовых услуг, службы доставки еды или производственного предприятия предприниматели обязаны подать уведомление в Роспотребнадзор. Тем не менее, многие пренебрегают этой обязанностью. Предложенный правительством РФ закон вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь максимальный штраф за такое нарушение составит 48 тысяч рублей.
За повторный проступок предусмотрены следующие административные штрафы: для должностных лиц — от 15 до 25 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 60 тысяч рублей.
Ранее — по прежним нормам — компании, не сообщившие о старте своей работы, могли получить штраф в пределах 10–20 тысяч рублей, а должностные лица — 3-5 тысяч рублей. Однако кабмин счел такие размеры штрафов недостаточными, особенно учитывая важность контроля в сфере общественного питания.
Федеральный закон вступит в силу спустя 180 дней после его официального опубликования.
Плановые проверки бизнеса
Государственная дума на пленарном заседании приняла в третьем чтении законопроект, устанавливающий, что плановые проверки бизнеса будут обязательными только для объектов высокого и чрезвычайно высокого риска. Документ был внесен на рассмотрение Госдумы группой сенаторов и депутатов в мае, поправками дополняется закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Так, виды плановых проверок и периодичность их проведения, а также периодичность обязательных профилактических визитов в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска, будут устанавливаться соразмерно рискам причинения вреда.
Для объектов других категорий риска (значительного, среднего или умеренного) предусмотрены лишь обязательные профилактические визиты контролеров, периодичность которых, в том числе по отдельным видам контроля, определяется правительством РФ.
Документ устанавливает, что проведение внеплановых проверок возможно при непосредственном характере угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям — угрозе жизни или здоровью граждан, обороне и безопасности государства, угрозе ущерба окружающей среде, объектам культурного наследия, а также при информации о нарушении обязательных требований в деятельности, подлежащей лицензированию, или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, внеплановые проверки разрешаются при наличии у контрольного органа сведений о деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, без предоставления необходимых сведений в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также в случае уклонения контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Практически все внеплановые проверки должны санкционироваться прокурором. Устанавливается, что в случае, если осуществить согласованную прокурором проверку не удалось по вине контролируемого лица, ее повторное проведение допускается без нового согласования с прокуратурой в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения контрольного мероприятия. Аналогичный трехмесячный срок закреплен и для обязательного профилактического визита, который не состоялся по не зависящим от контролирующего органа обстоятельствам.
Исходя из законопроекта, компании смогут не пускать к себе проверяющих, если на их документах отсутствует либо некорректно нанесен двухмерный штриховой код, который должен соответствовать «Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий», утвержденным Правительством.
Оплата цифровым рублём
К лету 2025 года универсальный QR-код заработает и будет размещен на каждой кассе, такова единая позиция ЦБ, правительства и большинства участников рынка, рассказал глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Он добавил, что у нескольких крупных игроков есть другое мнение. Помимо централизованного QR-кода, который готовит Национальная система платежных карт (НСПК), стоит разрешить размещать и другие. Однако преобладающая позиция в том, что универсальный QR позволит упростить взаимодействие покупателя с продавцом товаров и услуг.
Идея универсального QR-кода появилась, чтобы облегчить клиентский путь и снизить затраты покупателей, пояснил депутат. НСПК будет устанавливать очень низкие тарифы для оплаты покупок по централизованному QR, поэтому люди будут меньше тратить денег на эту услугу. Хотя конкуренция тоже важна, отметил Анатолий Аксаков.
Я думаю, что в I квартале следующего года мы примем закон об универсальном QR. Мы хотим это прописать и рассчитываем, что он будет также использоваться для оплаты цифровым рублем. Поэтому к лету 2025 года универсальный QR-код однозначно заработает и будет размещен на каждой кассе, — заключил Анатолий Аксаков.
Изменения в Трудовом кодексе
Минэкономразвития подготовило проект изменений в Трудовой кодекс с целью увеличить гибкость рынка труда на фоне нехватки персонала, следует из сопроводительных материалов к законопроекту от начала декабря. Ключевые изменения коснутся регулирования переработок, условий заключения, корректировки, а также прекращения трудового договора, работы из отпуска, ограничений для женщин.
Люди хотят работать больше, предприятия готовы больше платить, — аргументировал глава ведомства Максим Решетников необходимость изменений.
Минэкономразвития предлагает несколько решений в сфере регулирования сверхурочного труда, в том числе установить лимит сверхурочной работы на уровне четырех часов в день и 240 часов в год. Согласно действующему законодательству, продолжительность сверхурочной работы для каждого работника не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. То есть, например, если сотрудник отработал в понедельник сверхурочно четыре часа, то во вторник на дополнительную работу его оставлять нельзя.
Исключением из предлагаемого регулирования должны стать работники государственных и муниципальных учреждений, работающие по внутреннему совместительству более чем на одну четвертую месячной нормы. Для них продолжительность сверхурочной работы будет ограничена 120 часами в год.
Предлагается оплачивать сверхурочную работу свыше 120 часов в двойном размере за каждый час работы. На сегодняшний день работодатель обязан оплачивать первые два часа сверхурочной работы не менее чем в полуторном размере от заработной платы, последующие часы — не менее чем в двойном размере. В настоящее время только 11% работающих сверхурочно получают дополнительную оплату, следует из материалов к законопроекту.
Увеличение ежедневной продолжительности рабочего дня крайне негативно скажется на здоровье работающего населения и, как следствие, на демографической ситуации и производительности труда, скептична заместитель председателя правления Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина. По ее словам, действующее нормирование сверхурочной занятости обосновано исследованиями в области медицины труда.
Часть предложений Минэкономразвития по повышению гибкости рынка труда касается порядка заключения, расторжения и изменения условий трудового договора. Среди них — сокращение срока уведомления работника об изменениях условий трудового договора по инициативе работодателя — с двух месяцев до одного.
Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся работу, и по действующим правилам при его отказе трудовой договор расторгается по общим основаниям. Минэкономразвития предлагает нормативно закрепить выплату дополнительной компенсации работнику в размере месячного заработка в этой ситуации.
Кроме того, в случае, если организацию ликвидируют или же происходит сокращение штата, а персональное уведомление работников об увольнении в связи с этим невозможно, предлагается разрешать использовать для этого почту или средства электронного документооборота.
Также предлагается расширить список причин для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Минэкономразвития предлагает дать работодателю право расторжения трудового договора с сотрудником, если он не является на рабочее место в течение четырех месяцев по неизвестным причинам. Кроме того, предлагается считать однократным грубым нарушением трудовых обязанностей (из-за которого можно увольнять сотрудника в одностороннем порядке) хищение по месту работы, за которое была установлена мера ответственности в виде судебного штрафа или постановления судьи, даже если уголовное преследование было прекращено в связи с применением такой меры.
В проекте документа устанавливается срок отзыва работником заявления об увольнении по собственному желанию. Сделать это можно будет не позднее чем за три дня до окончания срока предупреждения об увольнении (две недели). По действующему законодательству такой срок не закреплен, и отозвать заявление сотрудник может в любой день, включая последний день работы.
Также снимается запрет на испытательный срок при приеме на работу лиц, получивших среднее профессиональное или высшее образование, в течение года с момента его получения.
Отметим, что в настоящее время не устанавливается испытательный срок для лиц, впервые трудоустраивающихся по полученной специальности, в течение года после окончания учебного заведения. Исключением будут лица, заключившие договор о целевом обучении: они сохранят право на устройство на работу без испытательного срока.
Предлагается увеличить с 35 до 70 человек численности работников, с которыми работодатели — субъекты малого и среднего бизнеса могут заключить срочный договор.
Источник: ТАСС, ТАСС, Российская газета, ТАСС, Известия, РБК
