Поиск
Точное совпадение
Поиск (только) в заголовке
Поиск в контенте
Search in comments
Search in excerpt
Поиск в контенте
Search in pages
Search in groups
Search in users
Search in forums
Filter by Custom Post Type
Искать в категориях
{ "homeurl": "https://cinemaplex.ru/", "resultstype": "vertical", "resultsposition": "hover", "itemscount": 4, "imagewidth": 70, "imageheight": 70, "resultitemheight": "auto", "showauthor": 0, "showdate": 0, "showdescription": 1, "charcount": 3, "noresultstext": "Нет ничего!", "didyoumeantext": "Возможно:", "defaultImage": "https://cinemaplex.ru/wp-content/plugins/ajax-search-pro/img/default.jpg", "highlight": 1, "highlightwholewords": 1, "openToBlank": 1, "scrollToResults": 0, "resultareaclickable": 1, "autocomplete": { "enabled": 1, "googleOnly": 0, "lang": "ru" }, "triggerontype": 1, "triggeronclick": 0, "triggeronreturn": 0, "triggerOnFacetChange": 0, "overridewpdefault": 1, "redirectonclick": 0, "redirectClickTo": "results_page", "redirect_on_enter": 0, "redirectEnterTo": "results_page", "redirect_url": "?s={phrase}", "more_redirect_url": "?s={phrase}", "settingsimagepos": "left", "settingsVisible": 0, "hresulthidedesc": "0", "prescontainerheight": "400px", "pshowsubtitle": "0", "pshowdesc": "1", "closeOnDocClick": 1, "iifNoImage": "description", "iiRows": 2, "iiGutter": 5, "iitemsWidth": 200, "iitemsHeight": 200, "iishowOverlay": 1, "iiblurOverlay": 1, "iihideContent": 1, "loaderLocation": "auto", "analytics": 0, "analyticsString": "", "aapl": { "on_click": 0, "on_magnifier": 0, "on_enter": 0, "on_typing": 0 }, "compact": { "enabled": 0, "width": "50%", "closeOnMagnifier": 1, "closeOnDocument": 0, "position": "static", "overlay": 0 }, "animations": { "pc": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "fadeInDown" }, "mob": { "settings": { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "results" : { "anim" : "fadedrop", "dur" : 300 }, "items" : "voidanim" } }, "autop": { "state": "disabled", "phrase": "", "count": 10 } }
CINEMAPLEX ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОРЫНОК
X

Трейлер

СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. ПРОДОЛЖЕНИЕ


Юрий Кириллов 16.06.2014 / 00:12 5

statistikaБлагодаря Марку Твену фраза «Есть ложь, наглая ложь, и статистика» разлетелась по миру и стала крылатой. С тех пор к различного рода аналитикам и экспертам, использующих статистические данные, всегда относятся с большой долей скептицизма. Сами эксперты вступают между собой в жаркие дискуссии, иногда переходя на личности. Ситуацию в статистике немного разрядила комедия Эльдара Рязанова СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН, после чего к самим статистам стали относится с юмором.

 Статистика — это наука, она не терпит приблизительности…

 Быть экспертом в области кинопоказа вдвойне неприлично. Как таковых точных статистических данных найти трудно. У крупнейших агенств результаты бокс-офиса за уикенд по отдельным фильмам порой расходятся на треть, а некоторые прокатчики и вовсе не предоставляют своих отчетов. Не говоря уже о самих кинотеатрах, особенно в глубинке. Последний ручеек статистики иссяк в феврале, когда сеть «Синема Парк» перестала печатать свои данные.

Теперь, чтобы акционерам сравнить работу менеджмента и оценить общую ситуацию приходится пользоваться цифрами из других областей экономики, и тут можно обнаружить удивительные вещи... Данные коллег иногда достаточно точно характеризуют происходящее.

Вот продавцы автомобилей накануне опубликовали свои отчеты. Оказывается в мае месяце продажи машин упали на 12%. В других сводках цифры падения схожие: в оптовой торговле, в общественном питании, в промпроизводстве. По всем фронтам сокращение на 12%. А сколько в кино?

 Здравствуйте… Прокофья… Людмиловна…

 Могу лишь положиться на данные «Формулы кино»: падение в мае было чуть больше, но с учетом закрытия в этот период одного флагманского кинотеатра на реконструкцию, киносеть также снизила показатели на 12% по сравнению с прошлым годом. Причем в провинции падение было куда более значительным, чем в двух столицах. Видимо в регионах люди чувствительнее переносят спады в экономике.

Откуда взялась такая солидарность в различных сегментах бизнеса? Что в принципе общего между автомобилями и кино? Ответ, наверное, простой: за год курс доллара вырос в среднем на 12% (с 31 до 35 рублей), в результате чего на аналогичный процент упала потребительская способность населения. И это на мой взгляд самая тревожная тенденция. Ведь в прошлые годы бокс-офис страны рос в основном за счет строительства новых залов. Касса за год увеличивалась на 12-13% соразмерно прибавлению новых экранов на 12-13%. Но мы подошли к тому моменту, когда строить кинотеатры становится больше негде, и честно говоря, в таком инвестиционном климате не особо хочется. А значит впереди нас ждет в лучшем случае отсутствие роста выручки, а в худшем ее сокращение.

 А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то её выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.

 Масла в огонь подливают наиболее патриотичные депутаты пытаясь ввести различные квоты и ограничения на показ зарубежных фильмов. Ну что ж, давайте с точки зрения все той же статистики попытаемся разобраться в идеологии, в смысле в репертуаре. Для многих из нас это наиболее болезненная тема.

За год в прокате появляется порядка 350 фильмов, из которых около 100 не влияют на результат, так как выходят в ограниченном прокате. На выбор кинотеатру предлагается 5 полновесных картин в неделю. Из этих 250 названий только 150 собирают более $1 млн, остальные проваливаются. Иными словами только 3 фильма в неделю показывают более-менее приличную кассу. Около 50 релизов собирают более $10 млн, то есть в неделю мы показываем один успешный фильм. 12 фильмов из всех собирают более $25 млн, в среднем по одному хиту в месяц. Только 6 фильмов превышают планку $35 млн, средне статистически попадая в категорию блокбастеров раз в два месяца. И, наконец, мы имеем 1-2 супер-пупер-мега-блокбастер в год с результатом $50 млн.

Я специально округляю цифры для лучшего понимания картины, чтобы дать представление, как работает система. Не пытайтесь поймать меня на лжи, я не статистик, и никогда вплотную не следил за боксофисом. Год на год не приходится, но репертуарная матрица в целом работает по известному принципу Парето: 20% усилий дает 80% результата. То есть в нашем случае 70 фильмов приносят нашим кинотеатрам основную кассу. Более сведущие эксперты могут точно подсчитать эту цифру.

 Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем.

 Российские фильмы по статистике появляются приблизительно раз в неделю. В прошлом году их было около 60, и они собрали $260 млн (19% бокс-офиса). Из отчетов видно, что только 10 картин окупили свое производство. Мега успешный СТАЛИНГРАД  на отечественных экранах затрат не отбил, но хорошо продавался по миру. МЕТРО бюджет не вернул, но у него также был неплохой прокат за рубежом. Итого со всеми натяжками окупилось только 20% российских фильмов. Опять-таки большой привет Вильфреду Парето.

Первая пятерка российских фильма освоила $150 млн бокс-офиса (СТАЛИНГРАД — $52 млн, ЛЕГЕНДА 17 — $30 млн, ТРИ БОГАТЫРЯ — $31 млн, ГОРЬКО — $25 млн, МЕТРО — $12 млн.), или в среднем по $30 млн на одно название. Это важный момент. Отечественные фильмы могут быть успешны, даже учитывая, что среди 10-миллионных хитов их доля составляет всего 10%. Лучшие работы наших режиссеров на равных конкурируют с зарубежными аналогами.

Основная беда кроется в среднем сегменте, и тут мы полностью проигрываем битву. У нас нет шансов бороться с Голливудом на равных. Средненькое американское кино со средненьким бюджетом прокатывается в десятках стран, и при средненьких сборах в каждой из них так или иначе окупается. Для российского продюсера вход на мировой рынок со средненьким фильмом практически закрыт. Это никому не интересно, кроме нас самих. Поэтому приходится рассчитывать только на свой прокат и помощь государства.

Сдайте, пожалуйста, деньги на венок!

 Теперь считаем затраты. На производство всех отечественных фильмов было потрачено $250 млн. Из них на съемки первых пяти израсходовали $55 млн, или в среднем по 11 млн на фильм. А средний бюджет всех остальных фильмов составлял $3.6 млн. Соответственно, чтобы конкурировать с зарубежными фильмами нужно увеличивать бюджеты и инвестиции в кинопроизводсво минимум в три раза. Но и это еще не все.

Представляю себе глаза наших продюсеров, ожидающих, как с введением квот на их головы в скором времени польется золотой дождь. Не торопитесь. Для того, чтобы достичь доли российских фильмов в 50%, нужно выпускать вместо нынешних 10 более-менее успешных картин, по меньшей мере 75. То есть среди 150 фильмов с бокс-офисом выше $1 млн половина должна быть железно нашей. Из них 25 фильмов должны быть калибра МЕТРО, а шесть фильмов уровня ГОРЬКО. Пока же мы снимаем либо ТРЕХ МУШКЕТЕРОВ, бюджет на рубль, а сборы на копейку. Либо СТАРТАПы, когда вообщем-то интересная идея и достаточно талантливый состав исполнителей превращается в непонятно что, благодаря непрофессионализму продюсера.

 Ну, понимаете, можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного

 Взять и закачать кучу денег в производство ничего не даст. Тут нужна школа. А это огромные инвестиции в обучение, подготовку кадров, технологии, оборудование... многое чего. В конце концов, должнa быть история успеха (proven trаck record), чтобы у кого-то, помимо государства, появилось желание вкладывать в кино деньги.

У нас пока нет столько талантливых и успешных продюсеров, режиссеров, сценаристов, операторов... В обойме крутятся по каждому направлению классные специалисты, пересчитать которых хватит пальцев на одной руке. Вот они и снимают десяток хитов в год. Больше браться неоткуда, и чтобы они появились, нужны годы.

 Понимаете, Бубликов умер… а потом он не умер…

 Смотрим статистику дальше. В стране 3,500 экранов. Из них, наверное, две трети — это современные многозальные кинотеатры в составе ТРЦ. Остальная треть, по всей видимости, это одно-двухзальники, составляющие ядро регионального кинопроката в небольших городах. Кто-нибудь задавался вопросом, что с ними станет, если введут квоты? В большом мегаполисе достаточно проехать пару остановок, чтобы оказаться в другом мультиплексе. А в маленьком городке однозальник может быть один.

И как там расписывать фильмы? Нет в достатке хороших российских фильмов — значит нет репертуара. Нет новинок, на которые идет зритель — однозальник моментально закроют. Никто не будет ходить на плохие фильмы, и никто не будет крутить кино при пустых залах. Какой у нас был бокс-офис в прошлом году? $1.375 млрд? Значит с введением квот и закрытием мелких игроков бокс-офис станет на треть меньше, или на $460 млн. Большие сети тоже потеряют не менее 20% сборов. Значит еще $185 млн долой. Итого кассовые сборы сократятся до $730 млн в год.

Если ура-патриотичные депутаты считают, что квотирование повысит собираемость отечественных картин до половины бокс-офиса, то они сильно ошибаются. Из $730 млн предполагаемых сборов на долю российских фильмов придется не $365 млн, а скорее всего все те же 20%. То есть вместо $250 млн заработанных в 2013г отечественные продюсеры получат не более $150 млн.

 У меня дети. У меня их двое: мальчик и… м-м… де… тоже мальчик. Два мальчика

 Думаю, проклятый Голливуд, потеряв на российских квотах $500 млн, как-нибудь переживет. Мировой бокс-офис, в котором они доминируют, по данным опубликованным на последнем Синемаконе в Вегасе в прошлом году составил $36 млрд. Пара процентов для них — небольшая потеря в пределах погрешности. А вот российской киноиндустрии при потере 40% кассы придется совсем туго.

Ну, допустим, Бекмабетов — он и в Африке им останется. Таких людей Голливуд и сейчас к себе подтягивает со всего мира. Ведь Бекмабетову без разницы, где кино снимать, и кому его показывать. И вряд ли он сам ратует за введение квот. Больше всех достанется как раз тем, кто всегда «за исконную культуру и самобытность» против Голливуда. Мол, не смотрят мои шедевры из-за проклятых пиндосов. Не дают, прям, показывать, а когда дают, то все деньги из кассы воруют! Ведь нашлись же такие лоббисты, кто вложил нашим депутатам в уши идею квотирования. Сами, небось, не додумались.

 Идите вы… в бухгалтерию!!!

 Идем дальше. Кредиты. В бизнесе считается нормальной кредитная нагрузка равная 2-2.5 годовым прибылям (EBITDA). У некоторых больших сетей она значительно выше. При маржинальности кинопроката 20% и при сборах $1.375 млрд, все кинотеатры за прошлый год заработали порядка $275 млн EBITDA. Это вероятно означает, что объем кредитного портфеля отрасли составляет $550-750 млн. С введением квот многие кредиты окажутся в дефолте. Прямо скажем, не самый подходящий момент для нашей банковской системы.

И последнее. В кино работают десятки тысяч человек, которые при введении квот рискуют потерять работу. Многие, особенно в глубинке, имеют мало шансов найти другую. Готово ли государство к такому раскладу? Не уверен.

Ну, какие у тебя планы на вечер? Какая компания? А мужчины там будут? Ну ты давай, знакомь меня. Я теперь женщина одинокая…

 Что нужно делать, и как можно поступить депутатам, у кого свербит национальное самосознание, и они не могут жить без запретов и квот? Можно крайне осторожно и плавно вводить ограничение на зарубежные фильмы, постоянно мониторя ситуацию с кинопрокатом. Главный лозунг: не навредить.

На этот год попытаться закрепить результат прошлого, введя квоты 18%, но с условием, что на афише кинотеатра обязательно должно присутствовать одно российское название. Пусть для однозальника это будет один утренний сеанс отечественного мультфильма. Через два-три года увеличить долю наших фильмов до 20%, параллельно предоставив кинотеатрам преференции за показ в виде налоговых льгот с российского кино. Доля тогда будет расти. Еще через пять лет поднять квоты до 25%. К тому времени производство фильмов в стране может окрепнуть. Лет через 10-15 долю можно довести до 30%. К этому времени при достаточном финансировании производства смогут подрасти новые бекмабетовы и бондарчуки.

В странах, где давно действуют квоты, и где сохранилась сильная школа, доля отечественных картин может достигать 30-40%. Это не 50%, как мечтают депутаты, но все-таки приличная цель на долгую перспективу.

 

5 комментариев »

  1. Дмитрий NFS 17 июня 2014 в 19:35 - Ответить

    Интересная статья, спасибо.

    Рынок кинопроката в отличии от авторынка и и пром. производства очень зависим от репертуара и думаю Вы согласитесь, что этот май по уровню фильмов был где-то на 15-20% слабее прошлого года в первую очередь за счёт первой половины, которая на праздники осталась фактически без сильного проката. На фоне этого -12% это не плохо. 70% автомобилей в РФ покупается с привлечением кредитов, а наша экономика уже пару месяцев опутана признаками рецессии, которую часть потребителей уже ощутила в виде снижения доходов, но большая часть граждан ощущает скорее неопределённость будущего благосостояния, неопределённость в возможности роста реально располагаемого дохода. На мой взгляд не стоит связывать итоги мая на других рынках с рынком кинопроката, слишком разные макроэкономические предпосылки в их динамиках, хотя некоторое влияние всё же имеет место.

    Если мы сравниваем сборы в долларах, что не отражает реальный потребительский спрос в условиях девальвации рубля, то опять же на фоне более слабого проката -12% сборов в долларах это хороший показатель. Если же речь про рублёвый эквивалент, то курс доллара тут не при чём.

    Может быть я не внимательно читал предложение Шлегеля, но что понимается под квотами? % сеансов или другой показатель?

  2. Юрий Кириллов 17 июня 2014 в 21:15 - Ответить

    Дмитрий, у меня есть своя теория, по которой на длинном промежутке времени репертуар не играет большой роли. Да, в каком то месяце может быть пузырь, типа как в феврале с Вием. А в каком то месяце может быть голяк. Но на отрезке в один год все выравнивается, и на первое место выходят макро экономические показатели. То есть человеку в принципе без разницы на какой фильм идти, если у него в кармане звенят монеты и есть свободное время для развлечений. И наша задача сделать все, чтобы он потратил деньги именно у нас.

    У нашего менеджмента всегда есть отмазка для оправдания плохих результатов. Каждый раз ссылаются на репертуар. Зато когда результат хороший, то это уже чисто их заслуга, а не Джеймса Камерона. Поэтому, когда заходит разговор про репертуар, у меня становится кислое лицо. )

    У меня нет информации, что именно имел ввиду под квотами депутат с патриотичной фамилией. Было просто про 50% российских фильмов. Как это будет в законе, и будет ли, я не знаю.

  3. Дмитрий NFS 18 июня 2014 в 16:08 - Ответить

    Юрий, полностью согласен с фактором репертуара и долгосрочном периодом.

    Если отбросить условно говоря эффект «Аватара», то в рамках года репертуар усредняется и сравнение становится паритетным. Именно по этому в нашей отрасли делать выводы по одному месяцу не корректно.

    Для корректной оценки результатов конкретного кинотеатра или региона относительно прошлого года с учётом изменения конкурентного поля(если оно имело место быть) всегда можно в качестве базового роста/падения брать данные по РФ в целом за отчётный месяц и запрошлые месяца для выделения общего тренда. Я стараюсь делать именно так, а иначе как корректно оценивать репертуар не знаю.

    Например за 4 недели мая 2014 года бокс-офис был на 30% ниже 2013 года, а накопительный итог с начала года по последний уикэнд +2,2%. Посмотрим, что покажет июнь—июль относительно прошлого года и уже можно будет говорить о наличии рецессии в кинопрокате.

    По поводу квот. Прогноз о падении общих сборов сетей и отдельных кинотеатров с 8-ю и более залами на 20%, а общих сборов по РФ на 50% должен же вызвать какую-то реакцию кроме статей в интернете? Есть ли попытки среди лидеров рынка вступить очередной раз в диалог с законодателями и как-то повлиять на ситуацию?

  4. А1 20 июня 2014 в 5:42 - Ответить

    По поводу потери работы в маленьком городе. У меня именно такая ситуация. если я теряю работу в своем городе, аналогичной работы здесь просто нет... А в кино отработано не мало лет. Сложно менять профиль и привыкать к чему-то другому, так у нас работы в городе, кроме продавцов найти нет возможности, а с «белой» з/п так уж вообще не реально. Юрий справедливо в своей статье задает вопрос: «В кино работают десятки тысяч человек, которые при введении квот рискуют потерять работу. Многие, особенно в глубинке, имеют мало шансов найти другую. Готово ли государство к такому раскладу?» К сожалению, наше государство об этом вообще не думает... Печально как-то.

  5. 4Х4 22 августа 2014 в 11:50 - Ответить

    «...в регионах люди чувствительнее переносят спады в экономике.» Меткое наблюдение. Угадайте почему? Да «в регионах» зарплаты в разы ниже. В столицах еще не почувствовали снижения рынка, а в провинции по большинству направлений тихая паника. Цифры на уровне 12, а то и 11 года, тут о приросте вообще речи не идет, план валим месяц за месяцем. И репертуаром нам (менеджменту) теперь не отмазаться...

КОММЕНТАРИИ »


шесть − 2 =