Развитие технологий уже перевернуло кинопроизводство, однако в отечественной мультипликации искусственный интеллект (ИИ) пока остаётся скорее экспериментом, чем нормой. Большинство режиссёров воспринимают его не как угрозу, а как новый инструмент — полезный, но требующий осторожности.
Двукратный номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит, автор «Лунтика. Возвращения домой» и готовящейся к релизу ленты «На выброс», признаётся: в его работах ИИ пока не участвовал.
Мы не применяем искусственный интеллект, пока не понимаем, как с ним работать. Это просто инструмент. Когда-то ругали компьютерную графику — мол, душа мультфильма потеряется. Но ведь не потерялась. Важно, кто держит инструмент в руках. Если профессионал — будет искусство, если нет — получится ремесло, — говорит Бронзит.
Создатель популярного сериала «Три кота» Дмитрий Высоцкий также уверен: главное — не замена человека, а творческое управление технологией.
Когда за инструмент берутся хорошие художники, всё оживает. Так и с ИИ — им нужно управлять творчески. Мы пока используем только собственные идеи, но знаю, что некоторые сценаристы пробуют нейросети для мозговых штурмов. Машина делает за секунды то, на что у людей уходит час. Но это лишь ускорение процесса, не подмена творчества, — отмечает режиссёр.
Эту позицию разделяют и коллеги из киноиндустрии. Сценарист фильма «Сто лет тому вперед» Андрей Золотарёв рассказал, что обращается к нейросетям лишь для сбора информации и поиска справочных данных.
В крупных студиях ИИ уже помогает оптимизировать рутинные процессы. По словам генерального директора ГК «Рики» Юлии Немчиной, технологии способны вдохновлять, но не заменяют человека.
Будущее — за синергией человека и машины. ИИ помогает ускорять процессы, генерировать идеи, но “анимация” по определению — это душа, а не алгоритм. Никакая нейросеть не заменит интуицию и талант художника, — подчёркивает Немчина.
По словам генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Александра Жарова, в компании уже применяют ИИ для модерации контента, персональных рекомендаций, помощи сценаристам и создания прототипов персонажей.
Ключевое слово — баланс. Искусственный интеллект должен быть помощником, а не заменой творческому человеку, — заявил Жаров.
Холдинг активно развивает международное сотрудничество: совместно с китайской Beijing Auranova планируется выпускать ИИ-генерируемый контент и помогать блогерам выходить на зарубежные рынки.
Международные тенденции подтверждают: ИИ в кино становится стандартом. Исследование Mozilla Foundation и института Берггруэна показало, что 81% технологических специалистов и около 40% работников креативных индустрий уже используют нейросети. Чаще всего — для генерации идей, редактирования текстов и визуальных референсов.
«Мне нравится обмениваться идеями с ИИ, как с коллегой-сценаристом», — признался один из голливудских продюсеров, участвовавших в опросе.
Однако вместе с интересом растёт и тревога: две трети респондентов боятся потери рабочих мест, а 63% — нарушения авторских прав. На этом фоне Disney и NBCUniversal уже подали иски против разработчиков Midjourney.
Тем временем, студии вроде Netflix и Lionsgate тестируют генерацию трейлеров и VFX, а режиссёр Даррен Ароновски сотрудничает с Google DeepMind над экспериментальными короткометражками. По данным Morgan Stanley, ИИ способен снизить издержки производства фильмов и сериалов до 30%.
Российские мультипликаторы и продюсеры сходятся в одном: искусственный интеллект — не враг, но и не творец. Он ускоряет процессы, но не способен вложить в историю эмоцию, ради которой зритель приходит в кино. И если Голливуд учится использовать нейросети как ускоритель производства, то отечественная анимация предпочитает идти медленнее — но не терять душу.

