Сеть кинотеатров «5 звезд» уникальна для российского рынка, потому что она изначально задумывалась как сеть кинотеатров для интеллектуального зрителя. О самых актуальных проблемах отрасли, «зрительской проблеме», отношениях с государством и уникальной прокатной ситуации в Рязани мы побеседовали с генеральным директором сети кинотеатров «5 Звезд» Ваганом Сергеевичем Егояном.
Cinemaplex: Активность государства в отношении кинотеатров и киносетей в последнее время стала особен+но заметна. Все показчики под угрозой штрафов сейчас срочно подключаются к ЕАИС; также активно обсуждаются возможная отмена льготы по НДС на показ зарубежных фильмов и введение квотирования на показ российских? Как Вы относитесь к новым инициативам со стороны государства в отношении кинотеатров?
Ваган Егоян: К ЕАИС мы подключились одними из первых, и этот вопрос был решен нами оперативно, без затягивания процесса. Мне кажется, что введение квотирования – это вопрос не рыночный, поэтому поддержать мы его не можем. Что касается существующей льготы по НДС, то я считаю ее необходимой мерой для поддержки индустрии в целом. На мой взгляд, ее нужно сохранить еще на протяжении 3-5 лет как минимум.
На ком, прежде всего, скажется отмена этой льготы?
Частично – на экономике кинотеатров, частично – на зрителях. Безусловно, цена билетов увеличится. На репертуарной политике наших кинотеатров эта ситуация вряд ли отразится.
Как сделать так, чтобы в Министерстве культуры прислушивались к мнению кинотеатров и учитывали их интересы?
Я полагаю, что новое руководство в Министерстве культуры прислушивается к нам, и это радует. Проводятся совещания, мнения профессионалов индустрии быстрее доходят до высоких кабинетов. Нам поступило предложение из Комитета по культуре высказать свои рекомендации в решении ключевых вопросов. Как член «Киноальянса», мы постоянно участвуем в собраниях этой организации, выказываем свои предложения, которые потом объединяются с мнениями наших коллег и озвучиваются в министерстве. Недавно крупными сетями были озвучены еще две формы государственной поддержки: предоставление льготы по таможенным платежам и по НДС при ввозе оборудования, прежде всего цифрового; сокращение ставки отчислений в РАО до 0,3%.
Важно то, что эти меры поддерживают не только кинотеатры, но и индустрию в целом. Если показчикам будет комфортно вести свой бизнес, то и остальные только выиграют от этого.
В структуре «Киноальянса» произошли важные изменения: НП возглавил Игорь Ильчук. Есть ли потенциал для совершенствования работы этой организации?
Игорь Ильчук – известная и опытная фигура в индустрии, не понаслышке знакомая с ее проблемами. Думаю, что с его приходом «Киноальянс» будет развиваться динамичнее. Это открытая организация, так что каждый показчик может стать ее членом. По динамике увеличения количества участников «Киноальянса» можно судить о том, что он расширяется и укрепляет свои позиции. На критические замечания о том, что «Киноальянс» не способен учитывать интересы всех ее членов, я отвечу, что эта организация должна решать вопросы, общие для всех кинотеатров. Он не в состоянии заниматься всем, включая частные вопросы кинотеатра по ведению своего театрального хозяйства, например, арендными ставками. Это дело арендатора и арендодателя. «Киноальянс» создавался, чтобы выступать от индустрии в целом и заниматься глобальными вопросами.
То же подключение к ЕАИС: это не столь большие денежные вложения для правильно ведущего свои хозяйственные дела кинотеатра. Я считаю, что в интересах «Киноальянса» и отдельных кинотеатров нет противоречий.
У индустрии еще есть большой потенциал для развития. На мой взгляд, в ближайшие пять лет она будет развиваться, так как залов в стране по-прежнему не хватает. По самым скромным подсчетам, количество экранов должно увеличиться как минимум в два раза.
Но как именно должно происходить увеличение количество экранов? Например, в Рязани сложилась удивительная ситуация, когда в городе сразу несколько мультиплексов сконцентрированы на минимальном расстоянии друг от друга, и совсем скоро «Люксор» откроет зал, оборудованный системой D—BOX.
Ситуация в Рязани сложилась уникальная. Подозреваю, что такой конкуренции нет ни в одном городе мира (смеется). Иногда такое случается, когда идет развитие индустрии. Напротив, во многих других регионах не хватает конкуренции. Есть регионы, которые могут иметь в несколько раз больше экранов, чем есть сейчас, и их долго перечислять. Гораздо проще назвать города, где количество экранов близко к насыщению – таких порядка 10-15. Единичные случаи – где произошло перенасыщение проката. В городах с населением менее 300 тысяч совершенно другая ситуация. Там конкуренции нет совсем, потому что строительство кинотеатров в малонаселенных городах нерентабельно для бизнеса.
Мы внимательно изучаем ситуацию в городах с населением от 300 тысяч жителей. Например, в Смоленске есть два кинотеатра, которые не показывают хороших результатов по сборам. Это небольшие, старые кинотеатры (одно/двузальники). Они не могут естественно предоставлять качественные услуги по кинопоказу. Но в Смоленске уже сейчас открывается профессиональный 6-зальный оператор, и планируются еще два мультиплекса. Для города с населением 300 тысяч жителей два-три мультиплекса – это хороший показатель. Ситуация с качеством кинопоказа улучшится, и количество зрителей увеличится в десятки раз.
Те два кинотеатра, да и аналогичные во многих других городах, не могут так продолжать работать дальше. Мы не будем отказываться от строительства современных кинотеатров, чтобы эти площадки выжили. Я экономист и оперирую экономическими категориями. Ничего более здорового, чем рыночная конкуренция, человечество еще не придумало. Именно конкуренция приведет к тому, что индустрия кинопоказа обязательно встанет на ноги. Рынок обязательно станет профессиональным.
Планируется ли открытие новых площадок в этом году?
Один региональный проект в этом году у нас точно откроется, возможно, успеем и со вторым в конце этого года или в начале следующего. Мы стараемся органично развиваться и не ошибаться в проектах – всегда рассматриваем их тщательно, поэтому и продукт получается штучный, качественный. У нас такая стратегия. Сейчас внимательно изучаем ситуацию со Смоленском – возможно, придем туда. Но даже если не придем – жители города все равно получат современные мультиплексы (улыбается).
В каком объеме осуществлена «цифровизация» сети «5 звезд»?
В этом вопросе мы совершенно точно не отстаем от других сетей. Порядка 65% залов – цифровые, и процесс продолжается. Будем идти в ногу со временем, в настоящий момент необходимости полностью избавляться от пленки нет. Большие затраты мы распределим равномерно.
Многие кинотеатры сейчас называют одной из главных проблем ситуацию со зрителем – очень узкий сегмент аудитории сейчас ходит в кино постоянно, и мы практически потеряли старшее поколение на сеансах. Считаете ли вы, что ситуация стоит так остро, и какие шаги вы предпринимаете, чтобы не потерять зрителей в своей сети?
Я думаю, что проблема со зрителем несколько преувеличена. Мы работаем со старшим поколением и предоставляем скидки пенсионерам (50%). Мы видим по премьерным показам фильмов, предназначенных для взрослой аудитории, что отклик есть. Есть еще потенциал по привлечению этого зрительского сегмента, но также и нельзя сказать, что люди старше 50 лет в кинотеатры не приходят.
Этому во многом способствует проводимая репертуарная политика. Ее не просто вести, так как это трудозатратный процесс. Но мы это применяем и в регионах, где у нас на одной площадке в среднем идет 15-20 фильмов. Эта политика оправдывает себя, если заниматься ею долго и упорно – результат вы получите далеко не сразу. Например, на третий год работы в Самаре мы видим, что сумели получить своего зрителя, что показатели растут. Аудитория приходит смотреть арт-хаусные фильмы, и потенциал этого сегмента далеко не исчерпан.
Вы с самого начала пришли к тому, что станете сетью кинотеатров для интеллектуального зрителя?
Да, это было первоначальным решением на стадии запуска, и репертуарной политикой очень успешно занимается Армен Суренович Бадалян.
Какие изменения и новшества Вы планируете внести в работу сети в течение этого года?
Продолжится процесс «цифровизации». В остальном же сеть полностью автоматизирована и оптимизирована с точки зрения всех сегментов – кинотеатральный показ, консешн-зона, рестораны, бары и другие развлечения для зрителей. У нас создана управляющая компания, которая занимается этим на высоком профессиональном уровне. Наша первостепенная задача – повышение качества обслуживания зрителей и посетителей других зон.
Ценовая политика – средняя, в каждом конкретном регионе. Кроме того, у нас действует клубная система, мы уделяем развитию программ лояльности для наших гостей очень большое внимание. Бронирование и продажа билетов через интернет – все это работает на всех площадках.
Развитие новых форм кинопоказа, в частности, онлайн-кинотеатров, сильно повлияет на обычные кинотеатры?
Я думаю, что влияние будет несущественным. Сегмент видео и DVD практически полностью перейдет в интернет, возможно, какую-то долю интернет возьмет у живого кинопоказа, но кинотеатр все равно останется самым демократическим способом времяпрепровождения. Это культура, это способ общения, безусловно, лучшее качество просмотра, чем с помощью любых других способов. Не вижу серьезных проблем в стремительном развитии онлайн-показа.
Какие достижения для сети кинотеатров «5 звезд» в 2012 году стали главными?
Мы открыли две площадки – в Рязани и Пензе. В Пензе дела идут очень хорошо, но и в Рязани проект хотя и более сложный, но все равно перспективный. Увеличили процент цифровых залов сети на 15-20% и заключили несколько контрактов на новые кинотеатры. В целом 2012 год получился неплохим. Мы еще не подвели полностью итоги года, но уже некоторые показатели идут с опережением результатов 2011 года.
Если смотреть на отрасль в целом, то заметен большой потенциал ее развития, в перспективе как минимум пяти лет. Но по сравнению с многими другими сегментами экономики, наша отрасль кинопоказа считается менее рентабельной. Это весьма распространенное мнение среди экспертов рынка. Кинотеатральный бизнес – очень сложно управляемый, с большими вложениями и длинной окупаемостью. Им заниматься очень тяжело.
Группа компаний «Парадиз».
Основные направления деятельности:
— дистрибуция зарубежных и отечественных фильмов (фильмотека на более чем 1500 позиций; уникальная коллекция мировых шедевров, в частности картин Скорсезе, Вуди Аллена, Альмодовара, Кустурицы)
— строительство и эксплуатация кинотеатров и мультиплексов (кинотеатр «Ролан» и кинотеатры «Пять Звезд» в Москве; сеть кинотеатров «Пять Звезд» в регионах)
— кинопроизводство художественных и анимационных фильмов
— кинофестивали (фестиваль российского кино «Окно в Европу»; Московский международный фестиваль фильмов для детей и юношества)
— издание киножурнала «Ролан»
— художественная галерея «Парадиз»